Причины фобий: предпосылки возникновения фобических расстройств, виды, лечение страхов у детей и взрослых

Тревожно-фобические расстройства: клинические симптомы и лечение

К тревожно-фобическим расстройствам отнесены непсихотические (невротические) формы заболеваний, основными клиническими симптомами которых выступают физические, поведенческие, когнитивные переживания иррационального страха и беспричинной тревоги. Для тревожно-фобических расстройств свойственна интенсивность симптомов, усиление их тяжести со временем и упорный характер течения патологии.

Тревожно-фобические расстройства: общая информация

В рамках тревожно-фобических расстройств рассматриваются не только фобии – психопатологические образования, доминирующим симптомом которых выступает интенсивный страх, возникающий при наступлении конкретных обстоятельств. В данную рубрику также включены различные комплексы симптомов, отражающих реакцию индивидуума на феномен страха.

Одним из таких состояний является тревога «вперед», подразумевающая предвкушение субъектом наступления пугающего события или встречи с устрашающим объектом.

Структурным элементом тревожно-фобических расстройств выступает избегающее поведение – умышленное целенаправленное устранение вероятности патогенных (вызывающих страх) ситуаций, принятие превентивных мер для исключения контакта с объектом тревоги.

Разновидностями и проявлениями тревожно-фобических расстройств являются:

  • спонтанные эпизоды панических атак;
  • ситуационные приступы тревоги по типу синдрома Да Косты;
  • генерализованное тревожное расстройство;
  • страхи нахождения и перемещения в пространстве;
  • социальные фобии;
  • специфические (изолированные) страхи;
  • танатофобия – глобальный страх смерти.

Несмотря на существующее многообразие, тревожно-фобические расстройства имеют парциальный характер.

Данные аномалии не оказывают влияния на структуру личности, нарушая лишь определенные аспекты психической деятельности человека.

В клинической картине тревожно-фобических расстройств отсутствуют симптомы психозов. У больного не возникают галлюцинации, иллюзии, в его мышлении не наблюдаются бредовые включения.

Человек, страдающий тревожно-фобическим расстройством, полностью осознает болезненность своего состояния. Одолеваемые его симптомы он воспринимает как признаки тяжелой патологии.

Такой субъект не ощущает себя в безопасности, он не испытывает спокойствия и постоянно пребывает в нервном напряжении.

Тревожно-фобические расстройства крайне негативно влияют на качество жизни человека, лишая его возможности полноценного участия в деятельности социума.

Распространенность тревожно-фобических расстройств в разной степени тяжести составляет не менее 5% человеческой популяции. Среди больных неврологического и психиатрического профиля от интенсивных страхов страдает около половины пациентов. Большее количество людей, испытывающих патологическую тревогу – лица молодого и среднего возраста от 25 до 45 лет.

Тревожно-фобические расстройства: причины

Установлено, что старт тревожно-фобических расстройств не носит спонтанный характер: патологический страх формируется и усиливается при воздействии комплекса негативных факторов. К настоящему дню изучены и описаны аспекты, которые выступают причинами и провоцирующими факторами для формирования невротических расстройств.

Базой для зарождения фобий является неблагоприятная наследственность – генетически заложенная и передаваемая от предка к потомкам склонность к чрезмерным патологическим реакциям на различные раздражители.

Исследования семейного анамнеза больных тревожно-фобическими расстройствами позволяют утверждать, что шанс обрести интенсивные неконтролируемые страхи в два раза выше у людей, чьи родители страдали каким-либо видом невротических отклонений.

Определено, что у членов одной семьи существует аналогичная модель реагирования на стрессовые ситуации. Близкие люди идентично воспринимают и наделяют значимостью какие-либо стрессоры.

Также родственники в одинаковой степени фиксируют внимание на том или ином раздражителе. При этом у членов одной семьи наблюдается схожая глубина переживаний.

К «врожденным» причинам тревожно-фобических расстройств можно также отнести индивидуальные свойства нервной системы – темперамент человека.

Ученые предполагают, что причиной фобий являются интенсивные гормональные перестройки в организме, которые естественным образом происходят на некоторых этапах жизни человека.

