Трансперсональная психология: что это такое, транс в психологии, обучение психолога, основные идеи методики

Транс – психология

Что такое транс в гипнотерапии — слышали многие. А что собой представляет само состояние транса — мало кто знает.

Сегодня на сайте психологической помощи Психоаналитик-Матвеев.РФ, Вы узнаете, как войти в транс и как происходит наведение состояния транса в условиях, когда Вас можно загипнотизировать, и в обычных, житейских условиях.

Что такое транс, как измененное состояние сознания

Одно из измененных состояний сознания — вот что такое транс в психологическом понимании. Т.е. когда человек в трансе, он, в зависимости от глубины транса, теряет возможность четко осознавать настоящее, не может критически оценивать ситуацию и адекватно мыслить.

Сам по себе транс не имеет ничего сверхъестественного, практически каждый человек ежедневно, иногда помногу раз в день входит в состояние транса, сам этого не осознавая.

Также, человек может спонтанно (непроизвольно) войти в транс, например во время управления машиной…либо будучи пассажиром какого-либо транспортного средства… Многие водители могут припомнить такие моменты, когда они добрались до дома, не запомнив сам путь…как бы на автопилоте — это тоже был транс, т.к. в это время они могли в своем воображении находиться где угодно, а автомобиль вести автоматически, на подсознательном уровне…

Даже при обычном чтении книги Вы можете не заметить как вроде бы прочли страницу, или несколько, но совсем не поняли, не осознали, что прочитали — это было состояние транса…

Как войти в транс и стать гипнабельным (внушаемым)

Очень важный момент — это то, что если человеку войти в транс, то он может стать гипнабельным (внушаемым) — это состояние транса может быть использовано как для добра, так и для зла.

Как вы уже догадались — транс это обычное, естественное состояние нашего сознания…точнее — переход из сознания в подсознание, обычно из левого полушария головного мозга (сознание) в правое (подсознание), оставляя между ними некий мостик. Такой вид транса иногда называют бытовым.

Такое естественное явление могут использовать мошенники всех мастей, например, вербовщики, гадалки на вокзале…навязчивые продавцы и недобросовестные рекламодатели (практически любая реклама содержит скрытое, гипнотическое послание для вашего подсознания).

И конечно, произвольное наведение транса, иногда глубокого, гипнотического, используют гипнотизеры для эстрадных шоу, и гипнотерапевты для лечения методом гипноза различных психологических недугов.

Как ввести человека в транс

Прежде чем гипнотизировать, нужно знать как ввести человека в транс…это будет не простой бытовой транс, а гипнотический…с более сильным изменением сознания и выходом на более глубинные уровни — этим обычно занимаются специалисты, т.к. дилетант может навредить психике человека.

Самый же простой способ ввести человека в транс, когда он уже становится внушаемым — это просто ввести его в замешательство, в состояние стопора, недоумения или оцепенения… Например, быстро и уверенно говорить и говорить, глядя сквозь него на полупонятном ему языке…при этом нарушив личную дистанцию и ярко жестикулируя (причем жесты не соответствуют словам, т.е. уже вводят человека в заблуждение и транс).

Как не поддаться тому, чтобы Вас ввели в транс и сделали внушаемым?

Чтобы Вас не ввели в транс и не смогли Вам внушить что-то нехорошее и не сделали человеком-роботом или зомби, Вам нужно уметь противостоять этому.
Самый простой способ противостоять наведению транса и гипнотизированию — это смотреть человеку между глаз, чуть выше линии его глаз, в так называемую точку «третьего глаза»….как бы сквозь него…

Есть и другие техники и методы противостояния гипнозу и наведению транса — но здесь нужна некоторая тренировка и обучение.

Консультация психоаналитика онлайн (ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ)

Пройдите психологические тесты: на гипнабельность…

Обязательно загляните в журнал психоаналитика: читайте психологические статьи, советы и рекомендации

Источник:

Трансперсональная психология

текст раздела подготовлен по материалам В.Козлова, В.Майкова и Г.Карельского

Термин «» имеет латинские и греческие корни. Греческое слово «психология» состоит из двух слов — «psyche», что означает душа, дух, дыхание и «logos», т.е. слово, рассуждение. Выходит, что первичное значение слова «психология» следующее: «слово души» или «слово духа». Слово «трансперсональная» происходит от латинских «trans» и «persona», т.е. «сквозь», «через» и «маска».

Таким образом, изначально «трансперсональная психология» подразумевает «слово души сквозь и по ту сторону маски».
Уильям Джеймс был первым психологом, который использовал термин «transpersonal» (трансперсональное) в своем курсе в Гарвардском университете в 1905 году и он считается первым трансперсональным психологом за свою пионерскую работу «Многообразие религиозного опыта».

Мировые духовные и философские традиции являются предшественниками и носителями трансперсонального проекта в психологии. Следует различать между собой термины «трансперсональное», «духовное» и «религиозное».

Религиозные переживания относятся к системе верований, хотя и содержат некоторые трансперсональные элементы. Духовное относится к области человеческого духа и части человеческого опыта, которая не ограничена телесным переживанием.

Трансперсональная психология возникла в США в конце 60-х годов XX века на основе трансперсонального проекта в культуре. Основателями этого направления выступили известные философы, психологи и психотерапевты: А. Маслоу, Э. Сутич, С. Гроф, А. Уотс, М. Мерфи, и др.

Проблемное поле трансперсональной психологии обозначили специалисты психоаналитического, гуманистического и трансперсонального направлений, а также ученые из других областей знания: У. Джеймс, З. Фрейд, О. Ранк, В. Райх, К.Г. Юнг, К. Роджерс, А. Маслоу, Ч. Тарт, К. Уилбер, К. Прибрам, Д.

Чью, Ф. Капра и др.

Трансперсональная психология — это учение о трансперсональных (или надличностных) переживаниях, их природе, формах, причинах и следствиях.

Трансперсональная психология — это учение о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т.д.

, которые вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять.

Во время дискуссий о том, как назвать новое психологическое направление, в 1968 году кругом его основателей — А. Маслоу, Э. Сутичем, С. Грофом и другими — было узаконено название «трансперсональная психология». Существует немало интерпретаций самого слова «трансперсональное».

Трансперсональный психолог Кен Уилбер слово «трансперсональное» поясняет как: «личное +…» и считает, что трансперсональная ориентация включает все остальные области личностной психологии и добавляет к ним более глубокие аспекты человеческого опыта, которые трансцендируют повседневные переживания.

Он считает, что трансперсональное — или «более чем персональное, надличностное» — это попытка более глубоко и научно представлять весь спектр возможного человеческого переживания.

Р. Уолш и Ф. Воон считают что, трансперсональными можно назвать переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной, или личной самости, охватывая человечество в целом, жизнь, дух и космос.

Брюс Скоттон определяет «трансперсональное» как находящееся «за пределами личностного» и относит его к области за пределами общепринятого, персонального, индивидуального уровня.

Более специфично трансперсональное относится к развитию за пределами среднего функционирования, где такое высшее функционирование оказывается более распространенным, чем считалось раньше.

Развитие человеческого сознания, в соответствии с исследованиями основателей трансперсональной парадигмы психологической науки (У. Джеймса, К.Г. Юнга, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, К. Уилбера, С. Грофа и др.), происходит по следующей схеме: сначала дифференциация, независимость функционирующего эго и затем трансцендирование привязанности к этому эго.

