Психологическое здоровье: что это такое, уровни, критерии в психологии, что к ним относится

Психология здоровья. Психологическое здоровье человека

Под психологическим здоровьем понимается нормальная работа структур психики, которые требуются для нормальной жизни. Психологическое здоровье означает не только нормальное состояние души, но и личности.

Это то состояние, когда душа гармонирует с личностью, у человека все хорошо, он стремится к росту личности, готов к нему. Человек, который здоров в психологическом плане, открыт для других, отличается разумностью.

Он защищен от жизненных ударов, способен справиться с вызовами судьбы.

Подобное здоровье показывает личность в общем. Оно пересекается со сферой мотиваций, эмоций.

Критерии психологического здоровья

К главным критериям психологического здоровья стоит отнести:

адекватность понимания общества;осознание поступков;работоспособность и активность;стремление к новым целям;умение находить контакты;нормальная семейная жизнь;чувство привязанности к родным;ответственность;умение составлять план жизни и следовать ему;ориентированность на развитие личности;

целостность.

А социопатия, психопатия, невротичность – все это за пределами такого здоровья. К отклонениям стоит отнести и личностей с главным набором внутренних проблем:

алкоголизм;агрессия;

депрессивные состояния;

больные привязанности;позиция жертвы;

страхи, психотравмы.

Это люди с постоянным чувством вины. Человек с психологическими проблемами не отличается благоразумием, он враждебен, не способен защитить себя от жизненных ударов.

Психическое и психологическое здоровье. Главные различия

Мы редко задумываемся над тем, что означает слово «здоровье». Для одних – это отсутствие болезней тела или страшных заболеваний.

Но в данное понятие входит не только отличное самочувствие или физическое состояние, но также благополучие в эмоциональном и психологическом плане. Это такой тип взаимодействия с внешним миром, при котором личность ощущает счастье и удовлетворенность.

Это гармония внутри и снаружи, баланс, который дает шанс нормально жить. Психологическое здоровье важно разграничивать с психическим благополучием.

Психическое здоровье являет собой стабильность работы психики, что дает возможность личности оставаться адекватной в обществе. Неадекватность поведения говорит о заболеваниях и отклонениях в психике.

Иными словами, психологическое и психическое состояние – это разные понятия, которые не дополняются одно другим. При абсолютно здоровой психике люди чувствуют внутренний долгий дискомфорт, апатичность, враждебность, депрессию.

А вот бодрые люди, которые всегда в прекрасном настроении, иногда являются психически ненормальными.

Итак, психологическое здоровье – это благополучие личности, адаптивность, склонность к действию, а не переживанию.

Сюда же относится отличное расположение духа, принятие себя и окружающих, творчество, ответственность, самостоятельность и т.п.

С другой стороны находятся разрушающие проявления личности, которые мешают приятным эмоциям, они заставляют человека чувствовать общую неудовлетворенность, обиду, вину.

Если человек нездоров психологически, то он действует по привычным схемам, не желает менять что-то, неправильно воспринимает неудачи и удачи.

Но не стоит считать, что благополучие в психологическом плане и позитивные качества характера – это одно и то же, поскольку нормы позитивных черт в обществах мира отличаются. Это не пример идеальной личности, а стремление к себе и к другим. Здоровая психологически личность понимает, что с ней происходит, ощущает целостность. Получается, такой человек не считает остальных угрозой для себя.

Психологическое здоровье по Маслоу

По теории Маслоу психологическое здоровье не просто наполняет личность субъективным чувством благополучия, но являются верным само по себе. В таком смысле оно над болезнью. Оно не просто лучше, оно правдиво, поскольку здоровая личность может увидеть больше истины. Недостаточность такого здоровья не только угнетает личность, это своеобразная разновидность слепоты, патологии мысли.

Целиком здоровых людей мало, но они есть. Если человек желает этого, старается постичь абсолютное здоровье, то это реальная цель. Лучше жить в здоровом, адекватном доверительном обществе, чем в неприязни и неадекватности. Это важно для каждого из нас. Необходимо стремиться постичь психологического здоровье, равновесие духа и тела.

Тот факт, что люди бывают здоровыми и то, что они существуют (хоть и в малом количестве) вселяет веру и надежду, желание стремиться к большему, расти, как личность. Подобная вера в возможности души и природы человека подталкивает нас к строительству здорового общества.

Так, как мы следим за собственным телом, важно следить за душевным состоянием. Дабы достичь физического здоровья, мы придерживаемся здорового образа жизни, занимаемся спортом, следим за диетой и т.д.

Чтобы достичь здоровья в психологическом понимании, потребуется труд и работа. Это понимание себя, самовоспитание, способность принимать решения, выделять другие варианты действий.

Это готовность к новому, действенное применение собственных ресурсов.

Безусловно, чтобы идти в верном направлении и развиваться требуется сначала узнать собственную личность, собственные слабые места, ресурсы.

В этом помогают специальные методики, которые направлены на изучение личности, интеллектуальности, характера.

Все это поможет построить жизненные перспективы, правила, которые способствуют росту личности, помогают осознать собственные возможности и реально оценить достижения.

Источник: https://sunmag.me/sovety/03-03-2014-psikhologiya-zdorovya-psikhologicheskoe-zdorove-cheloveka.html

Какие критерии психического здоровья личности являются главными: основные психологические понятия

Каждый из нас стремится быть здоровым. И речь идет не только о физическом здоровье.

Наличие каких-то отклонений в развитии психики человека тоже является болезнью, которую необходимо обследовать и лечить.

Но как определить, что человек психически не здоров?

Именно о таких критериях определения мы расскажем далее в статье.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 653-52-46 Москва
+7 (812) 313-26-17 Санкт-Петербург

Что такое физическое и психологическое благополучие человека?

