Психолог для подростка: психологическая помощь детям переходного возраста и их родителям, чем поможет подростковый и детский специалист

Как ведут себя подростки в переходном возрасте и как пережить кризис

Время чтения: 9 минут

15 декабря 2014

Ваш ребенок перестает быть маленьким, примеряя на себя это чувство – быть взрослым.

Многие из родителей боятся наступления этого переходного периода, нередко вспоминая себя в этом возрасте и считая, что вслед за взрослением чада проблем не избежать.

Переходный возраст – время тяжелое, но не только для родителей, но и для самих детей. Что же такое происходит в это сложное, трудное время, как понять психологию подростка?

Что это такое

Переходный возраст, или отрочество – период развития человека в процессе перехода от детства к юности. Отрочество длится с 10-11 до 15 лет.

Этот переходный период, называемый также пубертатным, относится к числу критических, поскольку в этом возрасте происходит не только бурный рост и половое созревание юнца, но и кардинальные изменения в сфере сознания, системе взаимоотношений. Подробная информация об этом есть в учебниках по обществознанию.

Начинается отрочество с полового созревания – выработки гормонов, стимулирующих развитие репродуктивной системы, мозга, мышц, костей и кожи. Для этого возраста характерно «чувство взросления», развитие самооценки и самосознания.

На переходном этапе онтогенеза развивается интерес к самому себе как личности. Если условия для реализации возможностей, индивидуализации отсутствуют, самореализация тинейджера кризисного возраста может принять неблагоприятную форму.

Признаки переходного возраста:

Во время полового созревания, приблизительно в 10 лет, у человека начинается активный рост – до 10 сантиметров в год. Девушки перестают расти к 16-18 годам, а юноши могут продолжать вытягиваться до 22 лет. Внешними признаками начала переходного периода считается рост у мальчиков яичек, груди – у девочек, у обоих полов рост волос подмышками и в паху.

Физическое развитие девочек проходит быстрее, чем мальчиков, но признаком того, что у вашего ребенка начался переходный возраст, считаются не только физические перемены.

Среди изменений – и перемены в характере. Ласковое, послушное чадо этого возраста может стать грубым, категоричным и обидчивым.

Рассмотреть признаки взросления более детально у представителей разного пола лучше всего по отдельности.

У мальчиков:

Знание родителей о том, что происходит в переходное время с их сыном, поможет им и мальчику справиться с этим непростым бременем трудного возраста, называемого переходным.

Признаки взросления у мальчиков подразделяются на три основные группы — физические, эмоциональные и половые.

Все они взаимосвязаны между собой, вытекают одна из другой под влиянием выработки тестостерона — гормона, с помощью которого мальчик постепенно превращается в мужчину. Какие же основные признаки этого превращения?

  1. Мускулатура начинает резко развиваться.
  2. Расширяются плечи.
  3. В области подмышек, на лице и в паху начинают расти волосы, в этом возрасте пока еще пушковые.
  4. Ломается голос.
  5. На спине и лице появляется угревая сыпь.
  6. Запах пота становится более резким.
  7. Появляются перепады настроения, свойственные этому возрасту агрессивность, рассеянность и невнимательность, максимализм.
  8. Активно развиваются половые органы, появляется сексуальное влечение.
  9. Возможно ночное неконтролируемое семяизвержение – так называемые поллюции, которые с возрастом пройдут.

У девочек:

У девочек отрочество начинается во время увеличения выработки половых гормонов, приблизительно к 10-11 годам. Репродуктивные органы девочки начинают меняться, готовиться к материнству. Гормональный всплеск, свойственный переходному этапу, приводит к дисбалансу нервной, эндокринной и вегето-сосудистой системы. Появляются первые признаки взросления девочки:

  1. Расширяются тазовые кости, ягодицы и бедра округляются.
  2. К 10 годам становится ярко выраженной пигментация около сосков. Сами соски припухают и выступают.
  3. К 11 годам молочные железы развиваются уже заметнее, область подмышками и лобок покрывается волосами. С этого же возраста может начаться менструация. У кого-то она наступает раньше, у кого-то позже. По достижении 16-летнего возраста цикл должен стабилизироваться, приняв регулярный характер.
  4. В связи с увеличением массы тела, свойственным переходному периоду, у девушек может начаться депрессия и резкое ограничение себя в питании. Поэтому внимательно следите за тем, как питается ваша дочь, чтобы ограничения не привели ее к серьезному психическому заболеванию – анорексии.

Почему подростковый возраст называют переходным

Переходный возраст представляет собой переход к взрослости из детства, за счет чего получил свое название. С переходным периодом в онтогенезе (развитии человека) во многом связан и кризис подросткового возраста. В это переходное время становления личности ребенок становится «трудным» – ему свойственны неустойчивость психики и поведения, неадекватность.

Развитие человека на переходном этапе претерпевает качественную перестройку, происходит половое созревание. Человек усиленно растет — причем, в этом периоде рост скелета протекает быстрее мышечной массы. Активно развивается сердечно-сосудистая система. В процессе перестройки у юнца как раз могут возникнуть депрессия, тревожность и другие признаки.

Проблемы и трудности у подростков

Трудности переходного периода зачастую связаны с активной гормональной перестройкой организма. Из-за резкого всплеска гормонов возникает частая смена настроения. Этому возрасту свойственны депрессия или агрессия, тревожность или замкнутость. Нередко подросток становится просто невыносимым, доставляя немало проблем не только родителям, но и самому себе.