Прикладные аспекты трансперсональной психологии

Прикладное значение трансперсональной психологии состоит в новом взгляде на психическое здоровье и патологию, обеспечивая интегральный и интегративный подход к человеку. В настоящее время трансперсональная психология активно влияет на общегуманитарную парадигму, особенно через интегральный подход Кена Уилбера.

Трансперсональные дисциплины изучают трансперсональные переживания и связанные с ними явления, расширяя для этого возможности различных специальных областей знания.

Трансперсональные дисциплины не исключают и не обесценивают персональную сферу. Скорее, они помещают область персонального в более широкий контекст, охватывающий и трансперсональный опыт. Одна из интерпретаций термина трансперсональный подразумевает, что трансцендентное выражается через транс (trans) личностное.

Трансперсональное движение — это междисциплинарное движение, объединяющее и интегрирующее отдельные трансперсональные дисциплины.

Трансперсональная психиатрия — это область психиатрии, занимающаяся изучением трансперсональных переживаний и феноменов. Ее предметное поле то же, что и у трансперсональной психологии, с особым интересом к клиническим и биомедицинским аспектам трансперсональных явлений.

Трансперсональная антропология изучает кросс-культурные аспекты трансперсональных явлений и отношения между сознанием и культурой.

Трансперсональная социология занимается социальными аспектами и следствиями трансперсональных феноменов.

Трансперсональная экология изучает экологические аспекты, следствия и применения трансперсональных феноменов.

Трансперсональная наркология — трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса.

Эти определения характеризуют направления исследования и задачи трансперсональных дисциплин, эффективных в самоисследовании, самотрансформации, психотерапии неврозов и психозов и в психологическом оздоровлении общества.

. Метод был разработан доктором медицины Станиславом Грофом.

Тематические разделы:

Источник:

Трансперсональная психотерапия

Если кто-то ищет здоровье, Спроси его сперва, Готов ли он расстаться Со всеми причинами своей болезни.

Только тогда ты сможешь ему помочь.

Сократ

Что же такое трансперсональная психотерапия? И почему использование тренсперсональных техник в решении психологических проблем столь эффективно?

Для трансперсональной психологии человек – существо космическое, связанное на уровне бессознательного со всем человечеством и всей Вселенной. В каждом из нас заложен неисчерпаемый потенциал, благодаря которому мы обладаем возможностью доступа к общемировой космической информации. Этот потенциал способен активизироваться благодаря определенным состояниям сознания.

Откуда берет начало трансперсональная психотерапия

С глубокой древности человечество использует целительный потенциал необычных состояний сознания, которые достигаются медитациями, дыхательными техниками, упражнениями для ума и тела. Многие из древнейших духовных практик знакомы нам и сейчас.

Все возрастающая популярность йоги, с ее медитативными, дыхательными и физическими составляющими. Различные техники, в основе которых «игра» с дыханием, они свойственны и шаманской духовной культуре, и даосизму, и дзен-буддизму, и многим др.

Не говоря уже о трансовом танце, свойственном самым разным культурам: от шаманской  до мусульманской культурной среды (суфиийское кружение).

Для чего нужно состояние транса

Транс – это состояние, когда отключается так называемое активное сознание, т.е. способность человека концентрироваться на внешних воздействиях — определенном действии, или объекте, или звуке.

Введение в измененные состояния сознания благодаря дыхательным, телесным, медитативным и шаманским техникам используется как ускоритель энергии для самоисцеления. В этом состоянии и происходит концентрация «на себя», к тем «глубинным слоям», в которых и сконцентрированы травматические события.

Именно БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ избирает те переживания, которые наиболее значимы для личности на данный момент. В процессе данной терапии меняется жизненные стереотипы поведения человека и его реагирования на события и ситуации.

И немного еще о трансперсональной терапии

Метод психосинтеза – одна весьма интересная трансперсональная система, разработанная итальянцем Р. Ассаджиоли, включает в себя понятие субличностей. Это некие динамические подструктуры, обладающие относительной независимостью.

Источник: https://obu4ayka.ru/stati/trans-psihologiya.html

Трансперсональная психология

трансперсональная психология

Есть в природе нечто, что не любит стен
и хочет их разрушить.

Психология как наука всегда пыталась дать ответы на вопросы касающиеся познания человеческой сущности или интерпретировать поведение человека во всех его стимулах, мотивах и поступках за пределами эго.

Психика как совокупность когнитивных, аффективных и поведенческих проявлений все больше и больше порождает вопросы, ответы на которые все тяжелее найти с точки зрения того самого психоанализа, бихевиоризма или же когнитивной психологии, которая заняла лидирующие позиции в мире науки.

Трансперсональная психология, которая сначала являлась ответвлением гуманистической психологии и питала свои идею сначала, например, с концепции А. Маслоу, занимает на сегодня достаточно значительную часть психологической мысли.

И этому объяснение, как по мне, простое, по сколько сайентизм (ориентация на науку как на истину познания мира) во многом уступает антисайентизму, который утверждает, что все проблемы, которые мы имеем на сегодняшний день являются результатом научной деятельности человечества.

Трансперсональная психология питается наоборот отойти от устоявшихся догматов науки и сделает свою почву на самоактуализации личности путем традиционных практик и методов, которые она использует в своей терапии.

Не зря трансперсональную психологию многие именуют квазинаукой, которая не имеет достаточних оснований называться наукой из-за недостатка закономерностей и законов, принципов и эмпирических подтверждений. Но следует вспомнить того самого А. Пуанкаре и его конвенционализм, который говорит, что любая парадигма в науке является договором ученых в данной области.

Так что же мы тогда можем считать чистой воды наукой ??! Следует заметить, что трансперсональная психология не появилась не из чего. Я имею виду, что психология как наука дала свой толчок для разработки теории и практики, аппарата науки как таковой. Основные идеи трансперсональной психологии на ее основании были взяты, как отмечалось выше, с гуманистической психологии.

Представители гуманистов утверждали, что самоактуализация личности является главной целью на пути жизненных переживаний и психологических состояний, что проявлялось в субъективном и объективном опыте.

Первое раскрывает опыт человека в его связью с природой, всем человечеством и даже космосом, а второе – факторы, которые влияют на нас в совокупности всего, что нас окружает на микро- и макро- уровнях. Но фундамент, который заложила гуманистическая психология для трансперсональной устоялся, окреп и трансперсональность как феномен вышла на новый уровень.

Любая идея есть результатом истории ее творения, так и с трансперсональной психологией. Протонаука, которая является матерью всех наук, а именно философия древности, древних духовных традиций Востока и Запада дала настолько богатые медитативные практики, духовный опыт, что гуманистические идеи скоро себя исчерпали в глазах трансперсональной психологии стали для нее всего лишь скелетом истории и основой для пояснения общих процессов в данной области. Медитативные практики и трансперсональные состояния личности, вот что интересует трансперсональнаю психологию в 21 ст.. Психологи данной отрасли утверждают, что традиционные взгляды на психику человека потерпели крах, по сколько они упустили такие важные факторы формирования личности как духовность в ее формах переживания, изменения сознания и других психологический состояний человека.

Особенностью школы трансперсональной психологии является то, что она соединила, сделала своеобразный синтез всех знаний духовных практик для самоактуализации личности и отвергла модель человека как механизма, доминанты разума над чувствами, что истина недосягаема (скептицизм).