В целом, под здоровьем принято понимать такое состояние человеческого организма, когда все его органы и системы нормально функционируют. Это создает его общее физическое и психическое благополучие. Когда индивид здоров, он может жить нормальной жизнью и беспрепятственно действовать (учиться, работать, развиваться и т.п.).

Специалисты Всемирной организации здоровья (ВОЗ) определяют это понятие как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что здоровье в совокупности – это одновременное нормальное функционирование:

  1. физического тела;
  2. психики.

Что значит психическое здоровье личности?

Определение его не ограничивается лишь отсутствием каких-то патологий в теле человека.

Психическое здоровье – это такое состояние психики индивида, при котором он ощущает свое психологическое и социальное благополучие, может самостоятельно бороться со стрессами и реализует свои цели.

Человек со здоровой психикой является полноценным членом общества, который способен трудиться, наряду со всеми остальными, и добиваться поставленных целей.

Он может это все делать в силу того, что:

  • адекватно реагирует на происходящие с ним жизненные события, на свою реальность в целом;
  • способен к запоминанию, использованию внимания и мыслительному процессу.

Специалисты в области изучения психического состояния людей анализируют и формируют заболевания, которые уже официально утверждены на сегодняшний день. Тем не менее, категория здоровья нефизического не всегда является однозначной.

Причины того или иного неадекватного поведения человека могут трактоваться по-разному. А отсутствие у него каких-то устоявшихся симптомов ряда известных психических заболеваний еще не говорит о том, что гражданин полностью здоров.

Тем не менее, существуют единые критерии психического здоровья, о которых будет подробно рассказано далее в статье.

Основные критерии

ВОЗ официально утвердила следующие критерии психического здоровья.

  1. Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

    Другими словами человек должен понимать, что ему принадлежит его тело, и он может им управлять. То есть тело подчиняется разуму, но никак не наоборот.

    Если же у человека наблюдается разделение разума и тела, либо, что еще более опасно для общества, тело не управляется его мыслями, это означает, что он психически не здоров.

  2. Постоянство и идентичность переживаний в аналогичных друг другу ситуациях. Как правило, мы одинаково реагируем на похожие жизненные ситуации.

    И наша реакция вполне логична. Например, на вежливость мы отвечаем тем же, а на грубость стараемся, либо успокоить собеседника, либо тоже грубим в ответ, отстаивая свою позицию.

    А не наоборот: грубим в ответ на вежливость и любезничаем с грубиянами. В противном случае реакция будет считаться не адекватной происходящей ситуации, а это уже может указывать на некоторые психические отклонения.

  3. Критичность по отношению к себе и своей психической деятельности, а также ее результатам. Говоря по-другому, это способность к самоанализу.

    Когда человек совершает какое-либо, даже самое простое действие, он уверен в том результате, который он получит. Например, все мы знаем, что если солнце восходит, значит – это утро, а если заходит – вечер.

    Мы ни на долю секунды не сомневаемся в этом общеизвестном факте, когда наблюдаем эти явления. Тем не менее, если человек, увидев рассвет, сомневается, какое время суток в данный момент (при этом нет какие-либо объективных причин, по которым он «потерялся во времени»), значит, в его психике имеются какие-то проблемы.

    Способность к рефлексии таким индивидом, возможно, утрачена.

  4. Соответствие реакций психики силе и частоте воздействия среды и социума на человека. Это когда индивид реагирует на жизненные обстоятельства по-иному, нежели социум, в котором он живет.

    От такого несоответствия возможно развитие психических расстройств.

    К примеру, в разговоре двух собеседников наблюдается такая картина, когда один из них спокойно возражает на какие-то замечания, а второй агрессивно набрасывается на него, крича и размахивая кулаками.

  5. Способность самостоятельно управлять своим поведением согласно социальным нормам, правилам и законам.

    Данный критерий по смыслу связан с предыдущим, потому что, если социальной нормой будет оскорбление друг друга и отсутствие уважения, тогда воспитанный гражданин будет считаться ненормальным, и он будет верить в это.

    Но пока в нашем обществе такие нормы и правила имеют вполне адекватный вид и основная масса людей ведет себя согласно им, к психически нездоровым членам социума будут относиться как раз те, кто всяческим ими пренебрегает.

  6. Способность планировать свою деятельность на протяжении жизни и реализовывать эти планы. Когда у человека отсутствует способность к планированию, он не в состоянии управлять своей жизнью. Также, такие люди очень поддаются внушению, ими легко командовать.
  7. Способность подстраивать свое поведение под конкретные жизненные обстоятельства и ситуации. Иными словами, если у индивида мать ассоциируется с плохим образом женщины, и он привык грубо с ней обращаться, то он будет использовать такой «шаблон» поведения по отношению ко всем остальным женщинам, с которыми общается.

    Невзирая на то, что это совершенно другие люди, не имеющие ничего общего с его матерью.

Таким образом, определяющее значение при формировании психики человека играют:

  • доминирующие негативные черты собственного характера, которые были заложены в человека при рождении еще на генетическом уровне (от родителей);
  • дефекты в нравственной сфере, проявившиеся во время взросления;
  • неверный выбор ценностей в жизни, которые могли бы служить верным ориентиром в настоящем и будущем.

Источник: https://pravovoi.center/ugolovnoe-pravo/prestupleniya-protiv-lichnosti/protiv-zhizni-i-zdorovya/prichinenie-vreda/kriterii-psihicheskogo-zdoroviya.html

Критерии психического здоровья

Критерии психического здоровья: 1. Интерес к самому себе. Чувствительный и эмоционально здоровый человек ставит свои интересы чуть выше интересов других, жертвует собой в некоторой степени ради тех, о ком заботится, но не полностью.

