Психологические игры: тренинги, занятия, ролевые упражнения для подростков. детей дошкольного возраста, младших школьников 10–12 лет

Тренинги по психологии, психологические упражнения и игры для детей и подростков

У каждого ребенка свой характер. Одни дети раскованные и общительные, другие замкнутые и скрытные. Но и тем и другим иногда требуется психологическая помощь, чтобы успешно общаться со сверстниками и взрослыми, иметь возможность самореализоваться, поверить в свои силы, повысить самооценку и т.д. В этом педагогам могут помочь психологические тренинги для детей и подростков.

Самые интересные и эффективные психологические упражнения и игры для детей разного возраста мы собрали в этой статье.

Зачем нужен психологический тренинг детям и подросткам?

Тренинги для детей и подростков помогают развить навыки:

  • межличностного и межгруппового взаимодействия;
  • общения;
  • саморегуляции.

Кроме того, специальные психологические тренинги для школьников часто проводят с целью профессиональной самоориентации.

Психологические тренинги для подростков, и в особенности для детей дошкольного и младшего школьного возраста – это, прежде всего, увлекательные игры и упражнения, в ходе которых осуществляется практическое обучение.

Занятия могут проходить как в группе, так и индивидуально. Форма обучения изменяется в зависимости состава и поведения участников тренинга, а также их мотивации. Такой подход позволяет раскрыться каждому ребенку, раскрепощает и учит коллективному взаимодействию.

Максимальную эффективность игровые тренинги приносят лишь в том случае, если ребенок сам заинтересован в изменениях своего поведения, мировоззрения и личностном росте.

Тренинговые упражнения для дошколят

Чтобы внимание детишек не рассеивалось, игры для тренингов дошкольников должны быть недолгими. Лучше за одно занятие провести 3-4 разные игры. Каждая из них должна быть направлена на достижение определенной цели.

Психологические тренинги для школьников младших классов

Психологические упражнения для тренингов детей младшего школьного возраста должны прорабатывать их основные внутренние проблемы и учить в будущем справляться с ними самостоятельно.

В психологический тренинг для детей 7-9 лет следует включать:

Они помогут смоделировать различные ситуации и обыграть возможные варианты поведения.

Игры для тренингов в подростковом возрасте

Психологические тренинги для подростков главной своей целью должны ставить обучение подрастающего поколения успешному функционированию в постоянно меняющемся современном мире.

Стоит отметить, что к этому критическому возрасту все дети подходят совершенно не подготовленными. Их одолевает масса сомнений как в себе, так и в своих способностях. Часто они совершенно не знают как вести себя в той или иной ситуации, постоянно провоцируя конфликты.

Принимая во внимание особенности подросткового возраста, всевозможные центры сегодня практически повсеместно реализуют специальные тренинговые программы для подростков.

Наиболее популярны:

  • тренинг общения для подростков;
  • тренинг личностного роста для подростков.

Тренинги общения для подростков столь актуальны потому, что в этом возрасте ведущей деятельностью становится именно общение со сверстниками.

И от того, с кем и как будет общаться ребенок, зависит его дальнейшее развитие, становление его личности. Поэтому очень важно научить ребят выстраивать дружеские отношения.

Научить самоутверждаться в коллективе сверстников и привлекать внимание противоположного пола, не нарушая норм социального поведения и не пренебрегая этическими и моральными ценностями.

Тренинги для подростков личностного роста преследуют следующие цели:

  • повысить уверенность в себе;
  • снять страх перед публичными выступлениями;
  • развить целеустремленность;
  • совершенствовать коммуникативные навыки;
  • повысить школьную успеваемость;
  • сформировать лидерские качества.

Провести качественный психологический тренинг для подростков может простой школьный учитель в обычном школьном классе. Главное научиться подбирать игры и упражнения для тренингов, соответствующие поставленным целям и задачам.

Психологические игры для подростков

Детские психологические тренинги: некоторые правила

Конечно, вы можете выработать свои собственные законы и правила для каждой конкретной группы детей, но советуем обязательно включить туда следующие пункты:

  • конфиденциальность;
  • право на личное мнение;
  • искреннее общение;
  • умение слушать = уважение к выступающему.

Надеемся, что эти простые и интересные упражнения для тренинга помогут реализовать поставленные вами воспитательные и обучающие задачи, добиться высоких результатов в личностном развитии ваших воспитанников.

Тренинг для подростков “Успешная юность”

Источник: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8632-psikhologicheskie-treningi-dlya-detej-i-podrostkov.html

Тренинги КУБ для детей 10 – 12 лет

16 декабря 2018 г., в воскресенье, с 12 до 18 часов.