Трансперсональная психология выработала свою парадигму восприятия мира и утверждает, что все есть единое, неподдельное и каждый из нас есть зеркалом Вселенной. Мы есть микрокосмосом в миниатюре, который отображает все что происходило в данный момент и будет происходить.

Идея про Вселенную внутри нас раскрывает возможность восприятия всего опыта который когда – либо был или будет и помогает нам понять, что все едино, ничего не происходить бесследно и просто так, понять в первую очередь нас самих, нашу сущность и неделимость с миром, с природой, со всей Вселенной.

Читайте также:  Аудио гипноз для уверенности в себе: причины заниженной самооценки, эффективность гипносеанса, слушать гипноз бесплатно

Трансперсональная психология практики. Учение Уилбера

Кен Уилбер

Основной интерес в 21 ст. трансперсональной психологии направлен на изучение практик в области: 1) Развитие и расширение сознания личности; 2) Духовный и религиозней опыт всех народов мира; 3) Целостность личности.

Первое рассматривается в рамках учения Кенона Уилберома, который является очень известным философом в США в области интегрального подхода, который гласит, что все открытия которые когда – либо были есть результатом чего-то едино целого, которое следует рассматривать для достижения истины.

Другими словами, чтоб не было плюрализма никому ненужных знаний и методов для достижения поставленной цели.

В рамках трансперсональной психологии Уилбером была разработана идея «спектра сознания» выходя из которой восприятие личностью бытия и материи проходит три стадии: 1) преэгоическая (доличностный уровень развития); 2) эгоическая (личностный уровень развития); 3) трансэгоическая.(трансперсональный уровень развития). Уилбер пишет, что человек, который развивается идет по пути комплексного и осознанного пути и основной его целью есть расширение спектра сознания через интегральный подход изучения мира и человека в нем.

Рассматривая духовный и религиозный опыт как направление в изучении трансперсональной психологии, следует отметить, что духовность для человека есть центральной проблемой, которые пытаются решить транспсихологи всего мира.

Проблема заключается главным образом в том, что повседневная действительность заставляет менять отношение человека к вопросам более важным, нежели приземленным, в результате мы имеем социализацию личности по пути машины потребления, но никак не духовности и самоактуализации, познании себя хотя бы частично, осознании индивидуальности каждого из нас.

Трансперсональная психология Грофа

Станислав Гроф

Станисав Гроф, основоположник трансперсональной психологии, утверждает, что социальные роли, которые являются чем-то сложным, тем самым разъединяют целостность личности. Данные роли через некоторое время покидают нас и не дают нам быть самим собой.

Потому проблема духовности и поиска себя есть центральной для транспсихологов.
Целостность личности – это процесс синтеза основных структур психики человека, которое ведет к гармонии и душевному здоровью личности.

Идею целостности личности разработал Роберто Ассаджиоли, который утверждал, что утрата смысла существования, отсутствие позитивных ценностей и наличие противоречий могут привести к психическим расстройствам и заболеваниям.

Если структуры психики приобретают единую картину, то человек набирается энергией жизни и его прогресс на пути к самоактуализации преобретает целостный характер, жизнь становиться осмысленной и целенаправленной.

Ассаджиоли как представитель трансперсональности в своей теории психосинтеза раскрывает ряд задач, которые должен поставить перед собой человек для психического здоровья, а именно: познание своего духовного Я, обретение гармонии с самим сабой и внутренним миром и здоровые отношения с людьми и миром.

Трансперсональная психология основные положения

Трансперсональная психология основные положения

Поняв основные направления, по которым трансперсональная психология строит свою теорию, можно выделить основные принципы, то бишь основополагающие положение, по которых трансперсональная психология живет: 1. Принцип единства всего, что есть во Вселенной; 2.

Принцип самоактуализации личности; 3. Принцип развития сознания за пределы привычного; 4. Принцип духовного здоровья.

Вся методология, которая имеется на сегодня в трансперсональной психологии, являет собой трансперсональную терапию, которая питается достичь поставленных целей духовного здоровья личности, его целостности и самоактуализации.

Трансперсональная терапия – это метод трансперсональной психологии, который позволяет работать с подсознательными слоями психики для лечения вытесненных психотравм. Транспсихологи утверждают, что все психотравмы, которые скрываются в нас не дают нам развиваться по позитивному пути.

Только трансформация всего негатива, который в нас заложен, на позитивную энергию через трансформацию поможет нам понять суть психотравмы и исцелиться.

Только вот вопрос в том, как освободить эту энергию ? Трансперсональная психология идет по пути трансперсональних состояний, в которых человек переживает эти психотравмы, что является своего рода катализатором поиска ответа на вопрос и как результат выделение внутренней энергии человеком для исцеления. Это состояние можно назвать метафизическим и совсем не вредоносным.

Просто человек через данную практику питается взглянуть на проблему не путем вытеснения, а путем правильного восприятия и понимания. Тем самым личность освобождается от психотравмы. Взгляд на проблему проходит не шаблонным, навязанным обществом сценарием поведения, а приобретает новый качественный уровень осознания и как следствие решения, переходит в режим контроля ума и эго.

Трансперсональная психология практические методы. Холотропное дыхание, Ребёрфинг

холотропное дыхание

В трансперсональную терапию входят такие распространенные практики (методы): 1. Холотропное дыхание; 2. Ребёрфинг. 3. Экзистенциальные практики; 4. Медитации и йога. Первые две практики относятся к дыхательным практикам, которые имеют свои особенности и каждая из них на сегодня имеет свою технику и число поклонников.

Данные техники вызывают комплекс переживаний у человека, которые ведут к разным результатам в соответствии с приемами, которые применяются в техниках и тем самых разделяют их. Экзистенциальная практика затрагивает основные категории, которыми оперирует экзистенциальная психология. В первую очередь это смысл жизни и комплекс ценностей личности.

Сама практика проходит в активном монологе поиска личностью смысла в совокупности вспомогательных средств. Медитации есть частью этнокультурных и старинных духовных практик, которая призвана активировать внутренний потенциал и достичь самоисцеления. Данная практика используется как оздоровительная и несет в большинстве случаев духовно – религиозный опыт.

Как правило, все практики в трансперсональной психологии имеют комплексный характер, потому используются сообща. Следует понимать, что изучение духовных практик и традиций в ракурсе индуизма, буддизма, кабали, суфизма и др. раскрывают новые техники и приемов.

Все эти направления входят в предмет изучения трансперсональной психологии и направлены на поиск полной картины мира и реальности бытия.

Можно утверждать, что основа трансперсональной психологии имеет очень спорные и тяжелые для восприятия тезисы такие как абсолютная истина, жизнь после смерти или отвержения транспсихологами универсальных научных методов.

Но важно понять, что отсутствие ответов на вопросы делает экспансии данной области знаний все популярней и обоснованней. Духовное развитие, путь к самоактуализации и постижение самого себя – не так уж плохо для психического здоровья.

Главное что бы каждый нашел свой путь к истине и те ключи по пути были сопоставимы с его индивидуальностью.

Васильковский Илья

Источник: http://atmanspirit.com/transpersonalnaya-psihologiya/

Трансперсональная психология

(“trans” и “persona” буквально можно перевести как надличностная) — это направление в современной психологии, исследующее надличностные, сверхличностные состояния сознания. Трансперсональную психологию считают четвёртой силой в ряду с психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психологией.

