Спортивная психология: детский психолог по спорту для ребенка, что исследует, что изучает, когда нужны услуги специалиста, область деятельности

Плюсы и минусы в профессии психолога

Психология – это прикладная и фундаментальная наука о психической жизни, поведении и деятельности человека. Она изучает различные механизмы, закономерности и проявления психики людей в различных условиях и на различных этапах жизненного пути.

Профессия психолог включает в себя научное изучение психики человека, ее описание.

Главная задача специалиста – помочь человеку осознать ситуацию на эмоциональном уровне, понять интеллектуальные способности, избавиться от круга повторяющихся ошибок и направить вперед с целью изменения жизни.

Зачем идут на психологический факультет

Психология – очень востребована среди молодёжи и многими воспринимается как интересная и довольно простая наука, поэтому большое количество абитуриентов идут учиться на психолога.

 Но поступив в ВУЗ и начав обучение, студенты сталкиваются с разочарованием, потому как только на житейском опыте выехать на экзаменах не получится. В их курс не входят привычные книги по психологии, подходящие для лёгкого чтива.

Студенты первые несколько лет изучают такие серьёзные дисциплины и направления, как «физиология высшей нервной деятельности», «общая психология» и т. д.

Ещё одной распространённой причиной поступления на психологический факультет является желание познать себя и разобраться со своим подсознанием. Вполне возможно, что далее человек искренне заинтересуется наукой и продолжит построение карьеры, однако если это единственный мотив, стоит выбрать другую профессию.

Чтобы стать консультирующим психологом, а точнее психотерапевтом, необходимо довольно серьёзно отнестись к своему обучению, и учёба на одном лишь ВУЗе не заканчивается.

Психолог имеет право оказывать психологическую помощь только после прохождения дополнительного обучения и получения необходимых сертификатов, учёба в университете дает лишь направление для дальнейшего развития.

Поэтому учиться он не перестает практически никогда.

Психология как профессия требует большой отдачи от человека, но главное, для того чтобы быть хорошим специалистом, необходимо первоначально понять свою личность.

Где можно получить образование

Чтобы стать психологом, следует иметь высшее образование по одному из направлений:

  • психология,
  • клиническая психология,
  • конфликтология,
  • психологическое консультирование,
  • дошкольная психология и педагогика.

Диплом в области психологии можно получить во множестве ВУЗов страны. Чтобы быть высококвалифицированным специалистом после основного обучения, необходимо прохождение дополнительных курсов и постоянное повышение квалификации.

Необходимые личные качества будущего специалиста

Вопреки киношным образам, профессия психолог не делает специалиста всемогущим или всесильным, поэтому без участия самого клиента решить все проблемы невозможно.

Суть деятельности психолога заключается в помощи с поиском внутренних ресурсов,  чтобы направить их на изменение жизни в лучшую сторону. Его основная задача – помочь человеку понять, что в большинстве неудач в его жизни виноват он сам, его отношение к жизни, мировоззрение. Хороший психолог поможет взглянуть на проблему с другой стороны и найти пути решения за счёт внутренних изменений.

Чтобы проводить такую тонкую работу и оказывать психологическую помощь, специалист должен сам обладать такими личностными качествами, как:

  • умение слушать и понимать человека,
  • умение сопереживать (но при этом он не должен принимать всё близко к сердцу),
  • умение отгораживаться от чужих проблем,
  • тактичность,
  • высокие интеллектуальные способности,
  • способность анализировать и делать выводы,
  • наблюдательность,
  • ответственность,
  • стрессоустойчивость,
  • терпимость,
  • логическое мышление,
  • быть уверенным в своих силах.

Если человек выбрал верное направление в своей жизни и решил посвятить себя психологии, то учиться и совершенствоваться он должен изо дня в день.

Большой плюс: это профессия – довольно востребованная и популярная на рынке. Специалист в области психологии может стать сотрудником как учебного учреждения, так и правоохранительных органов или, например, тюрьмы.

Достаточно часто специалисты этого направления выбирают частную практику. Имея образование психолога, можно стать менеджером по подбору персонала или психологическим тренером.

Наиболее востребована данная специальность среди женского пола.

Детский психолог в учебных заведениях помогает освоиться на новом месте и наладить отношения с коллективом. Также он проводит тестирование для выявления ярких личностных качеств и выбора будущей профессии.

В медицинских учреждениях психологи часто встречаются с людьми, подверженными сильному стрессу и нервным импульсам. Специалисты в местах заключения подготавливают арестантов к выходу на свободу и помогают им возвратиться к достойной жизни после выхода на волю.

Преимущества профессии

Несомненно, работа психолога имеет свои плюсы, в ней вы сможете помогать людям, столкнувшимся с трудностями. Преимущества профессии:

  • главным плюсом является – возможность участия в разрешении реальных проблем людей,
  • творческая работа,
  • необходимость постоянного развития и повышения уровня квалификации,
  • возможность в повседневной жизни использовать полученные знания,
  • развитие толерантности и терпимости.

Все перечисленные плюсы заставляют специалистов чувствовать себя счастливыми во время работы в данной сфере.

Недостатки в профессии

Обладая плюсами, работа психологом имеет и свои минусы. В ней вы можете встретиться со следующими проблемами:

  • вы можете столкнуться с главной проблемой и главным минусом данной профессии – эмоциональным выгоранием,
  • слишком близко воспринимать проблемы клиента,
  • перестать разграничивать жизнь и работу.

Если данные минусы не отпугивают от профессии, то выбранное направление деятельности – действительно ваше призвание.

https://www.youtube.com/watch?v=E84X1QBLRR0

Ни одна работа не имеет только плюсы, в каждой встречаются и минусы. Выбор, продолжать ли свою работу или нет в данном направлении, зависит только от того, чего вы встречаете больше – плюсов или минусов. При этом учиться и получать новые знания необходимо всегда.

Перспективы карьерного роста

Основная перспектива в работе – это возможность бесконечного самосовершенствования и, в итоге, достижение уровня высококвалифицированного специалиста с возможностью частной практики.

Постоянные тренинги и семинары дают возможность узнавать новые методики, после чего применять их в работе.

Специалист высокого уровня может открыть свой личный кабинет или компанию по оказанию психологической помощи людям, попавшим в различные трудные ситуации в жизни.