м. Василеостровская, В.О., 7-я линия, д. 52, Губернаторский физико-математический лицей №30. вход со Среднего проспекта.  Напротив м. Василеостровская. Скачать схему проезда.

Наука общаться

Зарезервировать Место в Группе

В программе учебного года 2018-2019

  • Уверенность в своих силах и умение оптимистически смотреть на мир;
  • Навыки общения: договариваться, убеждать, понимать чувства другого, разрешать конфликты;
  • Развитие самостоятельности и ответственности, умение не поддаваться негативному влиянию;
  • Планирование и организация своей деятельности;
  • Повышение интереса к учебе, развитие мышления, внимания, памяти;
  • Умение справляться со стрессовыми ситуациями.

Ближайшая тема: Наука общаться

Ребята найдут и освоят правила, которые помогают общаться.

На этом тренинге ваш ребенок будет учиться:

  • Правильно передавать и получать информацию;
  • Понимать точку зрения собеседника;
  • Вызывать симпатию и располагать к себе людей.

В упражнении «Угадай картину» дети будут учиться получать и передавать информацию. Капитан команды увидит картину и опишет её товарищам так, чтобы они смогли узнать эту картину среди других похожих.

Ребята убедятся, что нужно проверять, правильно ли тебя поняли, правильно ли ты сам понял товарища. Каждый видит ситуацию по-своему, поэтому недопонимание и ошибки случаются чаще, чем мы думаем.

Дети напишут друг другу новогодние открытки. Для этого надо представить, о чем мечтает получатель, какое пожелание его обрадует. Ребята скажут о хороших качествах получателя и выразят свои добрые чувства.

В конце дня ребята подытожат правила общения, которые обнаружили на занятии, и подумают, чему каждый из них должен научиться, чтобы общение было приятным.

Программа тренинга построена на командных играх и активном взаимодействии участников, поэтому на тренинге Ваш ребенок не только освоит тему занятия, но и разовьет уверенность в своих силах, умение быть лидером и работать в команде.

16 декабря 2018 г., в воскресенье, с 12 до 18 часов.

м. Василеостровская, В.О., 7-я линия, д. 52, Губернаторский физико-математический лицей №30. вход со Среднего проспекта.  Напротив м. Василеостровская. Скачать схему проезда.

Зарезервировать Место в Группе

Подробнее ›

  • Уверенность в своих силах;
  • Стабилизировать свои эмоции и уметь настроиться на позитив.
  • Дружить, договариваться и разрешать конфликтные ситуации со сверстниками и с взрослыми;
  • Понимать чужую точку зрения, увидеть ситуацию глазами другого человека;
  • Отстаивать свое мнение – вежливо и конструктивно;
  • Управлять своими эмоциями и не поддаваться на провокации.
  • Самоконтроль и умение преодолевать трудности;
  • Планировать свое время и силы, чтобы их хватило на самое важное;
  • Принимать решения и отвечать за них;
  • Противостоять негативному влиянию.
  • работать с большими объемами информации, разовить внимание и память;
  • Разовьет логическое мышление, научится мыслить стратегически;
  • Разовьет свои творческие способности, умение мыслить нестандартно;
  • Публичные выступления – спокойно и уверенно. Это поможет и отвечать у доски, и хорошо держаться на экзаменах.
  • Как соотнести свои и чужие интересы, чтобы достичь общей цели
  • Научится понимать и учитывать свои и чужие сильные и слабые стороны при работе в команде;
  • Разовьет свои лидерские навыки, 

Вы всегда будете знать, как проходят занятия. Вы получите письмо, из которого узнаете о программе тренинга, его основных принципах и  наиболее важных упражнениях. 

И конечно, вы всегда будете в курсе того, как развивается ваш ребенок, как он проявил себя на занятии, что у него получалось хорошо, а в чем ему, возможно, потребуется помощь. В течение недели после тренинга вам позвонит ведущий и в 10-15 минутной беседе расскажет об успехах вашего ребенка. Вы сможете задать интересующие вас вопросы и получить рекомендации.

Зарезервировать Место в Группе

Узнайте больше о детских тренингах КУБ

Источник: http://pkh.ru/taxonomy/term/43

Психологические тренинги для детейДочитайте до конца и получите подарок

Трудно поспорить с тем фактом, что проблему легче предотвратить, чем решить. Еще в детстве видно каким растет ребенок, в чем его потребности, к чему он тянется и какие недостатки следует искоренить.

Если родители видят, что ребенок постоянно ссорится с детьми на площадке, если в детском садике для него утренник- настоящий стресс, если даже родители не понимают речь своего ребенка, то стоит не просто задуматься, а принять конкретные меры и обратиться за помощью к специалистам.