Читайте также:  Боюсь выходить на улицу: как называется болезнь, что делать при боязни выйти из дома, как избавиться от агорафобии самостоятельно

«На чужом несчастье своего счастья не построить. Осчастливив другого человека, можно и для себя счастье построить». 2. Общественный интерес. Если человек поступает безнравственно, то маловероятно, что он построит себе мир, в котором сможет жить уютно и счастливо.

«Как ты отнесешься к окружающим, так и окружающие отнесутся к тебе. Уютные отношения – счастливая жизнь!»

3. Самоуправление (самоконтроль). Способность брать на себя ответственность за свою жизнь и одновременно стремление к объединению с другими без требования значительной поддержки. «Управляй своими желаниями, иначе придется способствовать процессам пищеварения твоих недругов». 4. Высокая фрустрационная устойчивость.

Предоставление права себе и другим совершать ошибки без осуждения своей личности или личности другого. «Правом на ошибку обладает каждый. Смотри без осуждения на дела свои. Критика должна быть конструктивна и давать повод для улучшения твоих достижений». 5. Гибкость. Пластичность мысли, открытость изменениям не ставит себе и другим жестких неизменных правил.

«Гибкость гарантирует долгие годы спокойной жизни». 6. Принятие неопределенности. Мы живем в мире вероятностей и случая, в котором никогда не будет существовать полной определенности. «Никогда не знаешь, что случится с тем местом, куда ты идёшь». 7. Ориентация на творческие планы.

Творческие интересы занимают большую часть существования человека и требуют вовлеченности. Они позволяют достичь психического равновесия и получить более полное удовлетворение от жизни. «Творчество – гарантия психического здоровья». 8. Научное мышление. Стремление быть более объективным, рациональным.

Регуляция своих чувств и действий посредством реагирования и оценивания их последствий в соответствии со степенью влияния на достижение близких и далеких целей. «Чтобы меньше работать руками, нужно больше думать головой». 9. Принятие самого себя. Я люблю себя только за то, что живу и имею возможность радоваться.

Отказ от оценки своей внутренней ценности по внешним достижениям или под влиянием оценки других. Стремление скорее радоваться жизни, чем утверждать себя. «Люби себя таким, какой ты есть. Ищи радости в жизни, познавай любовь и будешь счастливым человеком». 10. Риск.

Эмоционально здоровый человек склонен рисковать оправданно и стремится делать то, чего он хочет, даже когда существует возможность неудачи. Стремление быть предприимчивым, но не безрассудно храбрым. «Кто не рискует, тот дружит с неудачей». 11. Длительный гедонизм. Поиск удовольствия как в настоящем, так и в возможном будущем.

Человек считает, что лучше думать как о сегодняшнем дне, так и о завтрашнем, и не одержим немедленным получением удовлетворения. «Хочешь завтра хорошо жить, работай сегодня, но не забывай себя хорошо кормить». 12. Нон-утопизм.

Отказ от нереалистичного стремления к всеохватывающему счастью, радости, совершенству или к полному исключению тревоги, депрессии, враждебности. «Жизнь не может быть только белой или черной. Она серая, так как сочетает в себе и то, и другое». 13. Ответственность за свои эмоциональные нарушения. Склонность принимать большую часть ответственности за свои нарушения, а не стремление с целью защиты обвинять других или социальные условия. “Я есть Я, центр чистого сознательного”. Делайте это в течение двух минут.

Принятие:

1. Подумайте о чем-либо из вашей жизни, к чему вы испытывали или испытываете благодарность. Это могут быть присутствие любимого человека, ваш талант, превосходное самочувствие, красивый цветок и т. д. Представьте его ярко, оценивайте его, думайте о том, что он вам дает и чему вы от него можете научиться. 2. Теперь подумайте о чем-нибудь (или о ком-нибудь), чего (или кого) вы хотели бы избежать в своей жизни. Опять же представляйте его, внимательно разглядывайте всякую свою реакцию на него. Наблюдайте за реакциями, не пытаясь препятствовать им или остановить их. Проследите вашу обычную стратегию неприятия. Осознайте, как это проявляется на уровне вашего тела, чувств и мышления. 3. Теперь предположите, что жизнь направляет вас, общаясь с вами закодированным языком ситуаций и событий. Какое послание заключено в ситуации или событии, выбранных вами? Запишите все идеи, пришедшие вам в голову, пока вы думали над этим вопросом. 4. Теперь вернитесь к предмету, который вызывает вашу благодарность. Представьте себе его еще раз, подумайте о нем с пониманием и как можно полнее осознавайте ваше приятие. 5. Теперь обратитесь снова к неприятной ситуации. Поймите, что тот же самый мир, который дарит неприятное, способен доставить приятность, и допустите к себе, если чувствуете, готовность и желание сознательного, намеренного приятия.

Лучший терапевт.

По одной восточной легенде, однажды боги решили создать Вселенную. Они создали звезды, солнце, Луну, моря, горы, облака. Затем – сотворили человека. И наконец, они сотворили Истину. Однако возник вопрос: куда следует спрятать ее, чтобы человек не смог ее отыскать? Им хотелось удлинить путь этого поиска.

“Давайте поместим на самую высокую горную вершину”, – сказал один. “Давайте спрячем ее на самой далекой звезде”, – предложил другой. “Давайте положим ее на дно самой глубокой и темной пропасти”. “Давайте скроем её на обратной стороне Луны”. Наконец, самый мудрый и древний бог сказал: “Нет. Мы спрячем истину в сердце человека.

Так он будет искать ее по всей Вселенной, не зная, что носит ее постоянно в себе”. Психосинтетическая техника внутреннего диалога помогает найти правду, скрытую и часто забытую, внутри нас самих. Мы представляем, что встречаем человека на вершине горы, вдали от цивилизации, вне времени.

Этот человек – источник любви, живительной любви, которая принимает нас с тем, для чего мы существуем, и пробуждает в нас то, чем мы можем стать. Этот человек очень мудр и понимает жизнь как единое целое вместе с ее противоречиями и парадоксами.