Растущему организму необходимо личное пространство – он хочет быть самостоятельным, норовит выйти из-под родительского контроля. На этом фоне нередко возникает конфликт между родителями и детьми. Лучше позволить своему взрослеющему ребенку побыть наедине с собой, не лезть к нему в душу. Если подросток посчитает, что вам стоит доверять, он расскажет что посчитает нужным, сам.

Появляются трудности и при вхождении парня или девушки в какой-либо коллектив, где происходит своеобразная борьба за лидерство. В компании людей с подобными проблемами, сложным характером редко бывает равенство.

То же стремление к лидерству может подтолкнуть к необдуманным поступкам – к примеру, привязаться к плохой компании, а как следствие — пристраститься к выпивке, сигаретам хулиганству, а иногда даже наркомании.

Изгоям среди ровесников тяжело, такой изгнанник замыкается, становится некоммуникабельным, испытывает стресс и чувство унижения или самоуничижения в компании ровесников. В этом случае родителям необходимо помочь своему чаду адаптироваться в социуме во избежание серьезных психологических проблем в будущем.

Большое значение для взрослеющего парня или девушки имеет проблема внешнего вида. Особенно тяжело переживают это девушки — ведь все внимание достается красивым, ярким и самоуверенным.

Плюс ко всему появляются подростковые прыщи, жирная кожа и прочие атрибуты подросткового периода.

Поэтому первая задача родителей в данном направлении — научить сына или дочь ухаживать за собой, своей внешностью, привить хороший вкус в одежде, развить чувство уверенности в себе, что потребуется впоследствии им в любом периоде жизни.

Возникают проблемы также на фоне неразделенной любви.

Первая любовь, к тому же подогреваемая различными сериалами, зачастую очень сильна, а неудача в совокупности с повышенной эмоциональностью подростка и склонностью этого возраста раскрашивать все жизненные моменты яркими красками, могут подорвать психическое здоровье. Лучше всего, если родители объяснят своим влюбленным детям, что лучшее обязательно ждет их впереди, неудачи вполне переживаемы, а с возрастом они иначе воспримут свои чувства.

Виды подростковой депрессии

Депрессию трудно распознать, поскольку поведение юных чад этого возраста зачастую вызвано не отрицательными эмоциями, а перепадами настроения, вызванными процессом полового созревания.

Но постоянное плохое настроение, ухудшение успеваемости в школе и некоторые другие проявления трудного возраста могут указать на наличие депрессии.

Следует учитывать, что это заболевание, и оно является не видом настроения, а психическим расстройством. В целом выделяется несколько видов депрессии:

Классическая депрессия.­ В этот период юные люди нередко чувствуют печаль, подавленность, тревогу. Человек перестает испытывать удовольствие от привычных ему дел. Любимые фильмы, фото, еда вызывают приступ раздражительности. К симптомам классической депрессии у подростка относятся замедленность движений и мышления, внешнее безволие.

Невротическая депрессия. Этот вид депрессии, иногда присущей подростковому периоду, возникает в результате длительной ситуации, травмирующей психику.

Начинается заболевание со снижения настроения, слезливости и ощущения несправедливого отношения к себе.

Симптомами невротической депрессии могут быть проблемы с засыпанием, тревожное просыпание, слабость, утренние головные боли, низкое артериальное давление.

Психогенная депрессия. Развивается при утрате жизненно важных для подростка (и не только) ценностей. Это может быть смерть близких людей, разрыв отношений. Психогенная депрессия может развиться за короткое время.

К признакам ее относятся внутреннее напряжение, беспокойство за судьбу, тоска и заторможенность, жалобы на свою малоценность.

При появлении таких симптомов необходимо сразу обратить внимание на парня или девушку, и отвести их к психологу, пока они не сочли лучшим выходом из ситуации самоубийство.

Особенности контакта с подростком

При достижении ребенком отрочества, все предъявляемые к нему требования условно разделяются на три группы: не обсуждаемые (к примеру, время возвращения домой), обсуждаемые (планирование свободного времени) и принимаемые им самостоятельно. Эти группы обязательно подлежат предварительному обсуждению.

Единые требования в семье к взрослеющему ребенку имеют немалое значение. Сам юнец больше жаждет прав, чем стремится к обязанностям. Если подрастающее поколение поймет, что от него ожидают слишком много, то постарается уклониться от обязанностей. Поэтому ко всем требованиям необходимо приводить серьезные аргументы – простое навязывание подростку на этапе становления личности может не пройти.

Стоит учесть, что нередко взрослеющее поколение совершает свои поступки под влиянием сиюминутных эмоций, свойственных переходному периоду.

Поэтому не стоит проводить беседу, обсуждать поведение подростка или слова, когда вы видите, что ваше чадо возбуждено, раздражено или расстроено. Кроме того, следует учитывать нестабильное состояние психики, на данном этапе не сильно придираться.

Особого отношения требует чувство взрослости у подростка. Ощущение значимости и независимости в этом сложном возрасте очень важно поддержать разными способами.

Позволяйте ребенку самому разбираться в объектах своей привязанности или влюбленности и самому принимать решения в данном направлении, хоть это еще и не вполне взрослый возраст.

И не забывайте, что даже если подросток нуждается в помощи родителей, одновременно он старается оградить собственный мир от вторжения, и имеет на это право.

Старайтесь не контролировать его поведение и относиться к своему чаду с уважением, в тоже время, косвенно влияя на поступки.

Но не всегда стоит обращать внимание и на противодействие, свойственное данному периоду – подросток все же испытывает потребность в поддержке со стороны взрослых. Лучше всего, если взрослый будет выступать в качестве друга. Тем самым вы облегчит ребенку поиск себя при самопознании. При таком взаимодействии появляется возможность создания глубокого духовного контакта.