Если во время не справиться с первыми «звоночками», то можно не успеть опомниться как к подростковому возрасту у него уже будет «букет» комплексов и низкая самооценка.

Тренинги для дошкольников

К счастью существуют психологические тренинги для детей 5 лет. Занятия на них проходят в игровой форме, в малочисленных группах, в дружелюбной манере и с максимальным вниманием к каждому ребенку.

Деткам предлагаются упражнения на развитие самых разных способностей.

К примеру, на повышение самооценки и импровизацию:

  • «Будем знакомы»! Педагог держит в руках игрушку, а каждый ребенок, подходя к ней, должен поздороваться с ней и представить себя, используя применительно к своему имени ласкательную форму. Например, «Здравствуй, мышонок, а меня зовут Алешенька»!
  • Затем педагог по тренингу лапками мышонка гладит «Алешеньку», используя похвалу: «хороший Алешенька», «ласковый Алешенька», «красивый Алешенька». Можно приучить и детей к проявлению ласки и доброжелательности и предложить друг друга гладить лапками мышонка и говорить комплименты.
  • Для развития пластики, сценического движения, раскованности и импровизации можно поиграть в игру «Замри». Педагог предлагает детям прыгать как лягушки, ползать как змеи, подкрадываться как кошки, а по его команде замирать в характерной для зверя позе. Самым маленьким педагог сам демонстрирует движения зверей, а дети подражают ему, параллельно расширяя свой кругозор и, внимательно присматриваясь к деталям образа.

Тренинг для младших школьников

Социально-психологический тренинг для детей младшего возраста направлен на развитие коммуникативных навыков.

К примеру, дети могут поиграть на тренинге в «Интервью». Один из детей может выступать в роли именинника, президента, многодетного родителя, учителя года, а другие должны задавать ему различные вопросы: «Какое самое важное событие произошло с вами в этом году», «Что вы хотели бы получить в подарок на день рождения», «Ваше любимое блюдо», «Чего не хватает в вашей жизни»?

С помощью данной игры дети учатся задавать вопросы, выслушивать собеседника, мыслить и фантазировать, раскрепощаются.

Можно поиграть в игру «Волшебная подушка», цель которой понять желания окружающих, осознать схожесть или различие друг от друга, научиться уважению чужих интересов и чувств.

Психологический тренинг для детей 10 лет поможет детям поверить в себя, раскрыть свой творческий потенциал, научиться работать в команде, не бояться общаться и научиться отстаивать свое мнение.

Общение для подростков

Подростки тоже любят играть и чаще всего в командные игры. Хорошо помогает понять процесс рождения симпатии и хороших отношений игра «Симпатия». Одному из участников следует в течении пары минут сделать презентацию для группы.

Это может быть рассказ о себе, анекдот, демонстрация фокуса, танца, пение или другого умения и таланта. После выступления группа анонимно его оценивает по 5 бальной шкале. На листике следует коротко написать, что понравилось в выступлении, а что нет.

Читайте также:  Поток: психология оптимального переживания: читать онлайн бесплатно книгу михая чиксентмихайи, краткий обзор содержания

Проанализировав эти ответы, участники осознают с чем связаны симпатии и антипатии, как выстраивать свое поведение в обществе. Данный тренинг улучшает навыки самопрезентации, тренирует сообразительность и улучшает способность к импровизации.

Выбранная вами театральная студия для малышей должна в первую очередь нравится вашему ребенку, а не отвечать вашим высоким критериям содержания и количества преподаваемого в ней теоретического материала. Автор
Лигаев Юрий

Подписаться через VK data-alt_text=>

Подписаться на инстаграм

TESTSTSTSTTSS

Источник: https://www.teatr-Benefis.ru/staty/dlya-roditelej/psihologicheskie-treningi-dlya-detej/

Психологические игры для подростков, помогающие их социализации

На формирование личности человека огромное влияние оказывает среда, в которой он проводит свое детство и подростковый возраст.

Психологические игры и тренинги позволяют скорректировать поведение подростков и повысить эффективность их социализации в обществе.

Социальное развитие подростков

Подростковый возраст в современном понимании — это этап между детством и взрослой жизнью.

Обычно выделяют младший уровень — от 12 до 14 лет, старший уровень — от 15 до 17 лет.

Этот переходный период является достаточно сложным как для самих детей, так и для их родителей.

На первое место для подростка выходит его собственная личность, желания и потребности. Ребенок еще не имеет достаточного жизненного опыта, но испытывает сильное стремление к самостоятельности и отстаиванию своего мнения.

У него формируется собственная система ценностей, своя жизненная философия. Происходящие изменения в сознании нередко приводят к конфликтам с родителями, старшими родственниками, педагогами.