Мы чувствуем это и в атмосфере доверия ведем диалог, в котором происходит обмен энергией, проясняются идеи, исчезают сомнения. Мудрец работает, как самый эффективный символ “Я” и позволяет нам контактировать с целебной вдохновляющей энергией “Я” – лучший терапевт.

Внутренний диалог уместен во всех случаях, но особенно полезен в ситуациях, когда мы стоим перед важным выбором; мы в кризисе; нас никто не понимает. Мы хотим достучаться до своей возможной мудрости; мы чувствуем одиночество; мы готовы измениться; мы хотим свободы.

Роза.

Представьте розовый куст: корни, стебель, листья и на верхушке – бутон розы. Бутон закрыт и окружен зелеными чашелистиками. Некоторое время рассматривайте все детали… А теперь представьте, что чашелистики начали раскрываться. Рассмотрите теперь доступные взгляду лепестки – нежные, изящные, пока ещё закрытые. И вот лепестки начали медленно раскрываться.

Наблюдая это, представьте себе, что и внутри вас происходит некий расцвет. Ощутите, что и в вас нечто распускается и открывается свету. Продолжая представлять розу, вы чувствуете, что ее ритм – это ваш ритм, ее раскрытие – ваше раскрытие, что она открывается свету и воздуху, раскрывая всю свою прелесть. Вы ощущаете ее запах и впитываете в себя.

Теперь вглядитесь в самый центр розы, где жизнь наиболее интенсивна. Пусть возникнет образ, выражающий самое прекрасное, самое значимое, самое креативное в вашей жизни, пробивающееся наружу, к свету. Это может быть всё, что угодно. Пусть образ появится спонтанно без усилий и осмысления. Удерживайте образ некоторое время и проникнитесь его содержанием.

Образ может сообщить вам нечто – вербально или не невербально. Воспримите это сообщение.

Индивидуальная работа проводится с клиентами, имеющими низкие и неудовлетворительные адаптивные способности В большей степени она имеет корректирующий характер, когда достаточно длительное пребывание в измененных условиях существования начинает сказываться на нервно- психической деятельности личности. Индивидуальные беседы рекомендуется строить по следующему плану: 1.

Установление доверительного личного контакта между клиентом и психологом, 2. Оказание помощи в осознании причин и условий, вызвавших негативное, дискомфортное состояние, тяжелые внутренние переживания и т.д., 3. Разъяснение закономерного характера подобных состояний в период адаптации к измененным условиям жизнедеятельности, 4.

Выявление и обсуждение наиболее тяжело субъективно переживаемых психогенных факторов окружающей среды и деятельности, 5. Оказание помощи в создании перспективной жизненной стратегии по предлагаемой методике.

Цикл индивидуальных бесед с каждым клиентом должен строиться, исходя из его индивидуально-личностных особенностей, реального психического состояния и типа дезадаптивного поведения, как диагностированного на этапе оценки адаптационных способностей (как наиболее вероятный), так и наблюдаемого в данный момент. Индивидуальная работа должна сочетаться с занятиями в группе психорегуляции. Особого внимания и кропотливого труда психолога требует индивидуальная работа с клиентами, склонными к депрессивному типу дезадаптации. В этой работе предлагается воспользоваться следующими методиками.

Упражнение на релаксацию

Спокойным, ровным, монотонным голосом, выдерживая паузы в такт дыхания участников группы, руководитель произносит словесные инструкции: “Займите самое удобное для вас положение. Выпрямите спину… Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании…

Сначала воздух заполняет брюшную полость… затем вашу грудную клетку, легкие… Сделайте полный вдох… затем несколько легких, спокойных выдохов. Теперь спокойно… без специальных усилий сделайте новый вдох…

Обратите внимание, какие части вашего тела соприкасаются с креслом… полом… в тех частях тела, где поверхность поддерживает вас… постарайтесь ощутить эту поддержку немного сильнее… Вообразите, что кресло… пол… приподнимаются, чтобы поддержать вас…

Расслабьте те мышцы, с помощью которых вы поддерживаете себя…”

Упражнение по визуализации

“Сосредоточьтесь на своем дыхании… Вообразите большой белый экран… Представьте на экране любой цветок… Уберите цветок с экрана, а вместо него поместите на экран белую розу… Поменяйте белую розу на красную… (Если у вас возникли трудности… вообразите, что вы кисточкой покрасили розу в красный цвет.) Уберите розу и представьте комнату, в которой вы находитесь… всю ее обстановку… мебель… цвет… Измените картинку… Посмотрите на комнату с потолка… Если это трудно сделать, вообразите себя на потолке… смотрящим на комнату и всю обстановку сверху вниз… Теперь снова вообразите большой белый экран… Поместите синий фильтр перед источником света так, чтобы весь экран стал ярко-синим… Поменяйте синий цвет на красный… Сделайте экран зеленым… Представляйте любые цвета и изображения по своему усмотрению…” После выполнения последовательно данных упражнений необходимо спокойным, ровным голосом “вернуть” участников в обстановку “здесь и теперь”, например, с помощью монотонного обратного отсчета: “После того, как я посчитаю от десяти до одного, вы медленно, на вдохе откроете глаза и вернетесь в эту комнату…”. Далее между участниками происходит обмен впечатлениями от визуализации, в ходе которого руководитель должен получить обратную связь о готовности группы к созданию зрительных образов. При необходимости упражнение по визуализации можно повторить. После чего повторно выполняется упражнение на релаксацию, и после достижения необходимого ее уровня происходит плавный переход к следующей части занятия. Внешние признаки релаксации: – расслабленные мышцы лица; – ровное глубокое брюшное дыхание; – расслабленные кисти рук, общее снижение мышечного тонуса и т. д. На следующем этапе упражнения носят различный характер, в зависимости от вероятного типа дезадаптации участников группы.