Самую высокую оценку деятельности психолог получает от людей, чью жизнь изменил в лучшую сторону, которым он помог побороть личные страхи и добиться высот в карьере или личной жизни.

Профессия психолога достаточно популярная и востребованная. Уровень заработной платы в ней напрямую зависит от места работы и от оказываемых услуг. Наиболее прибыльной считается частная практика, но уровень дохода также зависит от количества обратившихся людей. Несмотря на все трудности и минусы, хороший психолог усваивает из этого опыта только положительные моменты.

Источник: https://legkopolezno.ru/rabota/karera/professiya-psiholog/

Психолог в спорте или зачем нужен детский спортивный психолог?

ПодробностиАвтор: Super User

Психолог в спорте необходим, как воздух. И дочитав эту статью до самого конца, вы поймете почему. Очень многие родители с ранних лет отдают своих детей в спорт.

Некоторые делают это из-за желания поддерживать физическую форму детей, а значит укреплять их здоровье. А некоторые просто хотят отдать детей в большой спорт, и с ранних лет готовят своих чад к некой спортивной карьере.

Но, не смотря на такую колоссальную разницу в подходах и целях, и для тех, и для других важен результат.

Психолог в спорте – на грани фола.

Что бы не говорила мама, что бы она не рассказывала, будто ее ребенок ходит на секцию  по карате, ради увлечения и здоровья, она все равно хвастается его достижениями при удобном случае. Дети воспринимают это как похвалу, возможно даже привыкают к такому поведению матери.

Здесь то и встает вопрос – а что собственно, делает спортивный психолог? Вы и сами понимаете, что далеко не всегда у детей все получается. Иногда что-то не выходит так, как хотелось бы.

Кто-то, активно занимаясь спортом, получает лавры и почести, а кто-то вынужден просто почивать позади.

Вот как раз в таких ситуациях, когда ребенок встает перед трудным решением продолжать ли ему спорт из-за череды неудач, и нужен спортивный психолог. Не всегда родители могут дать трезвую оценку ситуации, далеко не всегда сам ребенок прислушивается к мнению родителей, если чувствует вину на себе.

Тем более, если мальчик, или девочка, знает, что в его спортивное образование и развитие вкладывают большие деньги, над ним словно нависает огромная ответственность. Сами понимаете, что такая ответственность совершенно не по возрасту.

Дабы уберечь ребенка от нервных срывов, поддержать в трудный момент и дать хороший трезвый совет – вот несколько причин, чтобы довериться спортивному психологу.

Психолог в спорте и соревнования.

Ни для кого не секрет, что даже дети часто посещают различные соревнования. Не каждый родитель может найти нужные слова, дабы приободрить свое чадо перед очередной решающей схваткой.

А что уж говорить, если в самый разгар соревнования падает боевой дух? Психолог в спорте часто играет роль как подбадривающего, так и воодушевляющего человека. Не стоит пренебрегать его наличием, особенно когда дело касается детей.

Если вам самим нелегко сдерживать свои эмоции во время соревнований, если вы по своей природе больше пессимист или даже реалист, непременно нужен человек вселяющий надежду, и дающий уверенность в себе. Во многих случаях это делает тренер, особенно опытный.

Но бывают ситуации, когда тренер и сам нуждается в чьей-то поддержке – он тоже переживает за детей. Психолог в спорте больше сохраняет хладнокровия, и умеет подобрать нужные слова, чтобы повлиять на ситуацию.

Психолог в спорте в ответе за уверенность.

Всем давно известно, что если человек не будет верить в себя, никто в него не поверит. Если человек не будет верить в себя, он просто не сможет добиться успеха в каком-то деле.

Словно ступор нависнет над ним,  будет висеть, мешая двигаться вперед. Это может быть чисто психологической проблемой, и с этой проблемой непременно нужно бороться. Поможет в таких вопросах спортивный психолог.

Как видите, психолог в спорте очень важен.

Психолог в спорте и травмы.

Травмы в спорте это еще один немаловажный вопрос, который стоит решать по мере поступления. Хочется, чтобы никогда и никто не получал травм, особенно дети. Но ситуации бывают разные, и представьте себе состояние ребенка при получении травмы, который своей целью в жизни считает только спорт.

Конечно же, это шок, нежелание признать то, что случилось, словно какая-то бессмыслица. Нужно дать новый толчок для развития, помочь увидеть новую цель в жизни, не останавливаться на достигнутом только в спорте, если здесь развиваться больше нельзя. Поэтому психолог в спорте нужен, как воздух, особенно детям.

Возможно, полученная травма в спорте и не такая опасная, как психологическая травма, связанная с ней.

Поэтому, если вы отдаете ребенка в спорт, будь то большой спорт, или же просто спорт для увлечения, не пренебрегайте услугами психологов. Если в секции, куда вы водите детей, нет психолога, стоит нанять своего, особенно когда ребенок занимается спортом профессионально.

Источник: https://chmag.ru/vaznoe/psihologiya-detey/1040-psiholog-v-sporte

Психология спорта исследует



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса – ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Читайте также:  Психология личности: что это такое, психологическая структура человека, какие свойства выделяют, значение по платонову, леонтьеву, рубинштейну

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

К психологическим особенностям тренировочной деятельности относятся

А) обучение и воспитание, направленные на развитие личности спортсмена; совершенствование психологических процессов и свойств личности; адаптация к возрастающим физическим и психологическим нагрузкам и др.

Б) отражение в сознании предметов, событий, явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств

В) процесс познавательной деятельности, отличающийся обобщенным и опосредованным отражением действительности

Г) процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений

К психологическим особенностям соревновательной деятельности относятся

А) обладает стимулирующим влиянием; соревнования влияют на статус спортсмена в обществе, результаты соревнований лично значимы для спортсменов и т.д.

Б) индивидуальные особенности организма

В) психическое состояние спортсмена

Г) морфологические изменения организма спортсмена

Д) закрепление тактических навыков

Автор рациональной систематики видов и соревновательных упражнений в спорте

А) Т.Т.Джамгаров

Б) Ж-Ж. Русо

В) Л. Выгодский

Г) А.С. Макаренко

Д) И.Алтынсарин

7. По Т.Т.Джамгарову виды спорта и соревновательные упражнения классифицируются по …..