В этом возрасте происходят значительные изменения в физиологии — это неизменно приводит к переосмыслению собственного «Я».

Девушки и молодые люди начинают в полной мере осознавать свою половую принадлежность, испытывать повышенный интерес к противоположному полу. Большое значение приобретает умение строить отношения со сверстниками, входить в новую социальную группу.

Проблемы с общением, самоопределением в этом возрасте могут наложить негативный отпечаток на весь последующий процесс социализации ребенка в обществе.

Часто неразрешенные именно в подростковом возрасте психологические, эмоциональные трудности становятся основой для существования комплексов, неуверенности в себе уже у взрослого, состоявшегося в жизни человека.

На социальное становление личности подростка оказывают влияние две группы факторов:

  1. Внешние. К ним относятся воспитание в семье, требования педагогов, нормы общения со сверстниками, моральные устои окружающих, действующие социальные правила и т.д. Ребенок в процессе своей жизнедеятельности сознательно и бессознательно усваивает те модели поведения и те нормы, которые прививают ему окружающие люди.

    Причем гораздо большее влияние на личность подростка оказывают те люди, которые являются для него авторитетом.

  2. Внутренние. Эти факторы включают особенности характера, темперамента, ценностные установки, уровень самоконтроля и дисциплины, моральные качества и т.д. Данная группа факторов напрямую зависит от врожденных особенностей личности, от уровня интеллекта и воспитания.

к содержанию ↑

Особенности взаимоотношений со сверстниками

Выстраивание отношений со сверстниками в подростковый период приобретает первостепенное значение.

Причем организуется это общение достаточно неоднозначно.

С одной стороны молодые люди стремятся слиться с группой сверстников, быть такими же как и все остальные.

Непохожесть, выражающаяся в особенностях внешности, низком социальном или материальном положении семьи может стать серьезным поводом для переживаний.

С другой стороны, подростки испытывают непреодолимое стремление выделиться, обратить на себя внимание. В этом возрасте большое значение приобретает собственная привлекательность, умение произвести впечатление.

Для подростка крайне важно заслужить уважение своих товарищей, чтобы члены его социальной группы проявляли заинтересованность, и искреннее желание общаться.

В этом возрасте для ребенка большое значение приобретает наличие по-настоящему близких друзей, в общении с которыми происходит становление личности, определение своих коммуникативных способностей.

Нередко подростки отличаются постоянной сменой круга общения. Это вызвано хаотичной сменой интересов и предпочтений, которая приводит к поиску новых друзей, разделяющих имеющиеся на данный момент у подростка увлечения.

Помимо близких друзей, в этом возрасте подростки активно заводят большое количество знакомых, собираются в компании, неформальные группы по интересам.

Подобное расширение круга общения (по сравнению с детским возрастом) позволяет раздвинуть рамки социального существования, получить дополнительные возможности для самореализации.

к содержанию ↑

Как научить общению с ровестниками?

Далеко не у всех ребят в подростковом возрасте легко проходит процесс социализации.

Нередко дети сталкиваются с непониманием друзей, отсутствием близкого по духу круга общения, проблемами в школе.

Такая ситуация может привести к серьезным переживаниям., депрессии, уходу в себя.

По этой причине задача семьи и педагогов — научить подросшего ребенка общаться со сверстниками, грамотно выстраивать личностные взаимоотношения.

Функции семьи: оказывать ребенку психологическую и материальную поддержку, обеспечить ему эмоциональную независимость.

Ребенок, по-прежнему получая от родителей финансовую поддержку и эмоциональное участие, должен чувствовать, что ему предоставили свободу самовыражения и определения своего жизненного пути.

Подобное понимание приведет к повышению уровню уверенности в себе, в своих силах. Поддержка и понимание в семье — гарантия здоровой личности подростка.

Педагоги и психологи, в свою очередь, должны помочь подросткам в процессе их социализации при помощи специально разработанных методик, развивающих мыслительные процессы, эмоциональную открытость, коммуникативные навыки.

к содержанию ↑

Тренинговые упражнения

Варианты тренинговых упражнений, применяемых в работе с подростками:

«Учимся решать проблемы»

Каждому ребенку ведущий тренинга раздает лист бумаги ручку и предлагает выписать все существующие в жизни проблемы по степени убывания их значимости.

То есть первая проблема — самая существенная и требующая разрешения в первую очередь. Когда все участники тренинга напишут свои проблемы, ведущий рассказывает о том, что любая проблема может быть решена.

Главное — правильно подойти к ее решению и никогда не считать любую критическую ситуацию безвыходной.