Наиболее существенные направления трансперсональной психологии:

  • Исследование расширенных состояний сознания;
  • Изучение духовных традиций в ракурсе психологии и психиатрии: индуизма, буддизма, христианского мистицизма, каббалы, суфизма, шаманизма и др.;
  • Психоделические препараты и психофармакология;
  • Парапсихология;
  • Дыхательные техники (ребефинг, холотропное дыхание);
  • Йога и медитация;
  • Исцеляющие практики индейцев;
  • Процесс старения и духовный рост;
  • Смерть и связанные с ней переживания.

Корни трансперсональной психологии уходят в мировые духовные практики, в историю культуры и религии.

Трансперсональная психология базируется на холистической парадигме (“holos” — целостный), для которой целое больше, чем просто сумма его частей. Представителями данного направления являются С.Гроф, К.Уилбер, Ч.

Тарт, А.Минделл, С.Криппнер и каждый, при этом, развивает своё направление исследований, свои методы.

В трансперсональной психологии изучаются высшие состояния сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, личностные ресурсы, множественность состояний сознания, парапсихологические феномены. Человек — это целостное создание и к нему нужен интегративный подход.

Можно выделить разнообразные подходы к самопознанию: телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, холотропное дыхание, медитация, работа со сновидениями, активное воображение.

В отличие от традиционных видов психотерапии трансперсональные техники делают упор на непосредственное переживание и выражение эмоций, используя которые, — человек может получить прозрения свой личной истории, увидеть свои эмоциональные затруднения и межличностные проблемы и бессознательные силы, которые им движут.

К практическим методам, используемым в трансперсональной психологии относят холотропное дыхание и ребёфинг. Ребефинг (от англ. “rebirthing” — повторное рождение) говорит нам о том, как дышать энергией так же, как воздухом. Автором этой методики — Леонард Орр.

Особенностью холотропного дыхания, предложенного С.Грофом, является более глубокое и более быстрое дыхание с гипервентиляцией легких, побуждающая музыка и помощь в освобождении энергии через специфические приемы работы с телом.

В холотропном состоянии человек может получить такие откровения, которые невозможны при интеллектуальном разборе ситуации.

Трансперсональная область – это та область человеческого сознания, которая выходит за пределы привычного представления человека о себе.

Трансперсональный опыт включает очень широкий спектр переживаний, например:

-отождествление с другими людьми;

-память предков, семьи, рода, наследуемые переживания;

-воспоминания прошлых воплощений;

-отождествление с групповым сознанием, коллективные, расовые переживания;

-отождествление с животным миром;

-отождествление с растениями;

-отождествление с неодушевленными объектами природы, стихийными явлениями;

-планетарное сознание;

-космическое сознание;

-клеточное сознание, сознание микрочастиц и атомов;

-энергетические феномены;

-выход из тела, астральные путешествия, телепатия;

-шаманские переживания, духи-хранители, животные силы;

-переживания архетипов, божеств, учителей, мифологических событий;

-интуитивное постижение мировых символов;

и многое другое.

Гроф выделял два вида сознания: ориентированное на осязаемую реальность и направленное к неосязаемой внутренней реальности. Оба состояния являются реальными и взаимодействие между ними ценно само по себе.

Гроф выделил 4 основных уровня человеческого бессознательного:

1. Биографический уровень — уровень биографических воспоминаний.

2. Перинатальный уровень — уровень, относящийся к переживанию рождения и смерти. С. Гроф поделил этот уровень на так называемые четыре «базовые перинатальные матрицы».

3. Трансперсональный уровень — уровень, относящийся к переживанию необычных (изменённых) состояний сознания, таких как видения, экстаз, галлюцинации, отождествления личности с другими людьми, животными, растениями, Богом и так далее. С.

Гроф утверждает, что опыт, полученный во время галлюцинаций от ЛСД или холотропного дыхания, является реальным, и человек действительно получает информацию о реальном мире. Например, человек, отождествлявший себя во время галлюцинаций с исторической личностью, описывал биографические детали этой личности, даже если ничего о ней ранее не знал. Так же С.

Гроф утверждает, что если личность отождествляет себя с Абсолютом или Богом, она получает объективную и реальную информацию о существовании высшего существа.

Понятие о концепции-Я и её структура. Факторы, влияющие на формирование и развитие концепции-Я.

«Я-концепция» – система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.

Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими

Структура Я – концепции

Когнитивная

Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками.

Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни — если человек считает что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть.

Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая «я»-концепции.

Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь.

Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени.

Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя

Наряду с прочим, когнитивная компонента «я»-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.

Оценочная

Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:

соотнесение представлений о себе с «идеальным „я“»;

соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями;

оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности

Поведенческая

Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая «я»-концепции[6].

Большинство современных учёных, занимающихся проблемами личности, приходят к выводу, что наиболее продуктивно при исследовании Я-образа перейти от метафор к сферам и свойствам психики, «работающим» на «я»-образ. Они, как вектора, определяют некую общую нагрузку и направление центральной структуры, которую часто называют «самостью».

Другие подходы к структуре «я»-концепции («я»-образа)

Источник: https://infopedia.su/6x792c.html

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология — течение психологии, которое изучает трансперсональные переживания, изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада. 

Главные идеи, на которых базируется трансперсональная психология – недвойственность, расширение сознания за пределы обычных границ Эго, саморазвитие личности и психическое здоровье

.
Трансперсональная психология включает в себя ряд психотерапевтических теорий и практик, таких как психосинтез и трансперсональная терапия, ряд техник самоанализа и личностного роста, таких как медитация и визуализация, а также заимствует ряд идей из философии, теологии, феноменологии, антропологии, социологии, восточных религиозно-философских учений, западных духовных традиций, оккультизма и парапсихологии. Она также фокусируется на типологии духовного опыта и изучении его влияния на мысли и поведение людей. 

Трансперсональная психология не признана Американской психологической ассоциацей в качестве научной дисциплины, а Ассоциация трансперсональной психологии — в качестве научной структуры. 

 
Термин «Трансперсональное» был введен для описания состояний, о которых сообщали совершенно здоровые люди и люди, занимающиеся различными видами тренировки сознания, такими как йога и медитация, опыт которых, по мнению трансперсональных психологов, расширяется за пределы личного. Трансперсональная психология возникла в 1960-х годах, преимущественно, на основе гуманистической психологии. Ее основоположниками стали А. Маслоу (идея иерархизации и соподчинения мотивов), С. Гроф (главная идея возможности выхода за пределы личного сознания) и другие известные учёные, пришедшие к ней на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания, изменивших научные представления о значении духовных переживаний для человека и открывших их положительный эффект в психотерапии.

Читайте также:  Психология детей дошкольного возраста: психологические особенности возрастного развития ребенка дошкольника, практические рекомендации для родителей

Трансперсональные психологи изучают трансцендентные факторы человеческой жизни, или духовный мир человека, а именно — его «трансперсональные» («трансэгоические») переживания.

Трансперсональные переживания включают в себя две большие группы: расширение переживаний в рамках «объективной реальности» и расширение переживаний за пределы «объективной реальности».