Как пережить кризис

  1. Внимательно отнеситесь к развитию своего ребенка. Не пропустите первые, пусть даже слабые признаки вступления его в отрочество.
  2. Серьезно отнеситесь к тому, что любой человек развивается индивидуальными темпами, не всегда соответствующими конкретному возрасту. Не стоит считать взрослеющего юнца маленьким ребенком.

    Но и не пытайтесь сделать ребенка подростком раньше, чем он сам к этому готов, даже если его возраст как таковой считается переходным.

  3. Серьезно отнеситесь ко всем высказываниям вашего чада, какими бы глупыми они ни казались.
  4. Дайте взрослеющему организму максимум самостоятельности – столько, сколько он сможет выдержать для своего возраста.

    Старайтесь советоваться с детьми по любому поводу – даже самому пустячному. Они должны почувствовать себя наравне с вами, равноправным членом семьи.

  5. То, чего вы хотите добиться от дочери или сына, выполняйте сами – к примеру, всегда звоните, если задерживаетесь.
  6. Старайтесь исправить ошибки в воспитании, сделанные ранее.

    В этом возрасте все ошибки имеют склонность выползти наружу.

  7. Проявите интерес ко всему, что имеет значение для вашего сына или дочери. В переходном, богатым сюрпризами возрасте у них происходит переоценка интересов и ценностей, и лучше, если вы примете в данном процессе непосредственное участие.
  8. Используйте поощрения, обсуждайте правила.

    Но некоторые вещи, особенно касающиеся безопасности, в любом возрасте, а переходном особенно, должны соблюдаться беспрекословно.

Видео: Подростковый возраст – советы психолога

Чтобы такой трудный и сложный переходный период у вашего ребенка прошел безболезненнее, как для него, так и для вас, вы можете обратиться за помощью к психологу. Правда, мало какой подросток пойдет на это, считая, что проблемы как таковой нет. Как вариант помощи, вы можете прочитать книгу по психологии подросткового возраста или посмотреть видео.

Источник: https://mosmama.ru/2248-perekhodnyi-vozrast-podrostka.html

Чем психолог может помочь младшему подростку | Психологический центр «ТОЧКА»

Для родителей звучит угрожающе словосочетание «подростковый период». Его ждут как чего-то такого, что поставит всю привычную жизнь с ног на голову. И часто он наступает очень внезапно, как говорят многие родители «проснулся утром другой ребенок». И когда этот период наступил с ним приходит много сложностей.

Мы часто слышим от родителей, которые к нам обращаются, о снижении успеваемости, потере интереса ко всему, что было интересным раньше, а также о том, что по тем или иным причинам, у подростка, перестали складываться отношения со сверстниками.

И на этом хотелось бы остановиться подробнее.

Подростки и переходный возраст

Вообще в этот период в целом меняются взаимоотношения в кругу сверстников. Точнее, подростку хочется больше с ними проводить времени, их мнение становится самым важным, хочется им нравится. От их одобрения начинает зависеть настроение, самооценка, ощущение собственной успешности.

Это связано в том числе и с тем, что происходит созревание тех структур мозга, которые отвечают за общение, восприятие других людей.

Перестают работать фразы «не обращай внимание», «будь умнее», «не бери в голову» и так далее. Это больше не может не иметь значения и на это больше нельзя не обращать внимания.

Любая неудача в общении со сверстниками переживается как настоящий удар или непоправимая ошибка.

Важно это не игнорировать, так как общение является одной из ведущих задач возраста, и если по тем или иным причинам оно не складывается, то подростку необходима поддержка. Так как дальнейшее негативное развитие ситуации может привести к нежелательным последствиям.

Родитель может обеспечить поддержку различными способами, в том числе обратиться к специалистам.

Психолог для подростка

Чем в данной ситуации может помочь психолог:

  • Объяснить что происходит и что такое бывает со всеми и этого не стоит пугаться.
  • Помочь подростку научиться лучше регулировать себя. Для этого есть разные способы. Например техники удержания внимания или специальные техники для расслабления.
  • Поддержать подростка в его желании общаться. Разобраться в том, что же он делает не так, что ему помогает и что мешает в общении. Дать подростку возможность попробовать новые способы или придумать как реже использовать то что мешает.
  • Научить быть внимательнее к себе, лучше чувствовать что с ним происходит и как часто меняется настроение. Это дает возможность лучше себя регулировать, самому давать себе поддержку там где она необходима.
  • Психолог может помочь «разобраться в себе», лучше понять какой подросток, как он сам себя воспринимает, а не как отражается в словах и оценках других. Это позволяет найти ему внутренние точки опоры и время от времени к ним обращаться.

Как записаться на консультацию к психологу для подростка в Москве?

Узнать о группах поддержки для подростков, записаться на индивидуальную консультацию
или консультацию по скайпу, можно по нашему телефону:

☏ 8 (929) 639 30 61 с 10.00 до 19.00

Источник: http://tochka-centr.ru/2017/10/26/chem-psiholog-mozhet-pomoch-podrostku/

Подростковый психолог

Подростковый психолог поможет ребенку успешно пройти кризис взросления. Найти внутренние ресурсы в становлении себя, как личности. Лучше понять собственные сильные и слабые стороны. Нести ответственность за свои действия и их последствия. Найти место в социальном и профессиональном мире. Пережить психологические травмы и трудности.

Консультация подросткового психолога поможет в решении таких вопросов как профессиональное самоопределение, профориентация, исследование и понимание особенностей характера. Пубертатный период не зря называют переходным возрастом.