Затем ведущий на доске или на листе ватмана пишет этапы решения любой проблемы и предлагает детям переписать и сохранить данную информацию для дальнейшего применения ее на практике. Этапы решения проблемы следующие:

  • определить реальность существования проблемы;
  • проанализировать ситуацию;
  • определить существующие преграды;
  • поставить цель;
  • написать на бумаге все возможные варианта решения вопроса;
  • принять решение;
  • проанализировать последствия.

к содержанию ↑

«Эмоции и поступки»

Ведущий раздает детям листы бумаги, на которых написаны следующие неоконченные предложения:

  1. Я грущу, когда…
  2. Я счастливь, когда…
  3. Мне плохо, когда…
  4. Мне хорошо, когда…
  5. Я спокоен, когда…
  6. Я злюсь, когда…
  7. Мне нравится, когда…
  8. Мне не нравится, когда…

Сначала детям дается задание закончить предложение в соответствии с собственными представлениями и опытом. Когда эту часть все присутствующие выполнят, ведущий предлагает рядом с каждой фразой написать, что подросток делает для решения сложившейся ситуации.

Например: «Я грущу, когда родители на меня кричат из-за моего плохого поведения. В этом случае я стараюсь извиниться за свое поведение и исправиться».

Далее ведущий объясняет детям, что каждый поступок приводит к каким-либо последствиям. И прежде чем что-либо делать и говорить, нужно всегда проанализировать, что будет дальше.

До участников тренинга необходимо донести следующее: сначала идет мысль, а потом действие.

к содержанию ↑

«Заверши фразу»

Ведущий задает каждому присутствующему хотя бы по одному вопросу, на который он должен ответить.

Вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы по ответам на них можно было сделать выводы об уровне социальной адаптации, о понимании основ межличностного взаимодействия, о существующих проблемах.

Примерный перечень вопросов, которые можно задать детям:

  1. Какими качествами обладает настоящий друг?
  2. Какой друг ты?
  3. Чего тебе не хватает в общении с другими людьми?
  4. Какие положительные черты в своем характере ты можешь назвать?

к содержанию ↑

Психологические игры

Психологические игры проводятся соответствующим специалистом с психологическим образованием, который стремится в игровой форме привить ребятам навыки общения между собой, поведения в обществе.

На общение

  1. «Заговори с незнакомцем». Каждый ребенок по очереди выходит в центр круга. К нему присоединяется другой участник. Задача первого подростка — завести беседу «с незнакомцем», который очень ему понравился и заинтересовал. Задача второго подростка — отвечать на реплики и вступать в диалог. Ребята не ограничены в своей фантазии.

    Местом общения может стать вагон поезда, автобусная обстановка, касса магазина и т.д. Незнакомец может быть обычным человеком, популярным киноактером и т.д. На весь процесс от начала диалога и до прощания дается 3 минуты.

    Задача детей — построить в этот короткий промежуток эффективное взаимодействие и пройти этапы все этапы коммуникации: знакомство, общение, прощание.

  2. «Гороховый король». Каждому подростку раздается по пять горошин. Дети подходят друг к другу и вступают в диалоги. Время диалогов ограничено 1 минутой. Спустя это время собеседники меняются. Во время разговора дети задают поочередно друг другу вопросы, цель которых — получение ответов «да» или «нет». Во время общения нельзя молчать, избегать ответов. Тот, кто во время разговора ответил одним из обозначенных слов, отдает одну горошину. После потери всех 5 горошин игрок выбывает. Самый «богатый игрок становится королем.

к содержанию ↑

На сплочение

  1. «Семеро козлят». Игра строится по мотивам известной сказки. Дети делятся на две группы по четыре участника. Первые четыре человека выходят в центр. Они — козлята, которые остались одни дома и потеряли своих троих братьев.

    Где-то на улице ходит серый волк, который притворяется козленком. Задача подростков — обнаружить, кто из всех остальных козлят (члены второй группы) действительно их братья, а кто — серый волк. Выяснение правды происходит в процессе активного общения. Настоящие козлята запускаются в дом.

  2. «Магазин». Подросткам предлагается подумать о своих плохих и хороших чертах. Затем поочередно вызываются пары, которые вступают во взаимодействие. Один подросток — покупатель, другой — продавец.

    Покупатель отдает продавцу ненужное ему отрицательное качество своего характера и получает в ответ положительное, которого ему не хватает. Затем дети меняются местами.

Таким образом, в подростковом возрасте дети сталкиваются с множеством сомнений и переживаний. Задача общества в лице семьи и педагогов — помочь подросткам преодолеть их проблемы и успешно пройти процесс социализации.

Игра «Концлагерь» для подростков:

Источник: https://psyholic.ru/deti/psihologicheskie-igry-dlya-podrostkov.html

Тренинговые занятия для подростков – ВашПедагог

Тренинг для подростков «Мы вместе!»