Первая группа: расширение сознания во времени (переживания эмбриона и плода, опыт предков, коллективный и расовый опыт, эволюционный опыт, переживание прошлых воплощений, предвидение, ясновидение, «путешествия во времени»); расширение сознания в пространстве (выход за пределы Эго и отождествление с другими личностями, животными, растениями, единство со всем сущим в мире, планетарное и сверхпланетарное сознание, «путешествия в пространстве», телепатия); сужение сознания до уровня сознания органа, ткани, клетки. Вторая группа: духовный и медиумический опыт, переживание встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями, архетипические и мифические переживания, слияние со Вселенским Сознанием, постижение Великой Пустоты и т. д.

Сторонники трансперсональной психологии рассматривают данное направление в качестве «четвёртой силы» психологии, наряду с психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психологией.

В соответствии с трансперсональной теорией, эти три школы психологии в своих академических исследованиях потерпели неудачу в отражении неотъемлемых трансперсональных элементов жизни человека, таких как религиозные переживания, изменённые состояния сознания и духовность.

Трансперсональная психология стремится учитывать и данные исследований в современной психологии и других науках, и результаты исканий разнообразных духовных традиций Востока и Запада.

Особенностью трансперсональной психологии является интеграция различных школ психологии, философии (восточной и западной), а также других научных дисциплин.

Различные школы в трансперсональной психологии считаются лишь моделями («картами территорий»), которые стремятся (более или менее удачно) описать какой-то зачастую весьма ограниченный аспект действительности, но не могут претендовать на эквивалентность с самой реальностью.

Трансперсональные психологи критикуют механицизм ньютоно-картезианской парадигмы и базируются на иной, холономной парадигме.

В трансперсональной парадигме выражен подход к психике, который с позиций неклассического и постнеклассического познания, отвергает редукционизм и базируется на принципах дополнительности, вероятности, неравновесности, индетерминизма, виртуальности.

Согласно этой парадигме, мир зависим от наших устремлений и представлений. В то же время, методология интегративной психологии (К. Уилбер, С. Гроф, В. В.

 Козлов), развивающей трансперсональный подход, включает в себя психофизиологические, социально-психологические, психологические исследования внутри картезианской парадигмы науки.

Трансперсональные исследования затрагивают множество различных областей:

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Источник: http://magic-heaven33.blogspot.com/p/blog-page_11.html

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология это направление современной  психологии, которое изучает трансперсональные переживания. Трансперсональными, называют переживания, выходящие за пределы индивидуальности, охватывая человечество в целом, жизнь, вселенную.

Трансперсональная психология возникла в конце 1960-х годах в США, на гребне психоделической революции, когда масса людей, в короткое время получила необычные, ни с чем не сравнимые переживания под действием ЛСД, психоактивного вещества, которое в 66-67 годы было доступно для широких слоев населения. Эти переживания для многих стали событием, в корне изменившим их жизнь.

Оказалось, что помимо обыденного, существует еще иное пространство, доступное для человеческого восприятия. Подобные переживания на протяжении всей истории человечества описывались и  обозначались как мистические, духовные.

Это явление показало неготовность общества проинтегрировать полученный опыт и  многие из первоначальных основоположников  Гуманистической Психологии, включая Абрахама Маслоу, Майлса Вита, Станислава Грофа, Майкла Мерфи и Джеймса Фадимана, разглядели потребность в психологии, которая была готова изучать и исследовать подобные переживания.

В результате, в 1971 году появилась следующая за гуманистической, называемая четвертой, волна психологии – Трансперсональная психология. В 1972 году была создана Ассоциация Трансперсональной Психологии.

После официального запрета  ЛСД в США, а затем и в других странах, развитие трансперсональной психологии не прекратилось.

Напротив, возник широкий интерес к ряду культур и традиций Азии, к разнообразным духовным практикам – йоге, шаманизму, медитациям,  созерцанию, способным индуцировать попадание человека в особые, измененные состояния сознания, в которых человек мог столкнуться с трансперсональными переживаниями.

Академический мир обратился к новым областям исследования – медитации, биологической обратной связи, психоделическим веществам и расширенным состояниям сознания, проявлениям трансперсональных переживаний в  психологии, философии, практической жизни, искусстве, культуре,  религии.

Трансперсональная психология интегрировала эти работы, вбирая в себя исследования в области психиатрии, антропологии, социологии и экологии. Возникло междисциплинарное трансперсональное движение.

Основной идеей трансперсональной психологии является мысль о том, что человек это не просто социальная личность или психологическое эго, а духовное существо, (Спэрри, 2001), имеющее доступ в трансцендентное измерение, способное  понимать ценности жизни, которые придают существованию смысл и значимость, чувствовать блаженство, благополучие, расширение сознания и единство с окружающим миром.

«Трансперсональные переживания обнаруживают неиссякаемые источники человеческих возможностей, показывая, как далеко можно выйти за пределы обыденности, развивая и культивируя определенные эмоции, мотивы и состояния сознания». Оказалось, что социальное благополучие это не предельная точка развития человека. На запад стали проникать идеи о просветленности, совершенстве человека как высшей ступени реализации заложенного в нем потенциала.

Параллельно с Трансперсональной психологией развивается трансперсональная психотерапия. Это «терапия, которая заинтересована в распознавании, принятии и реализации предельных состояний…» Э.Сутич (1973, стр. 10).

«Трансперсональные психотерапевтические подходы не только обращают внимание, но и принимают важность измененных состояний сознания» Д. Лукофф, 1996.

«Необычные состояния сознания могут быть целительными, трансформирующими и эволюционными» – пишет в своих книгах создатель холотропного дыхания С. Гроф .

Многолетний опыт исследований подтверждает, что трансперсональные переживания  могут вызывать серьезные и устойчивые положительные психологические изменения, давать человеку ощущение смысла и цели, разрешать экзистенциальные проблемы, пробуждать сострадание.

Трансперсональная психология использует множество различных практик, большинство из которых являются адаптированными для западного человека практиками восточных традиций.

Все они служат для обращения внимания человека на свой внутренний мир, способствуя тем самым погружению его в расширенные состояния сознания.

Медитации, шаманизм, танцы, дыхательные психотехники, такие как Ребефинг, Холотропное дыхание, Вайвейшн, дают возможность человеку пережить  опыт попадания в иные от обыденного состояния сознания.

В настоящее время Трансперсональная психология из фазы оформления постепенно переходит в фазу стабилизации (Т. Гинзбург, 2012).

Об этом говорят те факты, что Трансперсональная психология и психотерапия вошла, как одно из полноправных психотерапевтических направлений в Профессиональную Психотерапевтическую Лигу, создан институт по трансперсональной психологии, обучение в котором можно пройти как заочно, так и  в Москве, появляются учебные программы в классических учебных заведениях, например в Московском Университете.       Основные открытия уже совершены, Трансперсональная психология принята научным сообществом, как новая волна психологии. Книги по трансперсональной психологии, йоге, буддизму можно найти в любой более менее крупной сети книжных магазинов. При участии директора трансперсонального института В. Майкова, переведены, изданы и продолжают выпускаться книги С. Грофа, А. Маслоу, К. Уилбера и др. Ежегодно в Москве, Петербурге, Ярославле проводятся конференции по Трансперсональной психологии, где В. Майков, В.Козлов, Т. Гинзбург и другие трансперсональные психологи делятся результатами своих научных исследований и практических разработок.