А) характеру взаимодействия

Б) характеру тренировочной деятельности

В) характеру соревновательной деятельности

Г) характеру и интенсивности развития человеческого организма

Д) характеру психических изменений

8. Противоборство это…

А) наличие прямого или косвенного психологического контакта между спортсменами

Б) сотрудничество, взаимная помощь, поддержка, согласование и координация совместных усилий.

В) отражение в сознании предметов, событий, явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств

Г) процесс познавательной деятельности, отличающийся обобщенным и опосредованным отражением действительности

Д) процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений

9. Психология спорта изучает……

А) закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности

Б) закономерности формирования психики человека в условиях физического воспитания средней школы под влиянием учебной

В) особенности психологического развития спортсменов

Г) особенности строения психики тренера

Д) особенности морфо-функционального и психологического развития спортсмена

10. Основное предназначение психологии физического воспитания –

А) оптимизация воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого в типичных формах физической культуры, используя закономерности и особенности психического развития человека для формирования его личности как социального существа

Б) оптимизация учебно-тренировочного процесса с учетом индивидуальных физиологических особенностей

В) оптимизация учебно-тренировочного процесса с учетом индивидуальных психических особенностей

Г) наблюдение за тренировочным процессом с позиций психологической науки

Д) наблюдение за физическим развитием школьников

11. Основная задача психологии физического воспитания –

А) помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа психологических сторон деятельности в физическом воспитании

Б) оптимизация учебно-тренировочного процесса с учетом индивидуальных физиологических особенностей

В) оптимизация учебно-тренировочного процесса с учетом индивидуальных психических особенностей

Г) наблюдение за тренировочным процессом с позиций психологической науки

Д) наблюдение за физическим развитием школьников

Психология спорта исследует

А) закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований

Б) закономерности психического развития школьников на уроках ФК

В) закономерности психического развития студенческой молодежи в условиях тренировочной деятельности

Г) психическое и физиологическое развитие спортсменов

Д) закономерности существования личности в спортивном коллективе

Источник: https://megapredmet.ru/1-24787.html

Спортивная психология

Спортивная психология помогает исследовать закономерности проявления, развития и формирования психики человека под влиянием спортивных занятий.

Психология спорта — относительно молодая область психологической науки, занимающаяся изучением закономерностей и особенностей психики отдельной личности или групп людей в условиях тренировочной и соревновательной деятельности.  Спортивная психология занимает особое место среди наук о человеке.

Задачи и направления спортивной психологии

Спортивная деятельность весьма специфична. Она включает как собственно подготовку к соревнованиям, тренировочные упражнения (тренировку), так и участие в них. Все это требует от спортсменов специальных знаний, качеств, навыков, расширения физических и духовных возможностей. Особые умения требуются и для управления спортивными коллективами, которыми являются спортивные команды.  

Всем этим и занимается спортивная психология, которая отражает зависимость спортивной деятельности от психологических факторов и процессов, поведения человека, его темперамента и черт характера, силы воли, а также памяти, внимания и мышления. Поэтому она базируется как на общих достижениях психологической науки, так и на собственных исследованиях.

В спортивной психологии выделяются разделы:

  • обучение и воспитание в спорте;
  • физическая, техническая и тактическая подготовка спортсменов;
  • психологические особенности личности спортсмена, тренера, руководителя спортивной команды;
  • психология спортивного коллектива;
  • психодиагностика;
  • спортивная психогигиена и др.

Для спортивной практики также важны разделы, изучающие особенности конкретных видов спорта, например, психология футбола, волейбола, стрельбы и т.д.

Этапы развития спортивной психологии

Спортивная психология появилась только в начале XX столетия, но уже успела пройти свой путь становления:

  1. Зарождение спортивной психологии, когда эта познавательная дисциплина была необходима для психологического описания спортивной деятельности. Изучались проблемы влияния физических упражнений на психику, а также спорт как особый по психологической нагрузке вид деятельности человека.
  2. Становление: психология спорта получила прикладную направленность как отрасль знаний, разработана теория и методика спорта. Что немаловажно, появилась идея психологической подготовки спортсменов, которая отныне не менее важна, чем физическая.
  3. Современный, познавательно-практический этап. Помимо прежних достижений, учитываются перспективы развития спорта, создаются новые формы и средства организации спортивной деятельности и управления ею, появляются более совершенные методы и приемы психологической подготовки спортсменов.

Таким образом, спортивная психология призвана раскрывать закономерности психической деятельности спортсменов и руководителей спортивных групп в условиях тренировок и соревнований, чтобы благодаря отдельным психологическим методам и средствам сделать процесс спортивной деятельности максимально оптимальным и продуктивным.

Источник: http://VitaPortal.ru/psihologiya/sportivnaya-psihologiya.html

Для чего в детской футбольной команде нужен спортивный психолог

Дарья Мельхер, психолог команды ФШМ-Минск 2002 года рождения, рассказывает о профессии.

– Небольшой блиц для начала. Любимая команда и любимый футболист?

– «Барселона» и Месси. Он виртуоз, он необычный, он уникум. Мне очень нравится этот футболист.

– Теперь расскажите немного о себе. Почему вы занялись спортивной психологией?

– Я родом из Молодечно, там начинала заниматься легкой атлетикой. Я не достигла высоких результатов в спорте. И только сейчас, будучи спортивным психологом, понимаю, что если бы кто-то поработал тогда над моими состояниями, мотивацией и преодолением страхов, то достигнуть в спорте  я смогла бы намного большего.

Хотя данные были, ну, тренер так говорил:). Потом я закончила университет физической культуры, кафедра психологии. Преподаватели  всегда спрашивали, почему мы решили стать психологами. Всегда отвечала, что случайно. И мне говорили: «Случайности не случайны». Да, наверное, это действительно так.

Из всей моей студенческой группы я одна работаю психологом.

Да, я люблю спорт и спортсменов. Фанатка своего дела. Еще мне нравится преподавать. Преподаю в институте  повышения квалификации и переподготовки кадров БГУФК.

 Считаю, что это важный момент, практиковаться и делиться своей работой с другими. Людям нравится, когда не только по книжке рассказываешь, но и делишься примерами практическими.