Эту версию подтверждает факт, что чаще всего тревожные расстройства дебютируют в подростковом возрасте и в период закономерного биологического увядания организма.

У некоторых женщин старт заболевания совпадает с беременностью и послеродовым периодом.

С биологической точки зрения причина тревожно-фобических расстройств – нарушения производства и обмена нейромедиаторов. Недостаток некоторых биологически активных веществ приводит к появлению разнообразных невротических реакций, среди которых – анормальный интенсивный страх.

Существует гипотеза, что ведущей причиной формирования тревожно-фобических расстройств выступают хронические болезненные состояния организма.

Классическим клиническим проявлением гипогликемии является состояние возбуждения, агрессивность, беспричинное беспокойство, иррациональная тревога, навязчивый страх. Один из симптомов избыточной секреции тиреоидных гормонов – алогичное непреодолимое чувство тревоги.

Пролапс митрального клапана проявляет себя паническими атаками – тяжелыми приступами беспредметного страха. Признаки феохромоцитомы включают симптоматику симпатико-адреналового криза с чувством тревоги и беспокойства.

Распространенной причиной формирования и отягощения тревожно-фобических расстройств являются пагубные привычки: алкоголизм, наркомания. Дать старт патологии может бесконтрольное потребление психотропных лекарственных препаратов. Отрицательное значение также имеет курение, поскольку поступление никотина в организм показывает возбуждающий эффект.

Основной причиной и базой для зарождения тревожно-фобических расстройств выступает своеобразный личностный портрет человека. Большая часть больных – мнительные, подозрительные, ранимые люди. Они болезненно реагируют на критику в свой адрес и зависят от мнения окружающих.

Они не уверены в собственных силах и отрицают свою уникальность. Еще одна общая черта, фиксируемая у особ, зависимых от страха – склонность длительно анализировать происходящее и фиксировать внимание на внутренних ощущениях.

Такие люди преувеличивают опасность и считают угрожающими даже незначительные изменения в окружающей среде.

Стать пусковым механизмом способны любые интенсивные стрессы: расставание с любимым человеком, развод, смерть или тяжелая болезнь близкого родственника. Послужить виновником расстройства может длительная социальная изоляция и одиночество человека.

Стоит отметить, что очень часто тревожно-фобические расстройства пускают корни в детские годы. Ситуации, когда ребенок воспитывается в асоциальной семье или у его родителей отсутствует единая стратегия, приводят к формированию невротических реакций, которые со временем перерастают в фобии.

Тревожно-фобические расстройства: клинические симптомы

Одно из распространенных проявлений и симптомов тревожно-фобических расстройств – приступы панических атак.

Это спонтанно возникающие и стремительно развивающиеся кризы, при которых индивидуум крайне болезненно переживает чувство беспредметной тревоги. Он ощущает надвигающуюся физическую катастрофу. Его мышление полностью охвачено витальным страхом смерти.

В момент панической атаки субъект полностью утрачивает контроль над своими действиями. Нередко возникает иррациональная боязнь сойти с ума.

Панические атаки всегда сопровождаются тяжелыми вегетативными симптомами. Человек ощущает ускорение сердечного ритма и чувство стеснения в грудной клетке. Его одолевает удушье и чувство нехватки воздуха.

Симптомы панических атак также включают внезапно охватившую человека мышечную слабость. Может наблюдаться усиление потоотделения и частые позывы к мочеиспусканию.

Нередко определяется шаткость походки, потеря равновесия и головокружение.

При наступлении ситуационных приступов по типу синдрома Да Косты у человека отсутствуют выраженные симптомы витального страха. Однако вегетативные нарушения настолько сильны, что больной трактует такие симптомы как признаки тяжелого соматического заболевания.

Синдром Да Косты проявляет себя нарушениями дыхания, резкими скачками артериального давления, учащением сердцебиения, сбоями в ритме сердца, болями в области грудной клетки. Человек трактует возникающие симптомы как опасное сердечно-сосудистое заболевание.

По этой причине синдром Да Косты также именуют кардиофобия.

Симптомы генерализованного тревожного расстройства – стойкая беспредметная тревога, не направленная на какой-то объект или явление. Человек ощущает беспричинный страх и нависшую угрозу. Его не покидает внутреннее напряжение и беспокойство, он не может расслабиться, чувствует себя в опасности.