Множество школ и психологических центров проводят свои семинары по разным направлениям трансперсональной психологии. Мы, в Европейской школе дыхания очень любим и регулярно практикуем дыхательные психотехники, как один из самых эффективных, на наш взгляд инструментов трансперсональной психологии для самопознания и самосовершенствования.

«Каков же следующий качественный скачок в развитии трансперсональной психологии? Что может способствовать порождению и раскрутке интегративного вихря в ищущем трансценденции человеке?» задается вопросом в своей статье «Пределы и ЗА Предельное трансперсональной психологии» д.п.н., ведущий инструктор Европейской школы дыхания, Татьяна Гинзбург.

Приглашаем вместе с нами искать и найти практические ответы  на  эти вопросы…

Источник: http://Breathe.ru/transpersonalnaya-psihologiya

Трансперсональная терапия

Трансперсональная психология – одна из наиболее необычных областей психологии. Основанная на ранних работах Карла Юнга, Уильяма Джеймса и Авраама Маслоу, она призвана изучать связь между разумом и телом, сознанием и духовностью.

Термин «трансперсональный» означает «существующий за пределами личности».

Основная идея и цель данной школы – проникнуть в более глубокие уровни сознания, заглянуть за рамки физического плана, утвердить, в конечном счете, что люди являются духовными существами в физических телах.

Эта идея не нова. Подобное можно встретить в концептах различных религиозных учений, но в отличие от любой религиозной практики, трансперсональная психология пытается интегрировать изученный материал для перевода духовных принципов на эмпирический, научный язык.

Определение

Трансперсональная психология — это научное исследование опыта измененных состояний сознания, которые в традиционной психологии классифицируются как простые фантазии или психотические эпизоды.

В отличие от всего, что было ранее, трансперсональная психология изучает религиозные переживания, восточные практики, и другие альтернативные методы проявления духовных аспектов сознания.

Таким образом, она признает и изучает существование человеческого опыта, выходящего за пределы физического поля.

История

Все началось в конце 1960-х годов, в Америке, и в значительной степени явилось результатом исследований психологов-гуманистов. Не случайно пионером трансперсонального подхода был один из самых известных гуманистических психологов, Авраам Маслоу.

В 1967 году Авраам Маслоу, Энтони Сутич, Джеймс Фадиман, Майлс Вич, Р. Ассаджоли, и Соня Маргулиес, по предложению Станислава Грофа, создали новое течение в психологии.

Его качественным отличием от всех предыдущих психологических школ явилось положение, согласно которому, во внимание принимались не только результаты видений различных измененных состояний психики, ранее не входивших в предмет тщательного исследования, но и их тщательное изучение, систематизация, и задействование в терапии для самоактуализации пациента. Вскоре была создана Ассоциация трансперсональных психологов и выпущен журнал по трансперсональной психологии. А основание Робертом Фрагером Калифорнийского института трансперсональной психологии послужило началом образования, исследований, и научной терапии в этой области.

Возникновение

На возникновение нового течения оказали сильное влияние субкультуры и молодежные движения 60-х годов, а также волна психологических экспериментов по достижению измененных состояний через прием психоделических веществ, медитацию, и другие практики.

Изучая измененные состояния, основатели трансперсональной психологии поняли, что видения и опыт, который получают люди, проходя через подобные практики, имеет систему. Зачастую результатом таких состояний является дальнейшее обогащение личности новым осознанием.

Все эти проблемы выходили за уровень уже существующих традиционных психологических направлений. Тогда и возникла трансперсональная психология, как попытка создать «четвертую силу» следующую за психодинамическим, бихевиористским и гуманистическим подходами.

Она должна была изучить и систематизировать результаты измененных состояний, а также выработать новый взгляд на подобные эксперименты. В то же время это была попытка интеграции законов западного научного подхода и восточных духовных традиций, таких как буддизм, индуистские веды, и йога.

Как «четвертая сила», трансперсональная психология способствовала развитию исследований «высших состояний сознания», «сверхчеловеческих» способностей, уникальных свойств энергий, сущностей и «синергетических реакций».

Идея

Центральной идеей трансперсональной психологии становится утверждение: — то, что мы считаем «нормальным» состоянием, в какой-то мере ограничено.

И высшая точка нашего развития, отнюдь не «оптимальное» психологическое функционирование человека, свобода от беспокойства и иррациональных негативных мыслей, не оптимистичный взгляд на происходящее.

Что существуют потенциально более высокие функционирующие состояния, и именно в них наше восприятие усиливается – мы испытываем повышенное чувство связи с природой и другими людьми, становимся более сострадательными и альтруистичными, имеем более широкое представление о собственном развитии и полноценной жизни. По словам Авраама Маслоу, роль трансперсональной психологии заключается в том, чтобы исследовать «дальнейшие пути человеческой природы».

Источник: https://psydeal.com/terapiya/transpersonalnaya-terapiya/

трансперсональная психология

   ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (с. 604)

   Какие ассоциации вызывают у вас слова вайвэйшн, ребефинг, холотропное дыхание! Неужели никаких? Может быть, вы даже не знаете, что это такое? В таком случае вы безнадежно отстали от новейших тенденций мировой психологии и наверняка найдутся скептики, которые упрекнут вас в недостаточной психологической эрудиции.

   Но не торопитесь огорчаться. Все вышеназванные термины заимствованы из лексикона трансперсональной психологии, которая хоть и называется психологией, однако имеет к нашей науке очень отдаленное отношение.

По крайней мере, в США Ассоциация трансперсональной психологии существует независимо от Американской психологической ассоциации, более того – просто не признана ею в качестве научной структуры, как и сама трансперсональная психология – в качестве науки.

   В нашей стране аналогичная ассоциация тоже уже успела возникнуть, труды классиков этого направления активно издаются и находят немало заинтересованных читателей.

Холотропное дыхание – один из основных психотерапевтических приемов трансперсональной психологии — все шире внедряется в практику, несмотря на весьма спорную научную подоплеку и неоднозначные результаты.

Вот что пишет в предисловии к книге классика трансперсональной психологии Станислава Грофа Владимир Майков: «Став счастливым обладателем грофовского сертификата, я преподаю холотропный подход и трансперсональную психологию и психотерапию вот уже почти 10 лет…

Трансперсональная психотерапия в целом и холотропный подход в частности являются одними из важнейших направлений психотерапии будущего. Ее успех напрямую связан с тем, что она способствует целостному развитию человека, конкретному самопознанию.

В отличие от традиционных вербальных психотерапий холотропная терапия дает возможность взглянуть на проблемы личной жизни с птичьего полета, освободиться от своей привычной идентичности и более успешно решать задачи восстановления целостной коммуникативной ткани сознания и личностного роста».

Оставим на совести автора перенасыщенный терминами стиль и отнюдь не бесспорную идею «освобождения от привычной идентичности». Попробуем непредвзято разобраться, что скрывается за впечатляющей саморекламой и насколько, в самом деле, идеи и приемы трансперсональной психологии эффективны в практике самосовершенствования. Ведь личностный рост (вне зависимости от индивидуальных трактовок этого понятия) – одна из важнейших профессиональных целей любого практикующего психолога. Что же в этом плане предлагают нам Гроф и его восторженные последователи?