Читайте также:  Почему мужчина не называет женщину по имени: мнение психолога, что значат ласковые прозвища, котрым муж величает жену, девушку, ответ специалиста

Для группы участников с агрессивным типом дезадаптации.

Упражнение 1 “Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане… У вас нет цели… компаса… карты… руля… весел… Вы движетесь туда, куда несет вас ветер… океанские волны… Большая волна может на некоторое время накрыть вас… но вы вновь и вновь выныриваете на поверхность… Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривание… Ощутите движение волны… тепло солнца… капли воды… подушку моря под вами, поддерживающую вас… Сосредоточьтесь на ощущениях, возникающих у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане…” (Пауза 1-2 минуты.)

Упражнение 2

“Вообразите себя гуляющим на окраине многолюдного и шумного города… Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой… Обратите внимание на других прохожих… выражения их лиц, фигуры… Заметьте, что некоторые выглядят встревоженными… другие спокойны и радостны… Обратите внимание на транспорт… его скорость, шум… гудят автомобили, визжат тормоза… Может быть, вы слышите и другие звуки… Обратите внимание на витрины магазинов… булочную… цветочный магазин… Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо?.. Вы подойдете и поприветствуете этого человека?.. Или пройдете мимо?.. Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице… Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице… Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от других… Большая вывеска гласит: “Храм тишины”… Вы понимаете, что этот храм – место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова… Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери, открываете их, входите и сразу же оказываетесь окружены полной и глубокой тишиной…” (Пауза 1-2 минуты.) “Когда вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу… Как вы теперь себя чувству с те?.. Запомните дорогу, ведущую к Храму тишины… чтобы вы могли, когда захотите, вновь вернуться туда…” После возвращения участников в обстановку “здесь и теперь” организуются обмен впечатлениями, проговаривание своего опыта переживаний и т. п. После чего руководитель может закончить занятие. Для группы участников с депрессивным типом дезадаптации (после упражнений на релаксацию и изменение состояния сознания).

Упражнение 3

“Вспомните то время своей жизни… когда вы были уверены, что по- настоящему любимы… Выберите какой-нибудь эпизод этого периода… и заново переживите его во всех деталях… Вспомните все звуки… цвета… запахи… музыку… свои чувства и заново их переживите… Попробуйте ответить самому себе… каковы самые существенные особенности этого переживания… Что мешает вам испытывать такие чувства сейчас?..”

Упражнение 4

“Вообразите перед собой какой-то источник энергии… Он согревает вас… дает вам энергию… Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на ваше тело… Вдохните ее… Представьте такой же источник энергии за своей спиной… Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине… Поместите источник энергии справа… Ощутите воздействие энергии на правую половину тела… Поместите источник энергии слева… Ощутите воздействие энергии на левую половину тела… Вообразите источник энергии над собой… Ощутите, как энергия действует на голову… Теперь источник энергии находится у вас под ногами… Почувствуйте, как наполняются энергией ступни ваших ног… потом энергия поднимается выше… и распространяется по всему вашему телу… Представьте, что вы посылаете энергию какому-то человеку… а теперь другому… Отметьте для себя, каких именно людей вы выбрали… Теперь пошлите энергию своей семье… своим друзьям… знакомым…”

Упражнение 5

“Вы совершаете прогулку по территории большого замка… Вы видите высокую каменную стену… увитую плющом… в которой находится деревянная дверь… Откройте ее и войдите… Вы оказались в старом… заброшенном саду… Когда-то это был прекрасный сад… однако уже давно за ним никто не ухаживает… Растения так разрослись… что не видно земли… трудно различить тропинки… Вообразите, как вы, начав с любой части сада… пропалываете сорняки… подрезаете ветви… выкашиваете траву… пересаживаете деревья… окапываете, поливаете их… делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид…

Через некоторое время остановитесь… и сравните ту часть сада, в которой вы уже поработали, с той, которую вы еще не трогали…”

Упражнение 6 “Представьте маленький скалистый остров… вдали от континента… На вершине острова – высокий, прочно поставленный маяк… Вообразите себя этим маяком… Ваши стены такие толстые и прочные… что даже сильные ветры… не могут покачнуть вас… Из окон вашего верхнего этажа… вы днем и ночью… в хорошую и плохую погоду…

посылаете мощный луч света, служащий ориентиром для судов… Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча… скользящего по океану… предупреждающего мореплавателей о мелях… являющегося символом безопасности на берегу… Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе…

света, который никогда не гаснет…”

Данные упражнения выполняются последовательно: переходя от первого ко второму и до четвертого. Словесные инструкции могут произноситься на фоне соответствующей музыки.

Использованы материалы Юнацкевич П, Кулганов В – Как выйти из невроза (Практические советы психолога)

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/57-training-with-teachers/1052-kriterii-psixicheskogo-zdorovya

Психологическое здоровье – Психологос

​​​​​​​Психологическое здоровье – оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. Психологическое здоровье – это не только душевное, но еще и личностное здоровье.

Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все светло и классно и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту.

Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами.

Психологически здоровый человек см.→ отличается от человека психологически проблемного см.→. У них разное поведение (в первую очередь социальное поведение) и разная структура личности.

Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам, а так же проявлению человеческого духа.

Основные критерии психологического здоровья: адекватное восприятие окружающей среды, осознанное совершение поступков, активность, работоспособность, целеустремлённость, способность устанавливать близкие контакты, полноценная семейная жизнь, чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям, способность составлять и осуществлять свой жизненный план, ориентация на саморазвитие, целостность личности. Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами.

А вот невротики, психопаты и социопаты – за пределами психологического здоровья.