Типичные симптомы генерализованного тревожного расстройства – стойкая бессонница. Субъект подолгу не может заснуть в вечерние часы. Его сон прерывистый и беспокойный с частыми пробуждениями и кошмарными сновидениями.  В моменты просыпания тревога усиливается и становится невыносимой.

Больные данной формой тревожно-фобического расстройства суетливые и бледные. Они не могут находиться на одном месте и постоянно меняют позу. Они мучительно переживают симптомы физического дискомфорта: ощущают изнуряющую внутреннюю дрожь и мышечное напряжение.

Распространенный признак – чрезмерное потоотделение. Больной ощущает дискомфорт в области грудной клетки и испытывает трудности с дыханием. Нередко возникают психогенные боли в эпигастрии и зоне сердца.

При обследовании обнаруживается выраженное нарушение сердечного ритма – тахикардия.

В структуре генерализованного тревожного расстройства всегда присутствуют следующие симптомы:

  • чрезмерная раздражительность и постоянная тревожность;
  • настороженность и подозрительность;
  • мнительность и озабоченность происходящим;
  • обостренная реакция на события окружающего мира;
  • избыточная фиксация внимания на несущественных изменениях;
  • склонность к избыточному анализу произошедших событий;
  • предчувствия неминуемой трагедии;
  • опасения грядущих катастроф.

Страхи нахождения и перемещения в пространстве проявляют себя, в первую очередь, избегающим поведением. Человек сознательно избегает пребывания в местах, которые вызывают у него страх. Больной не только боится самостоятельно посещать пугающие места, но и не решается там находиться в сопровождении других людей.

Субъект разрабатывает целую система оградительных мероприятий и приспособительных мер. Он может отказаться от посещения людных мест или составить свой маршрут передвижения таким образом, чтобы его путь не проходил через пустыри и неоживленные улицы.

Он может не пользоваться лифтом и не ездить в общественном транспорте. Если он испытывает страх оставаться одному, то будет стремиться находиться в толпе. Если он ощущает боязнь многолюдных мест, то он может сознательно вести затворническую жизнь.

Симптомы социальных и специфических фобий также предполагают разработку и применение на практике поведения избегания. Умышленный отказ человека от выполнения определенной деятельности приводит к тому, что у больного страдает профессиональная сфера, сужается круг общения, ухудшаются взаимоотношения в социальных группах. Такой субъект не может ставить и добиваться целей.

Постоянное переживание страха подразумевает концентрацию внимания на внутренних ощущениях, поэтому больной не может сосредоточиться и, соответственно, качественно выполнить задание. Ухудшение функции внимания вызывает разнообразные проблемы с памятью. Субъект ощущает, что в его голове отсутствуют четкие и логичные мысли.

Тревожно-фобические расстройства: методы лечения

В настоящие дни механизм развития фобий хорошо изучен. Разработаны и с успехом применяются различные методы лечения тревожно-фобических расстройств.

Основу и базисные шаги в лечении патологий составляет медикаментозная терапия. Лечение фармакологическими средствами призвано уменьшить выраженность неприятных симптомов и нормализовать психоэмоциональное состояние больного.

Как правило, для купирования вегетативных кризов и минимизации переживания тревоги используют транквилизаторы бензодиазепинового ряда. Препараты данного ряда снимают нервное напряжение, устраняют мышечные зажимы, обеспечивают полноценный сон и ликвидируют вегетативные симптомы переживания страха.

Однако применение таких средств возможно лишь непродолжительное время, поскольку длительный прием транквилизаторов вызывает лекарственную зависимость с тяжелым синдромом отмены.

Для устранения рациональных звеньев алогичного страха проводят психотерапевтическое лечение. На сеансах психотерапии пациент узнает правдивую информацию об особенностях своего состояния.

Он получает навыки управления своими ощущениями и обретает контроль над мышлением. Психотерапевтическое лечение также ориентировано на обнаружение и коррекцию нерациональных элементов мышления больного.

Однако многие больные тревожно-фобическими расстройствами не способны самостоятельно обнаружить причину, ставшую пусковым механизмом для старта патологии. Таким пациентам для преодоления навязчивого страха требуется провести лечение с применением техник гипноза.