Читайте также:  Лечение фобий: кто лечит страхи у взрослых и детей, как быстро вылечить различные виды боязней самостоятельно и у специалистов

   Станислав Гроф – чешский психиатр, который в начале 60-х переехал в США и нашел пристанище на благодатной земле Калифорнии. Это было то самое место и время, где и когда буйным цветом расцвели небезопасные эксперименты по «расширению сознания» с помощью наркотиков.

Идеологами этого движения выступали местные бескорыстные энтузиасты, кумиры поколения хиппи, Кен Кизи, Тимоти Лири и Теренс Маккена, которым дельцы мирового наркобизнеса должны были бы поставить по золотому памятнику.

К этой когорте фактически присоединился и Гроф, успевший еще на не понявшей его родине поэкспериментировать с употреблением ЛСД.

Молодые бунтари 60-х одно время свободно покупали этот наркотик прямо в аптеках, пока доктора, неосмотрительно выписывавшие рецепты направо и налево, наконец не обнаружили, что этот стимулятор мозговой деятельности вызывает привыкание и очень нехорошие изменения в той самой мозговой деятельности, которую он стимулирует.

Но пока ЛСД не попал под официальный запрет (в США это произошло в 1967 г.), Гроф успел накопить богатые клинические данные. Его работа «Области человеческого бессознательного» изобилует описаниями видений и галлюцинаций, испытанных пациентами, которых он пытался лечить при помощи ЛСД.

Одурманенные наркотиком, люди «вспоминали» самые невероятные вещи – свое младенчество и даже прошлые воплощения, летали на другие планеты, участвовали в исторических событиях прошлых эпох, отождествлялись со сперматозоидами и электронами. (Наркологи могут подтвердить достоверность таких описаний – известны клинические случаи, когда их пациенты, вообразив себя птичкой, «выпархивали» из окна, и т.п.)

   В интерпретации переживаний своих пациентов Гроф двойственен.

Часть переживаний он трактует метафорически, почти в психоаналитическом духе: подобно тому как сновидения в символической форме указывают на неразрешенные эмоциональные проблемы раннего детства, некоторые переживания в сеансах ЛСД-терапии служат ключом к ранним психическим травмам. Интерпретируя подобные переживания, психотерапевт достигает прогресса в лечении значительно быстрее, чем при психоанализе без стимуляторов. Такого смелого постулата придерживается Гроф.

   Но еще более смелым был его другой постулат. Он заключался в том, что определенные переживания указывают не только на проблемы раннего детства, но и проблемы, коренящиеся в периоде внутриутробного развития и связанные с родами.

   Как и многие психологи психоаналитического направления (самая ранняя теория такого рода принадлежит Отто Ранку), Гроф убежден, что важнейшим событием в жизни каждого человека является его рождение. Сам процесс рождения он делит на четыре этапа, соответствующие четырем так называемым базовым перинатальным матрицам (БПМ).

Под воздействием ЛСД в измененном состоянии сознания эти матрицы активизируются, высвобождая в символической форме подавленный болезненный материал, связанный с тем или иным периодом процесса развития плода и родов.

БПМ-1 связана с периодом спокойного развития эмбриона в чреве матери, полной гармонии с миром (в норме эмбрион всем обеспечен и не знает беспокойства, травм и проблем).

Если это развитие в самом деле протекало благополучно, то в измененном состоянии сознания ему соответствуют образы блаженного покоя в глубинах океана или Вселенной, часто сопровождаемые эйфорическими ощущениями.

Если же покой будущего человека нарушался негативными событиями в жизни матери, если плод отравлялся вследствие курения матери, употребления ею алкоголя или сильнодействующих лекарств, то среди безопасных обитателей океана могут появиться ядовитые, хищные рыбы и моллюски, а в Космосе начинаются метеоритные вихри, преследования со стороны злых инопланетян и т.п. И эмоции, соответственно, смещаются в более мрачную часть спектра: для негативных аспектов БПМ-1 характерен безотчетный страх, ощущение уязвимости и беспомощности.

   БПМ-2 объединяет переживания, ассоциируемые с первой клинической фазой родов. Ранее спокойное и комфортное убежище – матка – начинает сокращаться, и плод испытывает мучительное давление. Образы заточения в тесной темнице, пыток, давящих прессов и т.п.

соответствуют переживаниям этой перинатальной матрицы. Им сопутствуют чувства безысходности, подавленности и страха. Фаза эта неприятная, но необходимая. В подсознании каждого есть эти переживания, связанные с сокращением матки до того, как ее шейка откроется.

Все мы были заточены в эту сжимающуюся темницу. Однако, по мнению Грофа, некоторым из нас было особенно плохо в этой темнице, и у них возникли эмоциональные проблемы, связанные с этой фазой.

Во взрослой жизни они выражаются через невротические симптомы депрессии и клаустрофобии.

   БПМ-3 соответствует второй клинической фазе родов. Шейка матки открывается, к сокращениям матки присоединяются сильные движения плода, стремящегося к выходу на свет. Плод активно борется за автономную жизнь. Символически это находит выражение в образах садомазохистских сцен, грозных кровопролитных сражений и просто драк.

К образам именно этой матрицы относится и переживание «света в конце тоннеля». Эта трактовка Грофа представляется весьма остроумной — в самом деле, становится вполне понятным, какой тоннель и какой свет видят люди в своих грезах.

(Правда, трактовка видения «света в конце тоннеля» как воспоминания о прохождении по родовому каналу встречается и у Юнга, в предисловии к «Тибетской книге мертвых», так что и в этом «открытии», как и во многих прочих, Гроф неоригинален.

) Переживая связанное с третьей перинатальной матрицей, человек испытывает бурю разнонаправленных эмоций, среди которых преобладает агрессия. Если на этой фазе были какие-то затруднения, то в последующей жизни личность «расплачивается» за них симптомами, связанными с вытесненной агрессивностью.

   Наконец, БПМ-4 соответствует отделению плода от матери, перерезанию пуповины и началу жизни новорожденного в качестве автономного существа.

Если все здесь прошло нормально, то в измененном состоянии сознания под воздействием ЛСД человек переживает образы революции, победы над врагом, весеннего пробуждения природы вскрытия рек ото льда и т.п.

При этом характерны радостные эмоции, в случае проблем на этом этапе при их символическом переживании возникает эмоция интенсивного страха, чувство разочарования.

   В работах Грофа подробно излагается, как различные психические расстройства и перверсии связаны с фиксацией на той или иной БПМ. Так, например, становится понятно, что большинство кошмаров, связанных с кровью, относятся к БПМ-3, когда действительно она присутствует.

По Грофу, люди, придумавшие Освенцим и ГУЛАГ, просто бессознательно хотели воплотить свою фантазию в жизнь, чтобы пройти таким образом третью БПМ и дойти до четвертой. Они, разумеется, совершали ошибку. Человек действительно должен целиком пройти весь путь от первой до четвертой матрицы – но должен сделать это на символическом уровне.

Надо отметить, что это нелегко: например, задержавшиеся на уровне БПМ-2 стремятся вернуться назад, в мирную утробу, к БПМ-1, а вовсе не двигаться вперед, ко все возрастающим ужасам БПМ-3. Именно для стимуляции этого продвижения Гроф и использовал ЛСД.

Описывая галлюцинации своих клиентов, он нашел там огромное количество символических образов, связанных с родами и тем самым, по его мнению, подтверждающих его теорию.