Вчерашний ребенок становится на новый путь взросления, где открываются новые возможности. В первую очередь – это социальные взаимоотношения и познание себя в общественной структуре. Он уже знает, какую роль играет внутри семьи.

Теперь для него важно понять, кто он внутри социальной системы. Это ключевой период взросления.

Подростковый возраст – сложный период. Подросток нередко оказывается в двойственной ситуации. С одной стороны, он уже ощущает себя взрослым. С другой – он еще ребенок. Этот внутренний конфликт часто приводит нарушению этапа взросления, к дисгармонии в отношениях с близкими, асоциальному поведению, тяжелым эмоциональным состояниям.

Консультация подросткового психолога направлена на разрешение внутреннего конфликта. Она поможет ребенку лучше понимать себя и свои возможностей, наладить взаимоотношения со сверстниками и родителями.

Подростковый психолог поможет ребенку преодолеть все трудности переходного периода, сформировать собственное «Я», научиться справляться со своими чувствами, понимать собственные желания, делать правильные выводы из негативного опыта.

Психологическая помощь подросткам

Психологическая помощь подросткам необходима в следующих ситуациях:

• проблемы эмоциональной сферы (повышенная тревожность, панические атаки, депрессия, стрессы, страхи, фобии);
• трудности в отношениях (одиночество, расставание, безответная любовь);
• проблемы общения и поведения (конфликтность, агрессивность, вспыльчивость, застенчивость);
• помощь в выборе профессии, профориентация;
• нарушения сна (трудности с засыпанием, бессонница, ночные кошмары);
• отсутствие интересов к чему-либо;
• сложности в адаптации;
• неуверенность в себе, низкая самооценка, комплексы;
• зависимости (компьютерная, игровая, наркотическая, любовная и др.);
• навязчивые мысли и действия, самоповреждения;
• проблемы с законом, преступные действия;
• переживание травматического события и его последствий;
• психосоматические расстройства и заболевания (кожные заболевания, головные боли и мигрени, обмороки, головокружения, расстройства желудочно-кишечного тракта, гастриты, колиты, язва и др.)

Консультация подросткового психолога в Москве

Услуги подросткового психолога в Москве предоставляет психологический центр Грани сознания. Наши специалисты имеют многолетний опыт работы с различными психологическими трудностями у подростков.

Психологи центра проводят индивидуальные консультации и психотерапию для подростков, семейные консультации для родителей и подростков, консультации для родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков.

Групповые занятия с психологом для подростков 

Также в нашем центре проводятся групповые занятия с психологом для подростков.

Группа психологической помощи поможет подростку преодолеть трудности переходного возраста. Поможет научиться взаимодействовать в коллективе и выстраивать отношения со сверстниками. 

Трудные подростки часто отказываются делиться своими переживаниями с родителями, но при этом отчаянно нуждаются в том, кто сможет разделить их тяжелые чувства. Группа станет для них тем местом, где они смогут получить необходимую им поддержку и помощь.  

Групповые занятия рекомендуются ребятам с различными психологическими трудностями: 

  • конфликтные отношения с родителями, агрессивность; 
  • сложности в общении, застенчивость; 
  • уход в интернет, компьютерная зависимость; 
  • нежелание учиться; 
  • неуверенность в себе, психологические комплексы; 
  • повешенная тревожность, страхи, панические расстройства; 
  • депрессия, апатия, отсутствие интереса к жизни; 
  • нарушения сна, нарушения пищевого поведения 
  • и другие.  

Ведущая группы – Колеснова Алла Владимировна – опытный подростковой психолог, работает с широким спектром расстройств у подростков, специалист по профилактике и реабилитации зависимостей у несовершеннолетних (алкогольная, наркотическая, игровая и другие). 

Узнать цены на услуги подросткового психолога Вы можете на нашем сайте в разделе услуги и стоимость.

Записаться на индивидуальную консультацию к подростковому психологу или на групповые занятия Вы можете ежедневно с 10 до 22 часов по телефону +7(499)391-47-07

Прием подросткового психолога осуществляется только по предварительной записи.

Источник: http://www.granisoznaniya.ru/podrostkovyi_psyholog/

Психолог для подростков. Психологическая помощь в центре Кайрос

Как бы ни готовились родители заранее, переходный возраст ребенка может застать их врасплох. Еще вчера это был воспитанный и послушный малыш, а сегодня вы его не узнаете, словно его подменили.

С этим сталкиваются почти все. Важно понимать, что ребенок не бунтует вам назло, он проживает серьезный переломный период, в котором ему нужна ваша помощь и понимание. Как правильно взаимодействовать с детьми в переходном возрасте и как их поддержать, можно узнать на консультации подросткового психолога в нашем центре.

Как проявляется переходный возраст и как подростковый психолог поможет правильно пережить кризис?

Сейчас переходный возраст, по наблюдениям подростковых психотерапевтов, начинается раньше – с 11 лет. И может продолжаться иногда до 21 года, когда молодой человек должен полностью психологически отделиться от родителей и начать жить самостоятельной жизнью. С чем приходится столкнуться в этот период вашему ребенку и почему он может протекать столь болезненно?