Сюда же люди с основным букетом внутренних психологических проблем: агрессивность, алкоголизм, больные привязанности, внутренний саботажник, люди в горе и депрессии, любители жить в позиции Жертвы или склонные разыгрывать Дурика, страдающие от того или иного выгорания, психотравм и страхов, мучимые чувством вины и внутренним кризисом… Психологически проблемный человек мало разумен, склонен к враждебности, не защищен от ударов жизни и не имеет достаточного инструментария, чтобы справляться с жизненными вызовами.

А. Маслоу о психологическом здоровье

Психологическое здоровье не только наполняет человека субъективным ощущением благополучия, оно само по себе правильно, истинно и реально. Именно в этом смысле оно «лучше» болезни и «выше» ее.

Оно не только правильно и истинно, но и более правдиво, ибо здоровый человек способен узреть больше правды, и более высокой правды.

Недостаток психологического здоровья не только угнетает человека, но его можно рассматривать как своеобразную форму слепоты, когнитивной патологии, равно как форму моральной и эмоциональной неполноценности. Нездоровье – это всегда ущербность, ослабление или утрата способности к деятельности и самоосуществлению.

Здоровых людей немного, но они есть. Мы уже показали, что здоровье со всеми его ценностями – правдой, добродетелью, красотой – возможно, а, значит, вполне реально и достижимо.

Если человек стремится быть зрячим, а не слепым, хочет чувствовать себя хорошо, а не плохо, предпочитает цельность – ущербности, мы можем сказать, что он взыскует психологического здоровья. Мне вспоминается девочка, которая на вопрос: «Почему добро лучше, чем зло?» ответила: «Потому что оно лучше».

Следуя этой же логике рассуждений, мы можем сказать, что жить в «хорошем обществе» (в братском, синергичном, доверительном, построенном в соответствии с Теорией Игрек) «лучше», чем в обществе, где правит закон джунглей (в авторитарном, злом.

построенном в соответствии с Теорией Икс) – лучше как с биологической, медицинской, дарвиновской точки зрения, так и с точки зрения «дочеловечивания», лучше как субъективно, так и объективно (314). То же самое справедливо в отношении хорошего брака, хорошей дружбы, хороших детско-родительских отношений.

Такие отношения не только желанны (человек отдает им предпочтение, стремится к ним), но и в определенном смысле «желательны». Я понимаю, что в такой постановке вопроса может заключаться серьезная проблема для профессиональных философов, но я уверен – они справятся с ней.

Тот факт, что человек может быть хорошим, здоровым и что такие люди есть – пусть даже их мало и слеплены они из того же теста, что остальные, – уже сам по себе вселяет в нас мужество, надежду, решимость и веру в человека и его возможности роста. Эта вера в возможности человеческой природы, даже самая робкая, подтолкнет нас к построению общества, основанного на принципах братской любви и сострадания↑.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/psihologicheskoe-zdorove

Критерии психического здоровья: что считается нормой?

О том, что нужно заботиться о своем биологическом здоровье, знают все — о важности своевременных медицинских обследований, правильного питания и отказа от вредных привычек твердят врачи, социальная реклама и окружающие нас люди. А как же психическое здоровье? Что вообще входит в понятие «психически здоровая личность», каковы критерии психического здоровья и какие методы используют для выявления нарушений?

Психически здоровый человек способен реализовывать свой потенциал и вносить вклад в жизнь общества, плодотворно трудиться и адекватно противостоять жизненным стрессам.

Он уравновешен, удовлетворен своей жизнью, эффективно взаимодействует с реальностью, постоянно развивается, способен выполнять задачи, которые ставятся перед ним в разных сферах жизнедеятельности.

Конечно, ему не чужды тревоги, страхи и чувство вины, однако они не являются доминирующими.

Социум и психическое здоровье

Влияние социального на психическое здоровье очень велико — на личность постоянно воздействуют разные социальные связи (семья, друзья, коллеги, принадлежность к религиозной группе и т.д.), и последствия этого социального влияния могут быть как положительными, так и негативными.

От того, с кем мы общаемся, как проводим досуг, какие нормы воспитания нам привили в семье, зависят наше поведение и развитие, отношение к людям, наше психическое здоровье. Наверняка вы слышали выражение: «он из неблагополучной семьи».

Неустойчивая личность может измениться или деградировать из-за негативного социального воздействия — например, ребенок может начать курить, потому что курящие одноклассники говорят, что это нормально, и ребенок не способен противостоять этому влиянию.

Только устойчивость помогает личности противостоять негативным внешним условиям и достигать своих целей, бороться с препятствиями и поддерживать собственное психическое здоровье.

Как оценить психическое здоровье?

Организм человека — сложнейшая система, в которой взаимосвязаны все элементы. Поэтому при оценке психического здоровья оценивают работу всего организма в целом и нервной системы в частности.

Читайте также:  Боязнь мужчин: как называется страх у женщин, симптомы, причины андрофобии, как избавиться от фобии мужского пола

Показатели, которые получены в результате тестов, сопоставляют с нормой, но не всегда выявленные изменения можно рассматривать только как положительные или только как отрицательные, именно поэтому оценка психического здоровья под силу лишь специалистам.

Если говорить кратко, то психическое здоровье характеризуется адекватным возрасту развитием психики и ее благоприятным функционированием, отсутствием психосоматических или психических заболеваний.

Полноценное заключение о психическом здоровье можно вынести на основе мнений нескольких экспертов в области психоанализа, психиатрии и психологии, неврологии, психоневрологии. В некоторых ситуациях требуется консультация и других специалистов.