Плюс я работаю индивидуально со спортсменами и с командой ФШМ 2002 года.

– Почему именно спортивная психология? Потому что вы сами занимались спортом в детстве?

– Я точно знала, что буду поступать в БГУФК, так как занималась легкой атлетикой  и потому что везде нужно было сдавать математику, а это вообще мимо меня.

Биология, русский, физкультура – это у меня хорошо получалось, поэтому выбор сделала быстро. Когда ехала подавать документы с подругой, был выбор между менеджментом и психологией.

Подруга сказала, что психолог нужен всегда. Вариантов, в общем, не было.

– Чем спортивная психология отличается от обычной, если можно так выразиться?

– Вообще, нет такого понятия  «обычная психология». Психология это многоотраслевая наука, поэтому психология спорта это отрасль,  направление. Спортивная психология отличается от остальных направлений, это обусловлено специфическими условиями спортивной деятельности.

Это экстрим, постоянный стресс, предельные физические и психические нагрузки. Здесь предъявляются сверхтребования к человеку. И в этих экстремальных ситуациях нужно помогать спортсменам. Независимо от возраста.

Часто психологи, которые получают образование в БГПУ, например, сталкиваются с большими сложностями во время работы со спортсменами. Потому что это особенная сфера, требующая специальной подготовки и знания специфических особенностей.

 Даже мои слушатели на курсах говорят, что когда психолог не из спорта, это сразу чувствуется. Так что в идеале психологу нужно быть спортсменом.

– Насколько важно заниматься психологией с детьми-спортсменами?

– На мой взгляд, психологическая подготовка детей и подростков – это очень важно. Причем нужно работать как с ребенком, так и с тренером, и, в идеале, с родителями. На мой взгляд,  работать можно начинать с момента начала выступления на соревнованиях.

Во многих видах спорта совсем юные спортсмены участвуют в крупных и серьезных соревнованиях, перед ними ставят серьезные задачи.

Еще важно работать с детьми, потому что психологические проблемы, которые могут возникнуть у  спортсмена высшего спортивного мастерства, часто оказываются заложены на этапе начальной спортивной подготовки.

У детей идет формирование личности, психики и личностных качеств. На мой взгляд, важно проводить коррекционно-развивающие занятия, помогать создавать условия для нормального психического развития, соответствующего возрасту ребенка.

  Важно уже в раннем возрасте формировать мотивацию спортсмена, повышать интерес к спорту, развивать внимание, память, мышление и другие психологические процессы. Начиная с 7-9 лет, нужно уже формировать  психологию победителя, причем на это должны работать все: тренеры, врачи, психологи и так далее. Причем в разном возрасте должны быть свои подходы.

И важно, повторюсь, работать как с ребенком, так и с тренером. Пока, к сожалению, есть большая проблема в том, что в детско-юношеском спорте, и в футболе в том числе, практически нет психологов. Бывает, что  уже в детском возрасте возникают состояния пресыщения,  психического переутомления со всеми вытекающими последствиями.

А тренеры не совсем правильно понимают поведение ребенка. Это может привести к различным негативным последствиям. Психолог – тот человек, который должен помогать распознавать проблему и давать рекомендации по ее устранению.

– Недавно появилось видео, на котором тренер одной из российских футбольных школ орет на детей матом и пытается научить их чему угодно, но только не играть в футбол. Какие могут быть последствия такого обращения в детстве?

– Последствия могут быть самыми разными. Детская психика очень восприимчива и ранима. Такое обращение подрывает психику спортсмена. Здесь есть такой момент, что тренеры с детства приучают к такому жестокому обращению.  И потом дети уже по-другому не понимают.

 Это очень актуальный и важный момент в деятельности тренера: четко чувствовать грань между жесткостью, требовательностью, и при этом не перейти на жестокость или даже самодурство (а такое, к сожалению, есть).

Мы должны помнить, что футбол – это, в первую очередь, игра, которая приносит огромное удовольствие, а лучше всего мы делаем то, от чего получаем удовольствие. От жестокого обращения можно ожидать чего угодно.  

Нужно ли обязательно работать с психологом? Да, есть много примеров, когда дети без всякой работы с психологом достигают успехов. Зачастую тренер – это главный психолог. Это вполне нормально. Но специалист может где-то подкорректировать развитие ребенка, усовершенствовать работу, помочь с проблемами.

– Вы сказали о психологии победителя. Об этом довольно часто говорят в последнее время. А что это вообще такое с точки зрения специалиста?

– Да, сейчас действительно много об этом говорят. Могу рассказать о личном понимании этого понятия. На мой взгляд, это набор личных характеристик спортсмена, сверхачеств, которые делают из него сильнейшего спортсмена.

Если конкретнее, то это развитые волевые качества: целеустремленность, принципиальность, дисциплинированность, выдержка, самообладание, решительность. Конечно, каждый психолог включает какие-то свои качества личности, которые относятся к психологии победителя. Нацеленность на победу – это важное качество спортсмена.

Обязательно профессионализм. Это когда мы формируем отношение к имиджу, режиму, питанию, профессиональное отношение к тому, чем ты занимаешься. Если команда оставляет за собой пустые бутылки – с этим нужно что-то делать. Нацеленность на обязательное достижения успеха в деятельности и в жизни.

Читайте также:  Трипофобия: что это такое, как проявляется боязнь дырок, отверстий у человека, определение кластерной болезни, тест на фобию

 Ритуализм должен обязательно присутствовать. Это когда спортсмен четко знает, что ему нужно делать для победы, своеобразная «организованность поведения». Это сильнейший самоконтроль и управление своими эмоциями.

Например, я четко знаю, что перед матчем мне нужно помолчать или послушать определенную музыку, собрать сумку в нужном порядке. Стабильность во всем: в результативности, в отношении к занятиям, в проявлении к своим бойцовским качествам.

По мнению ведущих специалистов в области спортивной психологии, в процессе соревнования и подготовки к нему перед спортсменом стоит две цели: показать максимально возможный результат и сделать этот результат достаточно стабильным. И волевые качества, еще раз повторю, это очень важно. Когда ты борешься за победу до конца и из последних сил. Этот список можно продолжать….

– В футболе много суеверий. Это тоже своего рода ритуализм или от этого нужно избавляться?