Лучшие психологи для подростков выделяют несколько признаков переходного периода:

  • Появляются новые способности – самосознание и рефлексия, что формирует желание искать собственные способы взаимодействия с миром, принимать самостоятельные решения. Мышление подростка становится более гибким и креативным.
  • Значительно изменяется физическое тело, благодаря половому созреванию.
  • Первая любовь, интерес к ровесникам другого пола. Для неустойчивой в этот период психики ребенка несчастная любовь может оказаться сильнейшим стрессом. И здесь психологическая помощь подросткам крайне необходима.
  • Сепарация – стремление отделиться от родителей, стать взрослым. Новые потребности уже нельзя удовлетворить в семье, поэтому рушатся старые связи и создаются новые. Консультация психолога для подростков поможет выстроить доверительные отношения между ребенком и родителями и правильно пройти сепарацию.
  • Идентичность и обретение собственного «Я». Помощь  психологу подростку на этом этапе позволяет перейти к целостному восприятию себя более легко и комфортно.

Полное соблюдение конфиденциальностиСертифицированные психологи с опытомРазбор нестандартных ситуацийУдобное расположение проспект Мира / Сухаревская

Консультацию подросткового психолога для ребенка 13-17 лет нельзя назначать авторитарно, только по решению родителей. Давление со стороны взрослых, которые настаивают на визите к психотерапевту для подростка, может только усугубить ситуацию.

Обычно ребенок в этом случае рассуждает так: если меня привели в центр психологической помощи подросткам, значит со мной что-то не так, родители думают, что я болен. Или ваш ребенок может предположить, что вы хотите заставить его вас слушаться, при помощи детского психолога для подростков.

В любом случае, применение силы это проигрышная стратегия. Необходимо наладить контакт с ребенком на равных. Обсудить с ним проблемы в ваших отношениях и предложить вместе сходить к подростковому психологу в Москве.

Ребенок должен чувствовать, что обращение в психологический центр для подростков – это его личное решение и он может в любой момент прекратить терапию. Тогда помощь психолога подростку будет максимально результативной.

Как помочь подростку справиться с переходным возрастом и повзрослеть

Перед визитом к психологу для подростка в Москве открыто и искренне поговорите со своим ребенком. Расскажите о том, что встречи конфиденциальны и все, что на них произойдет, останется между ним и психологом. Избегайте обвинений и позиции «сверху», постарайтесь построить диалог уважительно. Предлагайте варианты решения, интересуйтесь мнением своего ребенка.

Сейчас происходит важный период в его и вашей жизни, который важно правильно пройти. Необходимо построить границы и помочь ребенку взять ответственность за свои решения и свою жизнь на себя.

Психологическая работа с подростками в нашем центре «Кайрос» позволяет пройти этот этап максимально комфортно и выстроить доверительные, уважительные отношения между родителями и детьми.

Мы рекомендуем родителям при общении с ребенком оказывать ему моральную поддержку и помогать психологически отделиться от семьи.

Поддерживайте его инициативу принимать самостоятельные решения, общайтесь с ним как со взрослым, интересуйтесь его мнением, укрепляйте доверие и открытость в ваших отношениях.

Это непростой период для каждого члена семьи, поэтому поддержка хорошего психолога для подростков в Москве может быть необходима и родителям.

Как записаться на консультацию к психологу для подростка в Москве?

В нашем центре работают хорошие подростковые психологи Москвы, вы можете выбрать любого специалиста, который вам понравится. Чтобы получить консультацию психолога для подростка, позвоните по телефону (495) 649-16-06 и мы запишем вас на прием в удобное вам время. Подростковый психологический центр в «Кайрос» работает каждый день, без выходных, с 9 до 22.

Цены на консультации

Индивидуальная консультация, психотерапия для взрослых 1-2 раза в неделю4000 руб./50 мин.Психотерапия, психоанализ 3-5 раз в неделю для взрослых3500 руб./50 мин.Консультация, психотерапия семьи или пары6000 руб./1,5 часаКонсультация, психотерапия, психоанализ детей и подростков4000 руб./50 мин.Глубинное исследование структуры личности Новинка!4500 руб. / 2 встречиИндивидуальная консультация, психотерапия для взрослых 1-3 раза в неделю2800 руб./50 мин.Консультация семьи или пары4000 руб./1,5 часаКонсультация, психотерапия детей и подростков2800 руб./50 мин.

Источник: http://centr-kairos.ru/konsultatsii/psiholog-dlya-podrostka/

Чем психолог может помочь подростку?

Подростки могут быть неуправляемыми, агрессивными, молчаливыми. Часто общение с ними осложнено претензиями и упреками, которые исходят как от родителей, так и от детей. Иногда сложности в отношениях с подростками достигают такого уровня, когда взрослые решают обратиться за помощью к психологу.

Чем может помочь специалист, работающий с детскими травмами, родительскими установками, сложностями в общении, семейными проблемами? Способен ли психолог повлиять на ребенка так, чтобы повысить его мотивацию, сформировать желание учиться, быть трудолюбивым, привить ему уважение к родителям и другим взрослым, научить общаться с другими ребятами, найти себя в этом мире, повысить самооценку? Ответы на эти вопросы, а также о том, как выбрать психолога для подростка, читайте в этой статье.

Как выбрать психолога для подростка?

Подростковый возраст отличается проблемами в развитии и отношениях. Почему он называется трудным? Подростки уже не чувствуют себя детьми, однако, во взрослых людей они еще не превратились.

Поэтому их ощущения и чувства неустойчивы, психика изменчива, настроение подвержено частым переменам, эмоциональные всплески часто бывают неконтролируемыми. Во время этих сложных психических процессов подростки ищут себя, потому как ощущение своей личности у них является переменчивым.

Отсюда появляется риск приобретения вредных привычек, стремление к одиночеству, приобщение к странным социальным группам, экстремальным или необычным хобби.

Кроме того, дети отличаются максимализмом. Несмотря на то, что они еще не выросли, в них живет убежденность в том, что им все по плечу, они могут даже ощущать себя всемогущими. Родители, наблюдая за этим, усиливают контроль над детьми, чем вызывают еще большее сопротивление с их стороны.