Цель тренинга: сплочение коллектива (класса) учащихся подросткового возраста.

Задачи тренинга:

1. Создание благоприятных условий для раскрытия внутреннего потенциала подростков и стимулирование их личностных изменений;2. формирование хорошего социально-психологического климата с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы;3. развитие способности участников тренинга приходить к общему мнению, договариваться.

Возраст участников: 14-15 лет

Продолжительность тренинга – 2 часа

Материалы для тренинга:

1. Цветные карандаши и простые карандаши.2. Лепестки (заготовки) из цветной бумаги.3. Клей.4. Лист ватмана.5. Ручки.6. Обруч.7. Канат.

Примечания по проведению тренинга: длительность каждого упражнения и обсуждения зависит от количества человек, а также от готовности участников принимать активное участие в тренинге. Задача психолога (ведущего) создать максимально комфортные условия для подростков, и конечно мотивация подростков и поддержка.

Ход тренинга

1. Приветствие участников тренинга – 2-3 минуты.
2.Информация о цели тренинга – 3 минуты.
3. Принятие правил группы на тренинге – 5 минут.

Правила:

1. Внимательно слушать, когда кто-либо говорит, не прерывать речь.2. Говорить по одному.3. Уважать чужое мнение.4. Говорить только от своего лица

4. Упражнение «Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Время: 5минут.

Описание

Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.Варианты инструкций образующимся парам:1.Поздороваться с помощью рук.2.Побороться руками.3.Помириться руками.4.

Выразить поддержку с помощью рук.5.Пожалеть руками.6.Выразить радость.7.Пожелать удачи.8.Попрощаться руками.Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение

Что было легко, что сложно? Кому было, сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

5. Игра «Поменяться местами»

Цель игры: снятие напряжения и волнения у учащихся, возможность узнать дополнительную информацию друг о друге, создание положительного настроя.

Время: 15 минут

Описание

Убирается один стул и ведущий говорит: «Поменяйтесь местами те, кто (или у кого)…», и называет любой вариант или признак, который подойдет к большинству участников, все у кого есть, названное ведущим меняются местами, не договариваясь друг с другом. Тот, кто остался без стула, становится ведущим и всё повторяется, но варианты или признаки не должны повторяться.

Обсуждение

Кто, что о ком запомнил, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили и т. д.

6. Игра «Круг с карандашами»

Цель игры: при выполнении упражнения от участников требуются четкая координация совместных действий и соизмерение своих движений с движениями партнера. Задание практически невыполнимо, если каждый участник думает только о своих действиях, не ориентируясь на других.

Время:15 минут.

Подготовка

Для игры нужны карандаши или авторучки (желательно закрывающиеся колпачками или с убирающимся стержнем) — по одному на каждого участника.

Описание

Вытянуть руки вперед, отвести назад.3.Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение круга).4.Наклониться вперед, назад, выпрямиться.5.Присесть, встать.

В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение: Сделать одновременно два движения (например, шагнуть вперед и поднять руки).Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы.

Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью (левой рукой держит карандаш партнера справа, правой — партнера слева).Выполнять упражнение с закрытыми глазами.

Обсуждение

Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при их выполнении? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться “чувствовать” другого человека? А двоих — справа и слева — одновременно?

7. Игра «Рулет»

Цель игры: развитие умения координировать совместные действия, сплочение группы, снятие психологической напряженности, развитие внимательности.

Время: 15 минут.

Подготовка

Описание

Группа выстраивается в колонну по одному, в левой руке у каждого протянутый вдоль колонны канат. Участникам дается задание плотно скрутиться по часовой стрелке в “рулет”, после чего ведущий обвязывает группу оставшимся концом каната на уровне пояса.

В таком состоянии группу просят перемещаться по помещению по траектории, задаваемой ведущим. Возможно дополнительное задание: в процессе перемещения каждый из участников сообщает три интересных факта про себя, а после завершения упражнения другие подростки вспоминают эти факты.

Ведущему следует внимательно следить за траекторией движения, чтобы избежать столкновения участников с неподвижными предметами. Время выполнения — 2—3 минуты. Если в группе 14 и более человек, целесообразно организовать два “рулета” и устроить между ними соревнование на скорость.

Обсуждение

8. Упражнение «Сквозь кольцо»

Цель упражнения: координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.

Время: 15 минут.

Описание

Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, крайнему дается гимнастический обруч (при отсутствии такового можно воспользоваться подручными материалами, изготовив кольцо диаметром около 1 м из проволоки, бумаги и т. п.).

Задача участников: не размыкая рук, «просочиться» через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги. Можно передавать кольцо, а можно, наоборот, двигаться самим, пролезая сквозь него.