– Если ты это делаешь и тебе это действительно помогает, то ничего плохого в этом нет. Конечно, во многом это стереотипы. Если ты в них веришь, то им нужно следовать. Если нет, то нет проблем, делай, как знаешь.

– Много говорят о проблеме перехода талантливых детей во взрослый футбол. Чем тут может помочь психолог?

– Недавно я преподавала в одной из групп курсов повышения квалификации. И один из тренеров рассказал, что он готовит спортсменов, передает  во взрослую команду, там их психологически ломают и возвращают обратно. Это тот момент, когда спортсмену нужен период адаптации. В командных видах спорта это очень важно.

Психолог может помочь облегчить процесс адаптации, чтобы спортсмен сумел проявить свои сильные качества как можно скорее. У нас как? Пришел, быстренько показал, что ты умеешь, если не показал – извини, езжай обратно. Но не зря существует такое понятие, как адаптация.

Да, кому-то это не нужно, но для многих – очень важно.

***

– А теперь давайте чуть конкретнее. Как проходят занятия в школе ФШМ?

– Групповые занятия у нас проходят раз в неделю. Для этого есть специальный уютный кабинет. Все занятия очень динамичные и эмоциональные, каждое упражнение имеет свой смысл и направлено на формирование или коррекцию определенных психических процессов или свойств личности.

Важно, конечно, чувствовать характер команды, и в зависимости от этого выстраивать работу. У нас, если упражнение, длится дольше 20 минут, ребятам становится скучно.

Поэтому мне необходимо знать команду, ее особенности, чтобы  подбирать нужные средства работы и   чтобы ребятам было интересно, и чтобы максимально решали задачи психологической подготовки, которые мы ставим.

Первый этап  нашей работы был посвящен моему вхождению в команду, знакомству и привыканию. Я считаю, что большая работа проделана для того, чтобы сплотить ребят. И у этой работы уже есть свои результаты.

Одновременно стараемся решать актуальные задачи психологической подготовки подготовительного этапа. Готовимся к чемпионату. Стараюсь во время занятий изучить особенности личности каждого игрока.  У нас очень творческая, креативная форма занятий.

Это здорово, что мы можем совмещать приятное с полезным.

– А персональные занятия есть?

– Да, это обязательно! Индивидуальная работа уже ведется с игроками. Это обязательное условие. Если я работаю с командой и вижу какие-то качества, которые нужно подтянуть конкретному игроку, я сообщаю тренеру, и они приходят.

– Какие проблемы чаще всего встречаются у футболистов? Из вашего опыта и знаний.

– Многие игроки не умеют сдерживать свои эмоции. Самоконтроль очень важен. Когда тебя бьют, эмоции зашкаливают, и ты начинаешь заражаться негативом. Из-за этого потом идут нарушения и удаления. И мы тогда учимся контролировать негативные эмоции и агрессию.

Кто-то, наоборот, недостаточно агрессивен.

Приходят родители иногда и спрашивают, как лучше себя вести, чтобы не давить психологически.

Еще нередко у детей встречается страх мяча, у кого-то страх допустить ошибку.

Это то, что в подростковом возрасте легко может сформироваться, и от чего уже во взрослом футболе сложно избавиться.

***

– Окей, а теперь перейдем к вопросам от подписчиков. Довольны ли вы тем, что пришли в коллектив ФШМ?

– О, ну конечно, конечно! Причем довольна – это очень слабо сказано. Я рада, что работаю с командой 2002 года. Это просто великолепные ребята! Я получаю огромное удовольствие от того, что я делаю. Ребята большие молодцы.

Что касается тренерского коллектива, то тут тоже можно только радоваться, что мне посчастливилось работать с этими людьми. Они профессионалы, это люди со своим видением, своими идеями, которые я принимаю и которые мне нравятся.

Довольна – это не то слово, мне очень нравится:).

– С какими сложностями может столкнуться психолог при работе с футбольной командой?

– Вообще, сама по себе работа с командой – это уже сложно. Одно дело работать с индивидуальными видами спорта, совсем другое – команда. Нужно изучить каждого спортсмена, сформировать из них сбалансированный коллектив, единый механизм. И на это уходит довольно много времени.

Еще одна сложность с футбольными командами, на мой взгляд, в том, что нужно работать как с самими ребятами и их тренерами, так и с родителями. Это важный момент в игровых видах спорта. Это нужно учитывать и настраивать себя на работу с родителями.

При работе с большим количеством спортсменов нужно очень стараться.

– Вы ездили с командой на турнир Ateitis Cup 2016 в Вильнюсе, где ребята ФШМ 2002 года заняли второе место. Как впечатления?

– Это мой первый турнир в составе ФШМ. Он был очень важен для меня. Мне нужно было увидеть, насколько спортсмены усваивают то, что мы с ними учим, и переносят это на поле. Турнир был полезен для меня, потому что я смогла изнутри увидеть всю специфику футбола и турниров.

Впечатления, конечно, положительные. У нас второе место, и я этому очень рада. Я увидела, что  ребята стараются переносить и применять свои знания, полученные на наших занятиях, во время игры.

Очень порадовала атмосфера в команде и тренерском коллективе. Абсолютно доброжелательная, с особым требованием к качеству. Каждый занимается своим делом, никто не лезет в чужую работу.

Я это связываю с определенным уровнем доверия.

Еще хотелось бы рассказать историю. На финальный матч мы забыли мячи. Команда, конечно, попала в психологическую яму перед игрой. Хотя тренеры понимали, что ничего страшного не случилось.

 Тренер дал установку, ребята пошли на разминку, психологическое состояние было не самым лучшим.  И сыграли ноль-ноль, при этом боролись до последнего.

В матче они приложили максимум усилий чтобы, не проиграть, поддерживали друг друга, доставали себя из психологической ямы. Да, это не победа, но они себя перебороли. Горжусь ими.

И еще история. Хочу поделиться впечатлениями от установок тренера 2002 года Дмитрия Викторовича Короткевича. Это тот момент, когда он говорит так, что мурашки по коже. Даже мне хотелось идти и играть. Установкой тренер может эмоционально завести так команду, что хочется выйти и порвать. Это к вопросу о том, должен ли тренер быть психологом. Конечно, тренеры и есть психологи в каком-то смысле.