 Однако каждый человек в определенной степени может оценить свое состояние, используя простые методы и зная некоторые критерии психического здоровья. Стоит обратиться к специалисту, если вы заметили один из следующих симптомов:

  1. Снижение умственной работоспособности, сложности с концентрацией внимания.
  2. Вялость, потеря интереса к деятельности.
  3. Слишком долгое восстановление работоспособности.
  4. Появление беспричинных страхов.
  5. Подавленное состояние, апатия.
  6. Ощущение дискомфорта в разных частях тела может свидетельствовать о наличии психосоматических нарушений.
  7. Неполноценный сон. Если после тяжелой работы вы быстро засыпаете и утром встаете со свежей головой — это нормально. Но если даже самые большие нагрузки не могут заставить вас заснуть или наутро вы не чувствуете себя отдохнувшим, то ваш организм требует восстановления.

Многие из вышеописанных симптомов можно расценить как признаки переутомления. Да, любой человек может переутомиться и потерять интерес к работе, но, если после отдыха признаки не исчезают, это тревожный сигнал.

Для того чтобы снизить вероятность переутомления, нужно использовать методы для повышения эффективности работы, пересмотреть свой режим дня, обязательно отдыхать.

Соблюдайте баланс труда и отдыха, чтобы чувствовать себя хорошо!

Нормы и критерии психического здоровья

Определение нормы здоровья — задача очень сложная, гораздо легче выявить наличие каких-нибудь нарушений. Нельзя определить норму психического здоровья человека по 1-2 критериям, в этом вопросе нужны комплексный подход и специальные методы. В литературе можно встретить разные совокупности критериев, с помощью которых оцениваются проявления здоровой психики, вот их перечень:

  1. Уверенность в себе, трудолюбие, оптимизм, естественность, необидчивость, нравственность (честность), сосредоточенность, адекватная самооценка, целеустремленность, доброжелательность, самоуважение, ответственность, независимость, терпеливость, самоконтроль, чувство юмора.
  2. Способность сопереживать и радоваться, умение совладать с негативными эмоциями, эмоциональная устойчивость, естественное и свободное проявление эмоций, зрелость чувств соответственно возрасту.
  3. Знание себя, адекватное восприятие действительности, способность мыслить логически, критичность мышления, умение концентрировать внимание на предмете, способность запоминать, способность к творчеству, умение управлять мыслями и пользоваться интеллектом.

Психически здоровый человек живет в мире с самим собой, умеет контролировать свои эмоции, логически мыслить и анализировать, сопереживать, нести ответственность за свои поступки.

Симптомы психического нездоровья:

  1. Пассивность, потеря веры в себя, зависимость от вредных привычек, уход от ответственности.
  2. Враждебность, высокая тревожность, беспричинная злость, неспособность сочувствовать.

  3. Неорганизованность, повышенная внушаемость, нелогичность, неадекватное восприятие реальности и самого себя, некритичность мышления.

Психически нездоровый человек может быть конфликтным, равнодушным к близким, враждебным, жестоким.

Как правило, ему свойственны пассивная жизненная позиция, гипертрофированный или ослабленный самоконтроль, эгоцентризм, жажда власти.

Как укрепить психическое здоровье

Существует целая наука о том, как достигнуть психического здоровья и сохранить его — психогигиена. Соблюдение правил психогигиены не решает всех проблем, но избавляет от многих сложностей, с которыми может столкнуться человек. Попробуйте следовать этим правилам, и вы сможете увидеть, как меняется ваша жизнь.

  1. Учитесь всегда. Повышая уровень своей образованности, вы становитесь более интересным собеседником, отношение окружающих к вам улучшается — это важно для социального развития. Учеба открывает новые возможности, ведь научиться можно практически всему. Необязательно получать очередное высшее — воспользуйтесь обучающими программами, курсами, испытайте методы онлайн-обучения.
  2. Избавьтесь от вредных привычек. Будьте независимым, не позволяйте сигаретам или алкоголю овладеть вами.
  3. Делайте полезное для других. Помощь родителям и друзьям, волонтерская деятельность, благотворительность — все это помогает восстановить душевное равновесие и отвлечься от проблем.
  4. Занимайтесь любимым делом. Если вы пока не можете заработать себе на жизнь любимым делом, не отказывайтесь от него — занимайтесь им в свободное время.
  5. Учитесь быть дисциплинированным, используйте методы самоконтроля. Невыполнение обещаний вызывает чувство вины, беспомощности, подавленности, приводит к снижению самооценки. Учитесь себя контролировать, начинайте с небольшого — поставьте перед собой легкую задачу и выполните ее неукоснительно. Постепенно переходите к более сложным задачам, точно следуйте своим планам.
  6. Занимайтесь спортом — любым видом, лишь бы вам нравилось. Спорт помогает бороться с депрессиями, избавляет от стрессов, дисциплинирует.
  7. Избегайте рутины. Путешествуйте, пробуйте что-то новое, получайте впечатления — это необходимо для того, чтобы чувствовать себя счастливым.
  8. Будьте рядом с теми, с кем вам комфортно. Не бойтесь разрывать отношения с неинтересными людьми, заводите новые знакомства.
  9. Учитесь избавляться от обид, научитесь прощать.
  10. Старайтесь думать о хорошем. Негативные мысли подавляют нас, влияют на наше самочувствие. У людей, которые часто думают о плохом, появляются признаки депрессии.
  11. Научитесь быть искренне благодарными — это чувство помогает ценить жизнь и не огорчаться из-за мелочей. Благодарите мир за новый день, родных и друзей за любой пустяк — это будет приятно не только вам, но и окружающим.
  12. Научитесь находить красоту во всем — посещайте выставки, гуляйте по паркам и улицам, рассмотрите все те деревья и цветы, мимо которых вы раньше пробегали, не глядя. Выезжайте на природу, обращайтесь к искусству — это помогает успокоиться, снять стресс.

Будьте внимательны к себе и близким, следуйте правилам психогигиены, разрабатывайте собственные методы укрепления психического здоровья и наслаждайтесь жизнью, ведь она прекрасна!