Современные методы психосуггестивной терапии позволяют клиенту в комфортных условиях «возвратиться» в личное прошлое, где имело место ситуация, ставшая источником проблемы. Погружение в гипнотический транс и проведение внушения полностью освобождает человека о навязчивого страха путем ликвидации подлинного виновника анормальных реакций.

Лечение тревожно-фобических расстройств с помощью гипноза обеспечивает пожизненное сохранение достигнутого результата.

Источник: http://mozg.me/sindromi/pogranichny-e-psihicheskie-rasstrojstva/trevozhno-fobicheskie-rasstrojstva.html

Фобические расстройства

Фобическое расстройство (фобия) – внезапный интенсивный страх, устойчиво возникающий в связи с определенными объектами, действиями или ситуациями. Сочетается с избеганием пугающих ситуаций и тревогой ожидания.

Читайте также:  Советы психолога: практическая психология на каждый день, полезные психологические рекомендации

Легкие формы фобий широко распространены, однако диагноз «фобическое расстройство» устанавливается лишь в том случае, когда страх ограничивает больного и негативно влияет на различные стороны его жизни: личные отношения, социальную активность, профессиональную реализацию.

Постановку диагноза осуществляют на основании анамнеза. Лечение – психотерапия, фармакотерапия.

Фобические расстройства – интенсивный необоснованный страх, возникающий при контакте с определенными объектами, попадании в специфические ситуации или необходимости совершить определенные действия.

При этом больные с фобическим расстройством сохраняют критическое восприятие действительности и осознают необоснованность собственных страхов. Точное количество фобий неизвестно, однако существуют перечни, в которых указано более 300 видов этого расстройства. Фобические расстройства широко распространены.

Единичную паническую атаку, связанную с попаданием в фобическую ситуацию, переживает каждый десятый житель Земли.

Клинически значимые фобические расстройства выявляются примерно у 1% населения, однако степень их влияния на жизнь пациентов может существенно различаться в зависимости от вида и тяжести фобии, а также от вероятности контакта с объектом страха.

Женщины страдают фобическими расстройствами вдвое чаще мужчин. Обычно фобии возникают в возрасте от 15-20 до 30-35 лет, манифестация в возрасте старше 40 лет встречается крайне редко.

Лечение данной патологии осуществляют специалисты в области психотерапии, психиатрии и клинической психологии.

Причины фобических расстройств

Точная причина развития фобий не установлена. Существует несколько концепций, объясняющих возникновение этого расстройства.

С биологической точки зрения, фобические расстройства провоцируются наследственно обусловленным или приобретенным нарушением баланса определенных веществ в головном мозге.

Установлено, что у людей, страдающих фобическими расстройствами, наблюдается увеличение уровня катехоламинов, блокада рецепторов, регулирующих метаболизм ГАМК, чрезмерная стимуляция бета-адренергических рецепторов и некоторые другие нарушения.

Психоаналитики рассматривают фобическое расстройство как защитный механизм психики, который позволяет контролировать уровень скрытой тревоги и символически отражает определенные табуированные представления пациента.

Объект, вызывающий тревогу, но не поддающийся контролю, вместе с самим чувством тревоги вытесняется в бессознательное и переносится на другой объект, чем-то напоминающий первый, что провоцирует развитие фобического расстройства.

Например, тревога при ощущении безвыходности собственного положения в отношениях с другими людьми трансформируется в страх закрытых пространств (клаустрофобию).

Специалисты в области поведенческой терапии считают, что фобическое расстройство является результатом закрепления неправильной реакции пациента на раздражитель.

Однажды испытав панику в какой-то ситуации, больной связывает свое состояние с определенным объектом, и в последующем этот объект становится стимулом, провоцирующим паническую реакцию.

Из этого следует, что для устранения фобического расстройства необходимо «переучиться», выработать новую реакцию на привычный раздражитель.

Иногда взрослые транслируют свои страхи детям. К примеру, если ребенок видит, как мама пугается пауков, в последующем у него тоже может сформироваться арахнофобия.

Если родители постоянно говорят ребенку, что собаки опасны, и требуют, чтобы он держался от них подальше, у ребенка повышается вероятность развития кинофобии. У некоторых пациентов просматривается отчетливая связь фобического расстройства с острыми психическими травмами.