Мать и отец стремятся оградить детей от сложностей и проблем, а те, в свою очередь, чувствуют, что их хотят лишить независимости, свободы и самовыражения.

Когда взрослые понимают, что отношения с подростком зашли в тупик, они ищут для него психолога. Как правильно выбрать специалиста? В рамках межличностных проблем может работать любой дипломированный психолог, однако, лучше выбрать такого, который имеет большой опыт работы именно с подростковыми проблемами.

Прежде чем обращаться за помощью, следует ознакомиться с описанием деятельности, о которой заявляет психолог.

Обычно каждый специалист пишет о том, с чем он работает — это могут быть страхи, комплексы, проблемы в общении, низкая самооценка, отсутствие уверенности в себе и так далее.

Родителям нужно выбрать то, что интересует их, и, если заявленная анкета психолога вызывает доверие, записаться на первую консультацию.

Лучше, если первичная встреча состоится без ребенка — взрослые обозначат психологу проблему так, как видят они, озвучат запрос, после чего он сможет составить свое мнение, приблизительный план предстоящей работы, скажет родителям о том, сколько встреч нужно будет провести с ребенком, какова его проблема и прогнозы на будущее.

Встреча с психологом должна оставлять положительные чувства, желание открыться специалисту, быть честным с ним, доверить ему чувства ребенка. Если, после знакомства с психологом, подобных ощущений не возникает, а наоборот, преобладают негативные чувства — сомнение, недоверие, желание закрыться, то лучше поискать другого специалиста.

Безопасная среда для ребенка

Иногда подростки страдают от того, что они не приняты среди друзей, в семье, в коллективе. По этому поводу дети могут испытывать много негативных чувств, таких как боль, гнев, агрессия, раздражение, страх.

Чаще всего, ребенок не способен выражать эти чувства правильно.

Трудный период заставляет его делать это искаженным образом — он часто обижается, хамит, грубит, может проявлять физическую агрессию, стремится к одиночеству, молчит, не идет на контакт — или подавлять все эмоции в себе.

Невыраженные чувства не решают проблемы подросткового возраста, а наоборот, прибавляют новых — дети не могут быть откровенными с близкими, друзьями, педагогами, они примеряют на себя маску социально адаптированного человека, стремятся заслужить благосклонность окружающих, быть не такими как все, достичь лидерства, успеха.

Среди всех этих стремлений ребенок рискует утратить свою истинную сущность — он растет, не понимая, что представляет собой его личность, к чему он стремится, куда идет и чего хочет от жизни.

Подростки прячут чувства, потому что, чаще всего им небезопасно выражать их — родители и педагоги ругают их за смелость или агрессивность, не понимают, заставляют измениться.

В кабинете психолога для подростка создается безопасная среда для выражения эмоций.

Если специалист на первых встречах устанавливает контакт с ребенком, то он легко открывается ему навстречу — в кабинете психолога ему позволено быть таким, какой он есть на самом деле.

Во время работы психолог учит подростка принимать себя со своими чувствами, понимать, откуда они берутся и правильно выражать их. Научившись этому вместе со специалистом, ребенок приобретает возможность вести себя объективно и спокойно дома, на улице или в школе.

Отношение подростка к себе

Зачастую, ребенок подросткового возраста обладает низкой самооценкой, не принимает и не любит себя. Он может критиковать свою внешность или вес. Его агрессия, направленная на свою личность, не способствует развитию, а лишь вредит ему. На приеме у специалиста он знакомится сам с собой.

Ребенок, в силу трудного возраста, может не замечать своих достоинств, относиться к себе осуждающе и критически.

Задача психолога в данном случае стать отражением юного клиента — показать ему его хорошие, полезные качества, которыми он по праву может гордиться, «отразить» ему то, насколько он уникален и неповторим, научить хвалить себя, гордиться достижениями, принимать внутренний мир, уважать чувства и эмоции.

Общение родителей и ребенка

Иногда психолог затрудняется помочь подростку, потому что причиной его проблем являются не личные комплексы, а отношения в семье. Иногда родители и дети подросткового возраста настолько не понимают друг друга, не принимают характер и привычки, контролируют, пытаются изменить, уходят от близости, что общение между ними напоминает борьбу.

В таких случаях психолог работает со всей семьей. В кабинете специалиста взрослые и дети получают возможность быть выслушанными, учатся понимать друг друга, не изменять, а принимать чужую точку зрения, прощать ошибки. Во время психологической работы они понимают, что часто относились друг к другу несправедливо, учатся брать ответственность за свои болезненные чувства и гневные реакции.

Благодаря коррекционной работе, родители и ребенок получают возможность взглянуть друг на друга со стороны, начать замечать достоинства и положительные качества характера, понять, как они на самом деле друг к другу относятся, осознать свои желания и научиться общаться без претензий, обвинений и недовольства.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/podrostki/chem_psikholog_mozhet_pomoch_podrostku/

7 проблем современного подростка – беседа с психологом

Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, что прививали им дома. Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют родителей, но их меньшинство.

О наиболее типичных проблемах современных подростков и причинах их конфликтов с родителями перед началом учебного года Правмиру рассказал психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при Московском городском психолого-педагогическом университете Петр Дмитриевский.

Проблемы современных детей

Петр Дмитриевский родился в 1975 году в Ленинграде. В 1999 окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Работал переводчиком с японского в федерации каратэ.

С 1999 года на общественных началах руководит подростковым приходским клубом при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва).

В 2009 получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на факультете гештальт-терапии с детьми и семьей МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при МГППУ.