При количестве участников более 12 целесообразно сформировать из участников две команды и организовать между ними соревнование на скорость выполнения этого упражнения.

Обсуждение

9. Завершающее упражнение «Наши цветы»

Цель упражнения: рефлексия, обмен эмоциями, полученными в процессе тренинга, чувство единства.

Время: 30 минут.На листе ватмана нужно нарисовать три кружка одинакового размера (в дальнейшем к этим кружкам, по краю каждого, будут приклеиваться разноцветные лепестки, и в завершении получится 3 цветка). Каждому участнику раздается по три разноцветных лепестка.

В центре первого кружка пишется «Что я узнал(а) о своих одноклассниках», и каждый из участников на одном из трех лепестков пишет общее впечатление, например, «Я узнал, что мои одноклассники очень веселые»; «Я узнала, что мои одноклассники могут поддержать» и т.д.

Затем каждый из участников приклеивает свой лепесток по краю кружка, чтобы получился цветок.Далее, в центре второго кружка пишется «Желаю всем…», и каждый из участников на своем лепестке пишет пожелания своим одноклассникам, затем так же каждый приклеивает свой лепесток ко второму кружку.

В центре третьего кружка можно написать «Будет здорово, если мы…», каждый из участников продолжает эту фразу на оставшемся третьем лепестке, и затем каждый лепесток также приклеивается к третьему кружку.Таким образом, получается три цветка, в создании которых принимает каждый участник тренинга.

Ватман с цветами фиксируется на классной доске.

10. Завершение тренинга.

Время: 20-25 минут.Рефлексия участников тренинга, какие эмоции, впечатления в целом от тренинга, что понравилось, а что не понравилось и т. д. Обратная связь психолога, подведение итогов тренинга, пожелания участникам.

Затем все участники вместе с психологом встают в круг, держась за руки, все вместе произносят: «Спасибо!».Составитель: Ткачук Оксана АлександровнаПедагог-психолог НОУ СОШ № 45 ОАО «РЖД»Челябинская область, город Карталы.

Литература

1. Гревцов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов/ ил. Т. Бедаревой. – СПб.: Питер, 2008.

Источник:

Психологические игры и упражнения для подростков

Психологические игры и упражнения для подростков

 Игры на сплочение команды

 Циферблат

Описание

Участники, сидящие в кругу, образуют «циферблат часов» — каждый из них соответствует определенной цифре. Проще всего, если участников 12 — тогда каждому соответствует одна цифра. При другом числе играющих кому-то придется изображать 2 цифры или, наоборот, на какие-либо цифры придется по 2 человека.

Это несколько осложнит игру, но и сделает ее более интересной. Если участников более 18, то целесообразно сделать сразу 2 циферблата. После этого кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» его показывает — сначала встает и хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание часовой стрелки, затем — минутной.

Первые 1-2 заказа времени может сделать ведущий, потом — каждый из участников по кругу.

Смысл упражнения

Тренировка внимания, включение участников в активное групповое взаимодействие.

Обсуждение

Хлопок по коленям

Описание

Участники, сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая — на правом колене соседа слева.

После этого им предлагается считать по кругу по часовой стрелке таким образом, чтобы цифры произносились в порядке, соответствующем расположению рук на коленях: тот, кто начинает, произносит «один», сосед справа произносит «два» (так как его рука лежит по порядку следующей) , сосед слева — «три», а «четыре» — опять тот, кто начинал счет и т. д. Кто ошибся — выбывает из игры.

Источник: https://65-school.ru/detyam/treningovye-zanyatiya-dlya-podrostkov.html

Каталог файлов

Тренинг

«Сплочения у младших школьников»

Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;

Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;

Осознание себя командой.

Возраст: младший школьник, младший подросток.

Состав участников: 10-15 человек.

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

            Почему важна сплоченность: возможность окунуться…, возможность увидеть…, возможность услышать…, возможность ощутить…, возможность испытать…, возможность стать…, стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

Ход тренингового занятия:

Разминка Упражнение «Пожалуйста» – 5 минут

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…» – 5 минут

Игра «Атомы и молекулы» – 4 минут

Упражнение «Постройтесь по росту!» – 5 минут

Упражнение «Печатная машинка» – 15 минут

Упражнение «Путанка» – 10 минут

Упражнение «Поезд» – 20 минут

Упражнение «Счёт до десяти» – 10 минут

Игра «Машина с характером» – 20минут

Упражнение «Опустить предмет» – 15 минут

Упражнение «А я еду…» – 8 минут

Упражнение «Переправа» – 20 минут

Упражнение-игра «Тик-так» – 7 минут

Структура: участники рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.

– Здравствуйте. Меня зовут Светлана Анатольевна и сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. Цель тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов.

Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Разминка Упражнение «Пожалуйста»

Цель: поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения.

Ход упражнения:

Вариант 1. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибётся, выбывает из игры.

Вариант 2. Игра идет так же, как в первом варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д.

Примечание: с самого начала оговорить, что это шуточное упражнение и не стоит принимать его в серьез (обижаться).

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д.

Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера.

Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

Какие эмоции испытывали во время упражнения?

Что нового узнали о других?

Что интересное узнали?

Игра «Атомы и молекулы»

Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве.

По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы.

Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.

Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

* На первом занятии следует избегать конфликтных ситуаций, когда при названном числе группа не может разделиться поровну и остаются «лишние участники» или некоторым молекулам не хватает атомов до нужного числа.

Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.

Обсуждение:

Удалось ли группе это сделать?

Что помогало? Поддерживало?

Какие эмоции испытывали во время упражнения?

Упражнение «Путанка»

Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост.

(«Кто будет головой? А кто хвостом?», – спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад.

А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

Обсуждение: какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

 Упражнение «Поезд»

Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

            Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными.

Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.

            Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».   

Обсуждение:

Кому кем больше понравилось быть «локомотивом», «вагонами», препятствиями; с чем это связано?

Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»?

Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

Упражнение «Счёт до десяти»

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе.

Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала.

Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

Что с вами происходило?

Если не получилось, то почему?

Какую стратегию вы выбрали?

Игра «Машина с характером»

Цель: сплочение группы.

Ход упражнения:

            Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали – это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. Во время игры нельзя разговаривать. Попросите одного добровольца (игрок 1) выйти на середину круга и скажите ему:«Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения.

Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами». Когда игрок 1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью.

Игрок 2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действие первого игрока. Если, например, игрок 1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит «Ах» и «Ох», то игрок 2может встать сзади и каждый раз, когда игрок 1 говорит «Ах», разводить руками, а при заключительном «Ох» один раз подпрыгивать.

Он может также встать боком к игроку 1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «Ау», причем для своего «Ау» выбрать момент между «Ах» и «Ох». Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к ним может присоединяться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной.

Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а также придумать свое действие и возгласы.

            Когда задействованы все игроки. Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранном группой темпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться.  конце концов машина должна развалиться.

Обсуждение игры:

В какой момент вы стали деталью машины? Почему?

Как вы придумали свои действия?

Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся?

Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом?

Варианты:

Участники, разбившись по четверо или пятеро, могут изображать реально существующие механизмы, агрегаты, машины: будильник, кофемолку, мотор, планер.

Упражнение «Опустить предмет»

Цель: Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей.

Ход упражнения: 6-10 участникам дают гимнастический обруч и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).

Задача участников: опустить предмет в указанное психологом место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.

Обсуждение:

Что испытывали при выполнении задания?

Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть?

Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?

Упражнение «А я еду…»

Цель: разрядка участников, расслабление.

Ход упражнения: Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом».

Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит:«А я с …» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново.

С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

Упражнение «Переправа»

Цель: Сплочение, «ломка» пространственных барьеров между участниками, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения, необходимости решить нетривиальную задачу в межличностном взаимодействии.

Описание упражнения: Участники стоят плечом к плечу на полосе шириной 20-25 см.

Игра проходит интереснее, если эта полоса представляет собой не просто линию на полу, а небольшое возвышение: например, гимнастическую скамейку, бордюрный камень на обочине дороги или бревно на лесной поляне.

Каждый участник поочередно переправляется с одного конца шеренги на другой. Ни ему, ни тем, кто стоит в шеренге, нельзя касаться ничего за пределами той полосы, на которой стоят участники.

Обсуждение:

Какие психологические качества у вас проявились при выполнении этого упражнения?

Что происходило с вами, вызвал ли у вас дискомфорт это упражнение?

Упражнение-игра «Тик-так»

Цель: Игра веселая и легкая, помогает снять напряжение предыдущего упражнения.

Ход упражнения: Участники передают друг другу звуковую передачу: «тик» – направо, «так» – налево по кругу. «Бум» – означает перемену направления передачи звука. Любой участник игры имеет право изменить направление передачи.

Рефлексия:

Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?

Какие чувства испытывали?

Что нового узнали о себе, о классе?

Как будете использовать эти знания?

Чему научились?

Как это пригодиться в будущем?

Что было важным?

Над чем вы задумались?

Что происходило с вами?

Что нужно развивать на будущее?

Орг. конец:

            Спасибо вам большое, что пришли на тренинг, надеюсь, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеюсь, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.

Источник: http://odd-angarsk.ucoz.ru/load/trening_splochenija_u_mladshikh_shkolnikov/1-1-0-49

Ссылка на основную публикацию