Например, клаустрофобия может развиться после пребывания в закрытом перевернувшемся автомобиле или под завалом, возникшим при землетрясении или производственной катастрофе.

Классификация фобических расстройств

Различают три группы фобических расстройств: социофобия, агорафобия и специфические (простые) фобии.

Психологи и психотерапевты насчитывают несколько сотен простых фобий, в числе которых, как широко известные — клаустрофобия (боязнь закрытых пространств) или аэрофобия (боязнь летать на самолетах), так и достаточно экзотические для большинства людей арктофобия (боязнь плюшевых игрушек), тетрафобия (боязнь числа четыре) или мегалофобия (боязнь больших предметов).

Агорафобия – фобическое расстройство, проявляющееся страхом оказаться в месте или ситуации, из которых невозможно незаметно уйти или в которых невозможно немедленно получить помощь при возникновении интенсивной тревоги.

Больные, страдающие этим фобическим расстройством, могут избегать площадей, широких улиц, многолюдных торговых центров, общественного транспорта, театров, вокзалов, учебных аудиторий и других подобных мест. Выраженность фобии может существенно различаться.

Одни пациенты сохраняют работоспособность и ведут достаточно активный образ жизни, у других фобическое расстройство настолько ярко выражено, что больные перестают выходить из дома.

Социофобия – фобическое расстройство, характеризующееся сильной тревогой и страхом при попадании в определенные социальные ситуации.

Тревога и страх развиваются в связи с опасениями испытать унижение, не оправдав ожиданий окружающих, продемонстрировать другим людям свою слабость и несостоятельность через дрожь, покраснение лица, тошноту и другие физиологические реакции.

Больные с этим фобическим расстройством могут бояться выступать публично, пользоваться общественными банями, принимать пищу вместе с другими людьми и т.д.

Специфические фобии – фобические расстройства, проявляющиеся страхом при столкновении с конкретным объектом или ситуацией.

Самые распространенные расстройства этой группы – акрофобия (страх высоты), зоофобия (страх животных), клаустрофобия (страх закрытых пространств), авиафобия (страх летать на самолетах), гемофобия (страх крови), трипанофобия (страх боли).

Влияние фобического расстройства на жизнь пациента определяется не только выраженностью страха, но и вероятностью столкновения с объектом фобии, например, для горожанина офидофобия (боязнь змей) практически незначима, а для сельского жителя может представлять серьезную проблему.

Симптомы фобических расстройств

Общими симптомами фобических расстройств являются интенсивный острый страх при столкновении с объектом фобии, избегание, тревога ожидания и осознание нерациональности собственного страха. Страх при контакте с объектом провоцирует некоторое сужение сознания и обычно сопровождается бурными вегетативными реакциями.

Больной с фобическим расстройством полностью сосредотачивается на пугающем объекте, в той или иной степени перестает отслеживать окружающую обстановку и частично утрачивает контроль над собственным поведением.

Возможны учащение дыхания, повышенная потливость, головокружение, слабость в ногах, сердцебиение и другие вегетативные симптомы.

Первые столкновения с объектом фобического расстройства провоцируют паническую атаку. В последующем страх усугубляется, истощает пациента, мешает его нормальному существованию.

В стремлении устранить неприятные ощущения и сделать жизнь более приемлемой больной с фобическим расстройством начинает избегать пугающих ситуаций. В последующем избегание закрепляется и становится привычным паттерном поведения.

Панические атаки прекращаются, но причиной их прекращения служит не исчезновение фобического расстройства, а отсутствие контакта с объектом.

Тревога ожидания проявляется страхом при представлении пугающего объекта или осознании необходимости попасть в ситуацию контакта с этим объектом. Возникают стертые вегетативные реакции, появляются мысли о непереносимости подобной ситуации; пациент, страдающий фобическим расстройством, планирует действия по предотвращению контакта.

Например, больной агорафобией при необходимости посетить крупный торговый центр продумывает альтернативные варианты (посещение мелких магазинов, торгующих аналогичными товарами), пациент с клаустрофобией перед визитом в офис, находящейся на верхних этажах здания, узнает, есть ли в этом здании лестницы, которыми можно воспользоваться вместо лифта и т. д.