   Нетрудно заметить, что четыре грофовские матрицы суть четыре этапа любого обряда инициации — от самых первобытных до практикующихся по сей день.

По Грофу, это неслучайно, так как обряды посвящения с самого начала преследовали ту же цель, что и его терапия: помочь человеку на символическом уровне заново пережить свое рождение. ЛСД отводилась роль катализатора инициационных процессов.

ЛСД-терапия представлялась Грофу быстрым способом вернуть клиента к его первичной травме и потом проработать ее. Достигнув БПМ-4, клиент снова ощущает чувство единения с миром и осознает себя в буквальном смысле заново рожденным.

   Однако распространение новаторского учения столкнулось с рядом проблем. Во-первых, часть клиентов застревали на одном из этапов, впадали в психоз и к концу лечения оказывались едва ли не в худшем состоянии, чем в начале.

Иные приходили к мысли, что все свои проблемы надо решать только в измененном состоянии сознания, и тем самым отказывались брать на себя какую-либо разумную ответственность за собственную жизнь. К тому же ЛСД попал на улицы и стал употребляться беспорядочно – ради забавы, а вовсе не самосовершенствования.

Наконец, ЛСД запретили, и все исследования пришлось свернуть – (Упорствовавший в своем энтузиазме Лири даже угодил за решетку.)

   Но остановиться Гроф уже не мог. Из непростой ситуации он нашел законный выход. Он придумал холотропное дыхание — особую технику, позволяющую достигать измененных состояний сознания, схожих с теми, которые достигаются посредством ЛСД.

Метод предельно прост: за счет глубокого частого дыхания наступает эффект гипервентиляции — в крови значительно повышается концентрация углекислого газа, что приводит к сужению сосудов. Кислород прочнее связывается с гемоглобином, и красные кровяные тельца хуже отдают его тканям.

Возникает парадоксальное кислородное голодание от избытка воздуха. Примерно то же происходит у астматиков, при стенокардии и гипертонии, когда кровь в результате частого дыхания насыщена кислородом, а организм, его ткани задыхаются от недостатка кислорода.

Наступает торможение коры головного мозга и активируется подкорка, что вызывает вытесненные из сознания переживания.

   Разумеется, все прежние проблемы остались – у части клиентов наступает ухудшение, некоторые «подсаживаются» на холотропное дыхание, методику широко практикуют плохо усвоившие ее люди и просто шарлатаны.

Правда, в отличие от ЛСД, холотропное дыхание не запрещено, и в России есть немало мест, где его вполне легально практикуют. Еще бы – ведь Гроф предлагает данный метод в качестве абсолютно безопасной панацеи от всевозможных телесных и душевных недугов.

Причем процесс исцеления предполагается очень легким и быстрым.

   Но, несмотря на активную рекламу холотропного дыхания, у Грофа частенько встречаются ностальгические нотки в отношении ЛСД. Кстати, с его последователями нередко происходит вполне предсказуемая метаморфоза.

Познакомившись с измененными состояниями сознания, наводимыми холотропным дыханием, люди начинают стремиться к чему-то поострее (ситуация, до боли знакомая наркологам). Они находят всевозможные стимуляторы – от «экстази» до вполне доступного (пускай и нелегально) ЛСД – и экспериментируют уже с ними.

А там уже происходит «сдвиг мотива на цель» — человек попадает от средства наведения желаемого состояния сознания в наркотическую зависимость.

   Бывает, что и наркоманы, пройдя несколько сеансов холотропного дыхания, впадают в зависимость от этого метода. (Если вожделенные галлюцинации можно вызвать, не используя дорогостоящие препараты, то зачем тратиться – результат-то похожий!)

   Однако вернемся к теоретическим построениям Грофа. Поскольку далеко не все переживания под воздействием ЛСД можно отнести к символике перинатальных матриц, определенный класс переживаний Гроф толкует совершенно буквально.

Те переживания, которые никоим образом не могут быть увязаны с опытом личности, пускай даже пренатальным и перинатальным, Гроф относит к трансперсональным, то есть выкодящим за пределы личности.

Всяческие странности, подобно «воспоминаниям» о прошлых воплощениях, он однозначно трактует как аргументы в пользу трансперсональной теории. При этом он весьма охотно наводит мосты со всевозможными течениями неомистицизма.

В котле грофовского мировоззрения варятся кундалини-йога, даосизм, суфизм, шаманизм, сомнительные школы современных гуру, даже дианетика Р.Хаббарда. Все получает одобрение и оправдание, если оно обещает выход за пределы обыденного состояния сознания.

   Фактически трансперсональная психология не является психологией в привычном понимании этого слова. Скорее это определенное философское направление, достаточно синкретичное и размытое. Его претензия на революционную новизну малооправданна.

Аналогичные направления мысли присутствовали в духовной жизни человечества всегда. Менялись их формы, но не содержание. Конечно, нельзя строить генеалогию трансперсональной психологии от шаманизма и языческих бдений, хотя определенная аналогия прослеживается довольно явно.

Для примитивного человека древние практики ухода в транс, в иные, «тонкие» миры были своеобразной формой ухода от грозного и непредсказуемого реального мира, с которым наш далекий предок был не в силах совладать.

Изначально попытки «расширения сознания» были вызваны его слабостью, которую, как хотелось бы надеяться, человечеству удалось преодолеть в ходе многовековой культурной эволюции.

   В наши дни мир стал более предсказуем и управляем, но, увы, не более уютен. И потребность ухода от него, которая, казалось бы, должна была ослабеть, на самом деле, напротив, обострилась. Древнего дикаря реальность обескураживала и пугала. Нашего современника она вгоняет в уныние. Первого успокаивал шаман, не стеснявшийся своего звания, второго – шаман, предпочитающий звание психолога.

   Трансперсональная психология – специфически постиндустриальное явление, она несет на себе отпечаток нашей противоречивой эпохи. При всех реверансах в адрес восточной мистики, она – порождение западной интеллектуальной культуры и сугубо западного материального и духовного пресыщения.

В ней переплелись и разочарование в традиционных капиталистических добродетелях, и справедливый протест против роботоподобного образа человека в традиционной науке, и очарованность восточным мистицизмом, и наивное ожидание чуда, и чисто американское стремление к простым решениям сложных проблем.

Многим в трансперсональной психологии импонирует критика фальшивых западных ценностей, экологический настрой, стремление к более естественной, близкой к природе жизни, уважение к некоторым аспектам древних культур и культур малых народов.

Однако эта тенденция заглушается пропагандой опасных экспериментов, толерантностью к шарлатанству в сфере измененных состояний сознания. Отталкивает и бессистемная мешанина отдельных понятий, вырванных из контекста разных культур.

   Читать труды теоретиков и практиков трансперсональной психологии увлекательно и интересно, как фантастические романы. Но только не как научно-фантастические, ибо науки в них просто нет, а скорее как модный жанр «фэнтези», заменивший современному человеку древние мифы.

Как известно, к этому жанру чаще всего обращаются две категории читателей – неспособные к серьезному чтению в силу слабости ума и пресыщенные, ищущие увлекательной забавы для ума утомленного и разочарованного.

А человек трезвый и здравомыслящий, вероятно, предпочтет держаться в равном удалении от этих крайностей.

Источник: Большая психологическая энциклопедия

Источник: http://MirZnanii.com/b/5v6443/transpersonalnaya-psikhologiya

Ссылка на основную публикацию