Источник: https://legkopolezno.ru/zozh/psihologiya/kriterii-psihicheskogo-zdorovya/

Психологическое здоровье (стр. 1 из 5)

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3

§ 1. Психологическое здоровье ………………………………………………… 4

§ 2. Критерии и признаки нарушения психологического здоровья …………. 5

§ 3. Понятие, виды и источники психологической травмы:

· Физиология психологической травмы ……………………….. 8

· Психологические травмы у детей ……………………………. 10

§ 4. Семья как источник психологического здоровья ребенка:

* Понятие семьи ………………………………………………… 15

* Стили родительского воспитания ……………………………. 15

* Взаимосвязь стилей родительского воспитания и психологического здоровья ребенка ………………………….… 19

Заключение …………………………………………………………………….. 20

Список литературы …………………………………………………………….. 22

Введение

В последние годы состояние здоровья населения России вызывает обоснованную общественную тревогу.

У нас наблюдается кризис физического, нравственного и психологического здоровья практически всех возрастных групп: очень высока заболеваемость, смертность, сократилась продолжительность жизни, снижается доля трудоспособного населения, наблюдается рост преступности, наркомании, алкоголизма, числа самоубийств. Снизился уровень репродуктивного здоровья, что проявляется резким падением рождаемости, увеличением числа разводов, неполных и неблагополучных семей.

Причины такой ситуации в России многообразны.

Отчасти она обусловлена социально-экономической депрессией, отчасти – изменением ритма и образа жизни современного человека: характера питания, низкой двигательной активностью, информационными и психоэмоциональными перегрузками.

«Болезни поведения» становятся ведущей формой патологии современного человека. Первичная профилактика этих заболеваний может быть осуществлена только посредством воспитания осознанного отношения к своему здоровью, формирования навыков и привычек здорового образа жизни.

Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социоэкологических условиях, выступает на первый план в конце прожитого – начале нового, XXI века – века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии.

Трудность исследуемой тематики состоит в том, что сам термин «здоровье» в менталитете россиян однозначно связан с медициной, а его нарушение – с обязательным лечением у врача, экстрасенса, ясновидящего, других различных направлений традиционной и нетрадиционной медициной. Психологическое здоровье связывается обычно со специалистами в области психиатрии и психотерапии.

Источник: http://MirZnanii.com/a/204564/psikhologicheskoe-zdorove

Критерии психического здоровья

Довольно часто можно слышать, что психическое здоровье человека не имеет четких рамок, то есть критериев, поэтому легко спутать гения и потенциального клиента санитаров со смирительным халатом.

Доля истины в этих словах имеется, нередко грань между одаренностью и безумием тонка, но она все же имеется.

Будь иначе, врачам приходилось бы гадать на кофейной гуще, чтобы принять решение относительно состояния пациента.

Критерии психического здоровья человека

  1. Самоконтроль. Понимание ответственности за свои решения и готовность принять ее. Умение выстраивать свое поведение в соответствии с общественными нормами.
  2. Принятие собственного «Я». Здоровый человек понимает идентичность и постоянство физического и психического аспектов своей личности.
  3. Гибкость.

    Важным критерием психического здоровья ВОЗ считает умение подстраиваться под меняющиеся обстоятельства. То есть разум человека не застревает на какой-то линии поведения, которая была адекватной в прошлом, но в современных реалиях выглядит в лучшем случае нелепо.

  4. Постоянство.

    Речь идет не о стабильном положении, а о схожих реакциях на одинаковые ситуации.

  5. Критичность. Трезвая оценка своих поступков и их результатов.
  6. Адекватность. Реакция на какие-либо действия соответствует их силе, имеющимся обстоятельствам и конкретным ситуациям.
  7. Планирование.

    Умение не только составлять планы, но и успешно их реализовывать. Это касается не только долгосрочных перспектив, но и текущих дел.

Наличие одного из признаков еще ни о чем не говорит, необходимо рассматривать их совокупность.

Также стоит понимать, что эти критерии относятся к психическому здоровью и состоянию, а не к психологическому. Поэтому человек может быть глубоко несчастен, не имея серьезных душевных отклонений.

Психологически здоровую личность отличают такие качества, как целеустремленность, активность, осознанность, открытость к сотрудничеству,желание развиваться, умение устанавливать контакт с другими людьми (друзья, коллеги, полноценная семейная жизнь). Такой человек может справляться с жизненными неурядицами, ему не свойственна агрессивность.

Но как сохранить такое необходимое психическое и психологическое здоровье, когда стрессы подстерегают с утра до вечера? Врачи четкого рецепта выписать не могут, отделываясь общими рекомендациями.

Самыми значимыми являются внимание к своему физическому состоянию и правильная организация работы и отдыха.

Также не стоит забывать о регулярной физической активности и поиске возможностей для самореализации.

Лабильность психики человека – не что иное, как мгновенная реакция на события, сопровождающаяся частыми сменами настроения. Наша статья расскажет более подробно о понятии лабильной психики.

Кто такие масоны и чем они занимаются?

Масоны – члены общества, которое исповедует духовный рост и самопознание каждого из членов. Приверженцы этого движения хоть и не дискутируют на тему политики и религии, но играют огромную роль в этих областях жизни человечества. Они поддерживают друг с другом тесную связь и помогают людям.

Характер по месяцу рождения

Год, месяц и время рождения откладывают свой отпечаток на формирование личности человека. Безусловно, нельзя говорить о том, что все люди, рожденные в одном году и месяце, будут иметь одинаковые черты характера. В этой статье рассмотрим, как месяц рождения может повлиять на характер человека.

Наверняка многие слышали о неком масонском ложе, окутанном массой тайн и загадок. Наша статья расскажет, что это за общество, какие функции выполняют его члены и как стать одним из масонов.

Источник: http://kak-bog.ru/kriterii-psihicheskogo-zdorovya

Ссылка на основную публикацию