Больные с фобическими расстройствами осознают иррациональность собственных страхов, однако обычные рациональные аргументы (свои и окружающих) не влияют на восприятие пугающего объекта или ситуации. Некоторые пациенты, вынужденные регулярно пребывать в пугающих ситуациях, начинают принимать спиртное или успокоительные средства.

При фобических расстройствах увеличивается риск развития алкоголизма, зависимости от транквилизаторов и других препаратов. Истощающий страх, ограничения в социальной, профессиональной и личной жизни часто провоцируют депрессии.

Кроме того, фобические расстройства нередко сочетаются с генерализованным тревожным расстройством и обсессивно-компульсивным расстройством.

Диагностика и лечение фобических расстройств

Диагноз устанавливают на основании анамнеза, выясненного со слов пациента. В процессе диагностики фобических расстройств используют шкалу Занга для самооценки тревоги, шкалу тревоги и депрессии Бека и другие психодиагностические методики.

При постановке диагноза учитывают критерии DSM-4.

Тактика лечения определяется индивидуально с учетом вида, длительности и тяжести фобического расстройства, наличия сопутствующих расстройств, психологического состояния пациента и его готовности к использованию тех или иных методов.

Наиболее эффективной психотерапевтической методикой лечения фобических расстройств считается когнитивно-поведенческая терапия. В процессе лечения используются различные техники. Чаще всего применяется системная десенсибилизация на фоне глубокой мышечной релаксации.

Вначале психолог или психотерапевт обучает больного с фобическим расстройством специальным приемам расслабления, а затем помогает ему постепенно погружаться в пугающие ситуации.

Наряду с системной сенсибилизацией может использоваться принцип наглядности (наблюдение за другими людьми в пугающих пациента ситуациях) и другие приемы.

Психоаналитики считают, что фобическое расстройство является внешним симптомом, выражением тяжелого внутреннего конфликта. Для устранения фобии необходимо обнаружить и устранить конфликт, лежащий в ее основе.

В качестве средств для выявления проблемы, скрывающейся за фобическим расстройством, используются беседы и анализ снов больного.

В процессе работы пациент не только обнаруживает и прорабатывает внутренний конфликт, но и укрепляет свое «Я», а также избавляется от привычной реакции патологической регрессии в ответ на травмирующие внешние воздействия.

При необходимости когнитивно-поведенческую терапию и психоанализ при фобических расстройствах проводят на фоне медикаментозного лечения антидепрессантами и транквилизаторами.

Лекарственные препараты обычно назначают короткими курсами, чтобы избежать привыкания. Прогноз определяется тяжестью фобического расстройства, наличием сопутствующих заболеваний, уровнем мотивации пациента и его готовностью к активной работе.

При адекватной терапии в большинстве случаев удается добиться улучшения или длительной ремиссии.

Источник: http://IllnessNews.ru/fobicheskie-rasstroistva/

Откуда берутся фобии и как их лечить

Фобия в переводе обозначает страх, однако разница между этими понятиями заключается в иррациональности первого по сравнению со вторым. Поэтому в борьбе с данной проблемой неэффективны простые методы психологии и требуется лечение специфическими препаратами и психотерапевтическими способами.

Какие бывают страхи

Самые распространенные виды фобий у детей и взрослых:

  1. Агорафобия – боязнь открытых участков пространства.
  2. Никтофобия – навязчивый страх темноты, один из наиболее распространенных у детей.
  3. Мизофобия – боязнь загрязнения, заражения.
  4. Гилофобия – страх заблудиться в лесу.
  5. Гино- и андрофобия – боязнь соответственно женщин и мужчин.
  6. Социофобия – избегание общества.

Самые странные и необычные фобии, какие только бывают:

  1. Декстрофобия – боязнь предметов, которые находятся справа.
  2. Трипофобия – страх перед множеством мелких отверстий.
  3. Гаптофобия – боязнь прикосновений.
  4. Калигинефобия – частая мужская фобия перед красивыми женщинами.

Откуда берутся странные фобии? Несмотря на иррациональность многих хронических страхов, психологи объясняют их появление травматическими ситуациями, которые закрепились на подсознательном уровне. Поэтому с ними так сложно бороться.