Коуч должен понимать, что  если во время перерыва указывать только на недостатки, то это может «прибить» команду. Важно и поддержать, и вдохновить. Естественно, нужно указывать и на ошибки, но не зацикливаться на них. Есть еще секундирование – управление игроками прямо во время матча. И тут я в работу Дмитрия Викторовича не вмешиваюсь, он это делает очень хорошо, я только наблюдаю со стороны.

Чтобы быть психологом в футболе, нужно жить футболом, следить за ним, быть в команде, изучать игру вместе со всеми. Пока ты не изучишь специфику вида спорта, будут сложности.

– Насколько сильно прогрессируют игроки ФШМ?

– Могу точно сказать, что команда стремится усваивать все, о чем мы говорим на занятиях. Я стараюсь объяснять им, что и для чего мы делаем. И они стараются это впитывать. Я это чувствую. Для меня это самый главный прогресс.

Очень важно, что они хотят работать над собой, очень добросовестные. Считаю, что в плане психологии прогресс есть. Они молодцы.

У нас команда, коллектив, где вы не услышите гнобления на поле, у нас все построено на поддержке друг друга.

– Давайте прогноз напоследок. Что будет с психологией спорта в Беларуси в ближайшие годы?

– Я, как фанатка своего дела, верю, что все будет хорошо. Эта сфера будет очень активно развиваться. Пока мало информации о том, чем психолог может помочь конкретному тренеру или спортсмену. А когда мы начнем больше говорить об этом, появится система.

Пока у нас психологи работают только с некоторыми национальными сборными. Да, люди понимают, что психологический аспект важен, но все равно пока сложно. Но в спорте будет повышаться психологическая культура.

В том числе для этого существуют курсы повышения квалификации, на которых я преподаю.

– И последний вопрос, его задали в

Источник: https://by.tribuna.com/tribuna/blogs/fsmminsk/927954.html

Спортивная психология

Современный спорт высоких достижений требует не только прекрасной физической подготовки, но и колоссальной устойчивости нервной системы, способности длительно выдерживать психоэмоциональные нагрузки. Это касается не только выступления на соревнованиях и напряженной тренировочной работы.

Цели профессионального спортсмена: выход на пьедестал, завоевание признания и постоянное улучшение своих результатов, предъявляют повышенные требования к способности человека справляться с перегрузками, сосредоточивать всю свою психическую и физическую энергию на их достижении.

С этой важной задачей в первую очередь должен работать спортивный психолог.

В нашем Центре спортивными психологами разработана целостная Программа психологической поддержки спортсменов, результатом которой является выработка навыка справляться с эмоциональными нагрузками, а также психологически настраиваться на желаемый результат. Программа включает в себя:

  • обучение психоэмоциональной саморегуляции с использованием биологической обратной связи (см. раздел «БОС-терапия»), в сочетании с аутогенной тренировкой (аутотренинг — АТ),
  • уникальные методики, разработанные видным российским ученым и спортивным психотерапевтом А.В. Алексеевым,
  • элементы позитивной психотерапии Н. Пезешкиана,
  • индивидуальный коучинг.

БОС-тренинги в спортивной психологии

БОС — тренинги позволяют в режиме реального времени наблюдать за реакцией своего тела на то или иное эмоциональное состояние.

Благодаря этой информации, выводимой на экран монитора в виде рисунков, графиков, анимации, подбирать свой, индивидуальный способ поведения, основанный на проверенных многовековой практикой человечества типах дыхания, расслабления и концентрации, на ощущениях тела (тепла, легкости-тяжести, т.д.).

Аутогенная тренировка, или самовнушение, — еще один метод, который наряду с БОС-тренингами, входит в понятие психической саморегуляции. Человек может сам воздействовать на свое психическое состояние, используя слова и соответствующие им мысленные образы.

Наукой подтверждено, что когда мозг находится в дремотном состоянии (пассивное бодрствование), он становится повышенно чувствительным к словесным установкам и связанными с ними мысленными образами.

Таким образом, для достижения поставленных перед собой целей: будь то сохранение спокойствия и самообладания, настрой на победу или и то и другое вместе, что так необходимо для достижения хороших результатов, человеку необходимо научиться входить в состояние сниженного уровня бодрствования, оставаясь при этом под контролем собственного сознания и в этом состоянии мысленно проговаривать позитивные, укрепляющие уверенность в себе, настраивающие на достижение желаемого результаты формулы самовнушения: «Я спокоен, уверен в себе, настроен на победу» и т.д.

Вторым шагом является выработка умения сосредотачивать свое внимание на деле, которым занимаешься в данный момент.

Достижению высокой сосредоточенности внимания помогают точные словесные формулировки, в которых важны не только смысл подобранных слов, но и их порядок в фразе, а также интонационное ударение.

Например, самоутверждение, используемое шахматистом в процессе психологической настройки перед матчем: «Я играю наступательно, уверенно, спокойно» отражает важность каждой характеристики игры в порядке их значимости для спортсмена.

Известно, что чем больше сосредоточенность внимания, тем выше желаемый результат в любом виде деятельности. Но долго удерживать внимание проще на том, что вызывает интерес.

Поэтому третьим шагом в овладении самовнушением является выработка привычки находить в любом предстоящем занятии что-то интересное и постепенно приучаться создавать для себя положительный настрой. В результате человек приучается позитивно мыслить и направлять свою психическую энергию на развитие и совершенствование себя.

Читайте также:  Фобия: что это такое, определение страха в психологии, развитие теоретической базы, причины и симптомы патологии, принципы лечения

И наконец, важнейшим навыком, которому человек обучается в процессе овладения методом саморегуляции, является умение представлять предельно конкретные мысленные образы, наиболее точно отражающие желаемый результат.

Чем больше разноплановых деталей в зависимости от информации, поступающей от различных органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния) мы представим, чем они точнее, тем богаче мысленный образ, представляемый нами, тем конкретнее мы можем настроиться на желаемое.

Если у спортсмена, выходящего на старт, нет предельно конкретных мысленных образов и соответствующих им четких формулировок, направленных на достижение победы, например: «Я уверен в себе. Сохраняю тонус, тело свободное. Спина прямая.

Контролирую прицел», а напротив, в голове поток сомнений и хаос мыслей, он распыляет свою психическую энергию и обречен на неудачу.