Петр Дмитриевский

— Петр, на какие проблемы своих детей-подростков чаще всего жалуются родители, обращающиеся в ваш центр?

— Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен.

Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.

Конечно, интернет очень сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером.

Выясняем, что именно ищет подросток в интернете, в компьютерных играх – иногда ситуация сразу смягчается и члены семьи находят общий язык, а иногда проблема оказывается даже серьезней, чем представляли себе родители.

В этих случаях требуется продолжительная и кропотливая работа с семьей.

Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями.

Еще одна частая проблема, с которой к нам обращаются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками.

Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение.

Такие подростки часто признаются на консультациях, что не могут удержать себя в рамках. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, и учителям, но оно и им самим мешает.

У нас есть специальные группы, где в течение двух месяцев при модераторстве двух психологов ребята через череду игр и упражнений учатся выстраивать отношения со сверстниками. На первых занятиях многие зажаты, боятся, что если они поделятся своими переживаниями, другие их отвергнут. Но занятия помогают им стать более открытыми, что очень важно для общения со сверстниками.

Участие в группе дает подростку отличную возможность научиться выстраивать доверительные отношения, замечать манипуляции и обходиться с ними, избавляться от стереотипов в отношении себя и других, договариваться в ситуации конфликта.

Особенности возрастной психологии

– А не связана ли зажатость подростка, его нелюдимость с одиночеством, которое он чувствует в семье? Ведь при нынешнем ритме жизни такое внутреннее одиночество нередко и во внешне благополучных, обеспеченных семьях. Родители отдают ребенка в хорошую школу, в секции, кружки, ни в чем ему не отказывают, но так устают на работе, что даже в выходные не находят сил пообщаться с ним, не интересуются его внутренним миром.

— Бывает и такое, причем я не думаю, что это примета именно нашего времени. Близкие отношения – и между супругами и между родителями и детьми – всегда требовали душевных усилий, а людям инстинктивно свойственно избегать напряжения. И чем больших усилий требует общение с другим, тем чаще у людей возникает желание уклониться от этого общения.

С подростком просто не бывает – у него возрастной кризис, период перестройки отношений со сверстниками, с обществом, с собой, с родителями, и по-человечески можно понять родителей, которые, сталкиваясь с изменением своего ребенка, его грубостью, непредсказуемым поведением, чувствуют бессилие и отступают. А загруженность работой вроде бы уважительная причина – для него же и стараются.

На самом деле бегство от проблем зачастую лишь усугубляет их. Родителям важно находить силы для диалога, учитывая такую особенность возраста, как желание приобрести больше самостоятельности.

Желание естественное – в 12-13-14 лет большинству становится интереснее общаться со сверстниками, чем с родителями.

Но признавая право подростка на автономию, поиск собственного пути, своей философии, своего круга знакомств, важно помнить, что он, хоть сам этого может не осознавать, нуждается в поддержке родителей и в столкновении с границами, выстроенными родителями.

Без таких границ взросление невозможно, поэтому воспитание подростка нельзя свести к поддержке и нежным словам – не менее важно договориться с ним, что можно, а что нельзя, у кого в семье какие обязанности.

Объяснить, что совместное проживание на одной территории предполагает ответственность и необходимость достижения договоренностей.

Тут родителям важно не перепутать устойчивость и внятность с унижением и жестокостью.

Читайте также – [Видео] Протоиерей Алексий Уминский: Когда подростки уходят из Церкви…

Источник: https://www.pravmir.ru/kak-ponyat-podrostka/

Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе (памятка для родителей)

У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться с взрослыми своими мыслями.

С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится.

Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка.

Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую.

Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.

Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:

— любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая. Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка;

Пример: С 12 лет Л. была заочно влюблена в одного известного актёра. Родители не понимали её сильных переживаний и считали это всё глупостью.

Прочитав переписку 13-летней дочери с подругой в социальной сети касательно её фантазий об этом актёре, злости на родителей и суицидальных мыслях, родители сильно отругали Л. После того как они вышли из комнаты Л. выпрыгнула из окна.

В переписке с подругой она отмечала, что родители её не понимают, она сильно переживает из-за своей любви к актёру и чувствует себя никому не нужной.

— несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;

Пример: 14-летняя Г., выбросившаяся с 11 этажа, накануне прыжка написала, что если ее бросит любимый, то она отправится в рай. В самый разгар подростковой вечеринки случился конфликт с молодым человеком, через час после которого девушка покончила с собой.

— ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);

Пример: К специалистам обратился мальчик А. 13 лет с мыслями о самоубийстве.

Рассказал о том, что он не получает поддержку со стороны родителей, мальчику хотелось бы, чтобы они хвалили его и интересовались его жизнью, вместо этого отец постоянно его ругает за плохие оценки, мать занимает нейтральную позицию. У А.

есть друзья, но это не заменяет ему внимания со стороны родителей. Мальчик считает, что если он покончит жизнь самоубийством, то родители поймут, чего ему не хватает.

— травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;

Пример: 13-летнего М. перевели в школу с математическим уклоном, где одноклассники стали его дразнить «бабой», «тряпкой», «тупицей» и т.п. М. сильно переживал, что не оправдывает ожиданий родителей от его успеваемости в новой школе. Из-за безответной влюблённости в одноклассницу М.

стали дразнить ещё сильнее, но родители отказались перевести его в другую школу.

После одного наиболее сильного конфликта с одноклассниками мальчик выбросился с 15 этажа своего дома, так как чувствовал себя в ловушке, не видел выхода из ситуации и начал чувствовать себя обузой для родителей.

— тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание);

Пример: мальчик 7 лет высказывает мысли о самоубийстве. Считает, что если он умрёт, то снова увидит маму, которая умерла год назад.

— разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй;

14-летний Н. покончил жизнь самоубийством, через повешение, после того как не вошел в состав молодежной сборной по хоккею. В посмертной записке признался, что боялся гнева отца, который очень жестко воспитывал сына.

— неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).

Пример: К психологу обратилась бабушка по поводу истерик внучки 9 лет.

Выяснилось, что ребёнка воспитывают 4 человека и каждый по-своему (две бабушки, мама и папа в разводе), а также, что девочка уже год говорит о своих суицидальных мыслях, но близкие делают вид, что не замечают этого.

Один раз бабушка ушла из дома, что-то забыла и вернулась раньше времени, внучка была на балконе и собиралась спрыгнуть. При этом данная проблема отрицается, семья сосредоточилась на «истериках» девочки, том, что она не хочет что-то есть или куда-то идти.

Наиболее тяжело эти ситуации переживают дети со следующими личностными особенностями:

— импульсивность, эмоциональная нестабильность (склонность к непродуманным поступкам);

— перфекционизм (желание делать всё идеально, обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);

— агрессивное поведение, раздражительность;

— неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;

— нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»;

— самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности;

— тревожность и подавленность, частое плохое настроение.

Что делать, если ваш ребёнок переживает кризисную ситуацию:

— Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком (подробнее см. в книгах 1-4 из списка литературы).

— Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).

— Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).

— Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.

— Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.

— Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях (см. в книге О.В. Вихристюк «Что нужно знать родителям о подростковых суицидах?»).

— При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации) [см. ниже «Куда обращаться»].

Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников.

Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного».

Например, в большинстве случаев завершенных подростковых суицидов родители отмечали, что у ребёнка был грустный голос или он пришёл из школы заплаканный, но они не придали этому должного значения.

Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто поговорить с подростком, когда ему тяжело (подробнее см. у Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»).

Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии

  • Успокоиться самому.
  • Уделить всё внимание ребёнку.
  • Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
  • Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
  • Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки

1) Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

2) Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?»

3) Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»

4) Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»

5) Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?…». НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!»
  2. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным…», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
  3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
  4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
  5. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок…», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»
  6. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»

Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) вы обнаруживаете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к неврологу или детскому психиатру для оценки состояния и оказания своевременной помощи.

Признаки депрессивных реакций у подростков

  1. Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.
  2. Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.
  3. Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.
  4. Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).
  5. Вялость, хроническая усталость.
  6. Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности.
  7. Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.
  8. Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ.

Если кризисная ситуация вызывает у ребёнка сильные переживания, он может задуматься о причинении себе вреда как способе решения проблемы (даже если раньше говорил, что самоубийство могут совершить только дураки). В последние годы проблема подростковых суицидов стоит довольно остро: по данным ВОЗ, Россия занимает одно из первых мест по количеству детских и подростковых суицидов в Европе.

Суицидальное поведение подростков может иметь неожиданный, импульсивный характер, а может развиваться постепенно. Насторожить взрослого могут следующие признаки в психологическом состоянии и поведении ребёнка (подробнее см. у О.В. Вихристюк «Что нужно знать родителям о подростковых суицидах» и Е.М. Вроно «Предотвращение самоубийства подростков»).

Вопросы родителю для прояснения состояния ребёнка

Признаки возможного наличия суицидальных мыслей у подростка Да/Нет
I.                    Эмоции
1. У ребёнка большую часть времени устойчиво сниженный фон настроения от подавленности до раздражения.
2. Вы наблюдаете у ребёнка высокий уровень тревоги. Насторожить родителей должны постоянное беспокойство ребенка, его повышенная тревожность, возможный интенсивный страх, ожидание беды.
II.                 Переживания
3. Переживания брошенности, ненужности, одиночества (например, ребёнок говорит: «Всем было бы лучше, если бы меня не было. Я всем приношу только вред»).
4. Чувство вины. Подросток допускает самоуничижительные высказывания, «копается» в себе, обвиняет себя в неудачах, неприятностях, проблемах.
5. Высказывается негативно о своей личности, окружающем мире и будущем: потеря перспективы будущего.
6. Подросток заводит разговоры о бессмысленности жизни, о смерти. Задаёт вопросы родителям «А как бы вы жили, если бы я не родился?», «А как вы будете жить, если меня не будет?»
III.               Ощущения в теле
7. «Душевная боль». Чувство тяжести за грудиной – «душа болит». Она приносит реальные физические страдания, чаще наблюдается при подавленности, отчаянии.
IV.              Поведение
8. Поисковые запросы в интернете и публикации на страницах в соцсетях на тему смерти, суицида, брошенности, непонятости указывают на то, что мысли о причинении себе вреда могут занимать ум ребенка.
9. Демонстрирует необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых).
10. Подросток символически прощается со своим окружением – просит у всех прощения, раздаривает вещи, особенно субъективно значимые для него.

Интерпретация: Если присутствуют хотя бы два ответа «да», есть вероятность того, что ребёнок имеет суицидальные мысли; в таком случае нужно поговорить с ним, чтобы прояснить его намерения и оказать эмоциональную поддержку, а также незамедлительно обратиться за помощью к врачу-психотерапевту.

Куда обращаться в кризисных ситуациях

Всероссийский Детский телефон доверия

Источник: http://childhelpline.ru/2016/04/krizisnye-situacii-v-zhizni-podrostka-kak-perezhit-ix-vmeste-pamyatka-dlya-roditelej/

Ссылка на основную публикацию