Методы саморегуляции

Людям, занимающимся спортом, не надо объяснять, что достижение хорошего результата и удержание высокой достигнутой позиции возможно лишь при регулярных тренировках.

Поэтому овладение методикой саморегуляции, требующее ежедневных занятий, хоть и далеко не таких интенсивных и многочасовых, как спортивные, будет лишь одним из упражнений, включенных в привычную программу подготовки.

Эти упражнения не займут много времени, зато результат от их проведения будет полезным и желанным.

Еще одним важным моментом, на который мы обращаем внимание в процессе подготовки спортсменов к достижению высоких результатов, является встроенный в общую программу подготовки индивидуальный коучинг спортсмена.

Коучинг — индивидуальное консультирование для достижения значимых целей, реализации задуманных проектов, повышения эффективности внутреннего планирования, мобилизации внутреннего потенциала.

Этот метод психологической поддержки предназначен для расширения возможностей человека, ставящего перед собой задачи профессионального, а как конечный результат, также и личностного роста, поскольку опирается на развитие способностей человека, на раскрытие его скрытых ресурсов.

Источник: https://medalvian.ru/vzroslym/dopolnitelnye-uslugi/sportivnaya-psihologiya/

Интервью спортивного психолога Интернет-изданию “InTalent”

Интернет-издание “InTalent” – это мнение квалифицированных экспертов в области профориентации и дополнительного образования.

– Чем занимается спортивный психолог?

– Если кратко, то этот специалист оказывает психологическую поддержку спортсменам, тренерам, родителям юных спортсменов. Консультирует их, осуществляет планомерное психологической обеспечение целой спортивной команды.. По сути – это тренер по психологической подготовке… 

– Как проходит психологическая работа со спортсменами?

– Психолог проводит психодиагностику и оценивает возможности спортсмена, выявляет сильные качества в его характере и внутренние «ресурсы», помогает это использовать.

Он проводит анализ прошлых результатов спортсмена, прогнозирует его успешность и предлагает программу действий на очередной этап подготовки.

  Психолог помогает спортсмену разрешить вопросы, касающиеся и спортивных, и житейских задач, составляет индивидуальную программу психологической подготовки к важным соревнованиям, подбирает информацию, по которой спортсмен  сможет заниматься самостоятельно.

Работая в команде, спортивный психолог постоянно наблюдает за состоянием спортсменов, помогает разрешать конфликтные ситуации между членами команды или между спортсменом и тренером, проводит индивидуальные и групповые тренинги, обеспечивает оптимальное боевое состояние, перед, во время и после соревнований. И, конечно, такой специалист всегда должен быть готов оказать срочную психологическую помощь, например, в том случае, если спортсмен не выдержал психологической нагрузки на соревнованиях.

Спортивный психолог может оказать помощь спортсмену и в планирование его карьеры.

– Чем работа спортивного психолога отличается от работы психолога, специализирующегося в других сферах?

– Отличий много, например, обычный психолог не должен давать советы, т.е. у него не должно быть для клиента готовых решений проблемы. Главная задача этого специалиста – стимулировать внутреннюю работу клиента.

Для этого он задает вопросы, позволяет человеку выговориться, предлагает взглянуть на проблемную ситуацию с другой точки зрения, даёт специальные задания и т.д.

Известно, что наш мозг в сложной ситуации не может работать с эмоциями – для понимания момента и дальнейших правильных действий нужны не чувства, а словесные определения, понятия.

В результате работы с психологом человек должен понять, что сейчас он находится в некой точке А, которая его не устраивает, а попасть он хочет в очень конкретную точку Б. Дальше психолог может предложить клиенту  различные методики, чтобы этот путь был пройден максимально эффективно и осознанно.

А вот спортивный психолог может и должен давать советы, ведь в спорте очень важен фактор времени.

И поэтому если уже есть какая-то полезная технология, готовая рекомендация, проверенный алгоритм действий, то лучше сразу включить это в процесс спортивной подготовки, разумеется, индивидуально корректируя программу действий под каждого спортсмена.

Ну и, конечно, спортивный психолог должен понимать и использовать в своей работе психологические аспекты физической, технической и тактической подготовки спортсмена. 

– Как долго психолог «ведет» спортсмена?

– Иногда спортсмены обращаются за разовыми консультациями.

В этом случае мы за один-четыре сеанса должны разработать и апробировать на тренировках и промежуточных соревнованиях индивидуальную программу психологической подготовки или оперативно найти выход из той или иной кризисной ситуации. Но психолог может и достаточно долгое время курировать спортсмена, например, используя средства мобильной связи, Интернет и т.п. 

– Когда психолог может считать, что его миссия выполнена?

– Конечная цель консультирования – научить спортсмена, оснастить его материалами и технологиями, которыми он сможет использовать самостоятельно, т.е.  обходиться уже без помощи психолога. 

– А как Вы стали спортивным психологом?

– Я с детства очень любила спорт. Занималась фигурным катанием, играла в хоккей и в футбол с мальчишками, потом был теннис и даже верховая езда, но, когда прочла несколько книг Александра Дюма, загорелась фехтованием и стала серьезно заниматься только этим видом спорта. У нас был замечательный тренер – Александр Тимофеевич Морозов.

Он не только учил владеть оружием, но и пел  под гитару очень романтичные и умные песни, играл с нами в футбол, учил самостоятельно мастерить (проклеивать) рапиры…Благодаря его примеру, а также древнегреческой  идее гармоничного и всестороннего развития человека, которая меня очень привлекала в старших классах,  я решила стать тренером и отправилась воплощать ее в Институт физической культуры.Там был киоск с научно-методической литературой, где продавалось в том числе, много книг по спортивной психологии. Я с удовольствием их читала. Параллельно начала ходить в институтский психологический кружок. Психология настолько меня увлекла, что мое второе высшее образование я получила именно в этой области. 

– Какое образование лучше получить, чтобы стать спортивным психологом?

– Чаще всего спортивными психологами становятся люди, которые сами раньше занимались спортом.

Это могут быть уже опытные спортсмены, или, напротив, юные спортсмены, которые не успели к студенческому возрасту достичь выдающихся результатов, не хотят становиться тренерами, но при этом мечтают остаться в спорте и помогать спортсменам и тренерам.

Такие люди могут получить вначале базовое психологическое образование, а затем – специализацию в области спортивной психологии. Но есть и более короткий путь – получить профильное образование на базе:

– Кафедры психологии РГУФКСМиТ,

– Кафедры психологии  НГУ физической культуры, спорта и здоровья им.Лесгафта,

–  Факультета психологии МГУ им.Ломоносова,

– Факультета психологии Санкт-Петербургского Университета.

Не хочу обижать коллег – наверняка специализация «Спортивная психология» или «Психология спорта» есть или вот-вот будет открыта и в других вузах страны.

Кроме того, наша Лаборатория уже много лет проводит курсы повышения квалификации,  предназначенные для людей с высшим и неоконченным высшим (педагогическим, психологическим, физкультурным и др.) образованием, стремящихся  реализовать себе в области спортивной психологии. А призеры Олимпийских игр и Чемпионатов мира любых лет могут учиться у нас бесплатно. 

– Обязательно ли иметь соответствующую специализацию, чтобы консультировать спортсменов?

– На мой взгляд, сложно быть хорошим специалистом-психологом во всех областях  и одинаково успешно работать, например, в области семейного консультирования и в области спортивной психологии.

Кроме того, многим клиентам действительно важна специализация психолога, его практический опыт и знание литературы в конкретной области… Например, мама одного юного спортсмена при первой нашей встрече сказал: «Мы выбрали именно Вас, потому что посмотрели ваш сайт и прочитали интервью, где Вы сказали, что когда сейчас приходите на стадион, Вас радует запах манежа, запах раздевалки, что у вас «душа радуется»…

– Какие личные качества необходимы для работы спортивным психологом?

– Мне кажется, важно, чтобы этот человек был неравнодушным и …активным, деятельным. Психологу должно быть интересно понять  поступки людей, их внутреннюю логику, хитросплетениях жизни… Также важна склонность к размышлению, анализу, систематизации. Но главное – это  способность сопереживать и желание прийти на помощь.

Думаю еще, что психолог вынужден …экстравертом. Ведь в  этой профессии важна открытость, которая поначалу тяжело дается интровертам.

Кроме того, психолог важно обладать сильным характером. К нему могут приходить клиенты, которые выше его по статусу или старше по возрасту, но он должен уметь сохранить свою внутреннюю независимость. Особенно это важно спортивному психологу.

Несмотря на то, что он работает среди физически сильных людей, порой именно ему приходится проводить серьезные, иногда неприятные беседы и со спортсменами, и с тренерским составом, обращаться к руководству команды, клуба с  вопросами,  недоумениями или предложениями в то время, как остальные участники процесса…боятся это делать.

Если психолог способен на это, он будет пользоваться уважением и спортсменов, и тренеров, ему будут доверять.

Знаете, сами психологи пытаются выработать формулу того, что является важнейшим в их работе. Кто-то говорит: «Клиента нужно любить. Любого, даже самого проблемного.

И это главное»…Да, «любить» в смысле пытаться понять, всеми силами стремиться ему (любому!) помочь… А я когда-то сделала внутреннее открытие – поняла, что мне лично важно внутреннее ощущение наполненности, чувство, что «меня много»…и  готовность «спасти Человечество».

Словом, нет окончательного ответа на ваш вопрос о личных качествах психолога – у каждого из них свой, неповторимый стиль работы, но ответственность и силы «спасателя» точно должны быть у каждого… 

– Кем может стать спортивный психолог, решивший попробовать себя в чем-то новом?

– Он может помогать людям, работающим в экстремальных условиях – военным, сотрудникам МЧС. Кроме того, напомню, что именно из спортивной психологии выросло когда-то очень эффективное направление практической психологии под названием «коучинг».

Это технология, помогающая людям не только выйти из кризисного состояния, но и обрести силы, вдохновение, увидеть перед собой перспективу, начать планомерное движение к цели, вернуть веру в себя и восстановить контроль над собственной жизнью.

Спортивный психолог легко может переквалифицироваться в коуча – здесь, безусловно, пригодятся его опыт и методы работы.

Помимо этого, спортивный психолог, имеющий образование в области физической культуры, может работать тренером, причем не простым, а тренеров нового направления – Wellness-коучинга. С ним связано всё, что касается здорового образа жизни, а это тоже требует и мотивации, и воли, и самодисциплины клиента…

Не будем забывать, что жизнь – это в некотором роде «вид спорта». Спортивный психолог может вести индивидуальную работу с людьми, ставящими перед собой высокозначимые личные или общественные задачи. 

– Может ли подросток, еще учась в школе, получить опыт, который поможет ему в будущем стать психологом?

– Я бы порекомендовала такому человеку… вести дневник.

Причем, в нем должны быть не простые записи, типа  «сходил в школу, поел, поспал…» или «Принц взглянул на меня 3 раза, улыбнулся 2 раза»…Важен анализ происходящего вокруг, понимание своей роли в этом Мире: что удалось сделать за день, для достижения поставленных целей, что понял, , что потеряло значимость, что стало более актуальным … Ведь прежде чем работать с другими людьми, стоит разобраться в себе и сформировать так называемый «стержень». Ну и, конечно, нужны навыки самоконтроля и умение регулировать своё психофизическое состояние. 

– Что вы могли бы посоветовать почитать и посмотреть подросткам, которые хотят стать спортивными психологами?

– Могу порекомендовать им книги, которыми я сама зачитывалась в юности. Это книги Владимира Леви, повесть Даниила Гранина «Эта странная жизнь», «Лезвие бритвы» Ивана Ефремова – то есть, книги, имеющие психологическую подоплеку. Кроме того, не вредно познакомиться с аналитическим подходом Шерлока Холмса – литературного героя книг Артура Конан Дойля.

Есть множество интересных «психологических» фильмов – художественных и документальных. В Интернете вас ждёт большое разнообразие вебинаров по психологическим тематикам. Словом, информации – больше, чем достаточно, поэтому попробуйте «примерить» на себя эту область человеческой деятельности. Важнейшую и всегда загадочную!

Источник: http://www.self-master-lab.ru/about/news/547-intervyu-sportivnogo-psikhologa-internet-izdaniyu-intalent.html

Ссылка на основную публикацию