Некоторые навязчивые страхи можно объяснять генетической памятью, доставшейся по наследству от предков. Например, боязнь темноты, ведь в далекие времена враги чаще нападали именно в тот момент, когда тьма накрывала место обитания.

Трипофобия, вероятно, связана с опасностью, подстерегающей людей, когда они встречаются с осиным гнездом, в котором имеются мелкие отверстия. Агорафобию можно объяснить тем, что во времена, когда люди жили в дикой природе, было страшно выйти из укрытия. Причина страха грязи и инфекций нередко связана со смертью близких людей от заразной болезни.

Симптомы фобий

Навязчивые страхи часто возникают на фоне тревожно-фобического расстройства. Физиологи объясняют появление таких проблем нарушением синтеза тормозного медиатора нервной системы – гамма-аминомаслянной кислоты. Иногда повышенная тревожность связана с наличием соматических заболеваний. Она может быть вызвана увеличенным уровнем стрессовых гормонов надпочечников – кортизола и адреналина.

Читайте также:  Как противостоять гипнозу: защита от внушения, как не поддаться манипулированию, все способы противодействия

Симптомы фобии идентичны панической атаке и нуждаются в психотерапии. У пациентов возникают:

  1. Повышение давления, увеличение частоты сердечных сокращений.
  2. Ком в горле.
  3. Выделение липкого пота.
  4. Тошнота, расстройство желудка, иногда рвота и понос.
  5. Непроизвольное мочеиспускание или дефекация.
  6. Потемнение в глазах, головокружение.
  7. Ступор либо тряска.

Эти симптомы вызваны активацией симпато-адреналовой системой, направленной на сохранение жизни индивидуума, однако они сильно мешают жить. Поэтому при навязчивых состояниях необходима помощь психотерапевта.

Диагностика фобий

Для оценки психологического состояния требуется посетить психотерапевта либо психиатра. При тревожно-фобическом расстройстве следует исключить патологии и ситуации, приводящие к избыточной активности нервной системы:

  1. Феохромоцитома – опухоль надпочечников, вырабатывающая адреналин.
  2. Тиреотоксикоз – избыточное выделение гормонов щитовидной железы.
  3. Аритмия, проблемы с сердцем, вызывающие тревожность.
  4. Сахарный диабет – заболевание, при котором применяют инсулин, при передозировке приводящий к состоянию гипогликемии. При этом нарастает тревожность.
  5. Синдром Кушинга – избыточное количество гормонов надпочечников, их дополнительный прием при некоторых заболеваниях.
  6. Органические поражения головного мозга.

Лечение фобий

Лечение причины – непростая задача. Для ее решения необходима согласованная длительная работа психолога и психотерапевта, которые знают, как избавиться от фобий. В процессе активно должен участвовать и сам пациент.

Терапия включает следующие методы:

  1. Медикаментозное лечение – применение антидепрессантов, противотревожных препаратов, седативных травяных сборов.
  2. Психологические методики: психотерапия, гипноз.
  3. Приемы релаксации.

Выбор способа лечения зависит от тяжести проблемы. При панических атаках и общей тревожности подключают медикаментозную коррекцию. Назначают антидепрессанты для повышения уверенности в себе, купирования подавленного состояния.

Анксиолитики  (Феназепам, Гидазепам) позволяют справляться с волнением, а также соматическими симптомами: потливостью, сердцебиением, тошнотой, диареей, болями в животе. Отпускаются данные лекарственные средства только по рецепту.

Успокоительные препараты (настойки мяты, мелиссы, пустырника, валерианы, Валокордин) устраняют учащенное сердцебиение, стабилизируют психическое состояние. Применяются по назначению врача, так как имеют противопоказания. От тревоги при тахикардии, часто сопровождающейся страхом смерти, применяют бета-адреноблокаторы.

Помощь психолога

Для борьбы с фобическими расстройствами применяют когнитивно-поведенческую терапию, благодаря которой выясняется причина зацикленности на проблеме. Психолог учит пациента справляться с ней, анализируя его поведение.

Экспозиционная психотерапия фобий – метод, при помощи которого пациент тренируется реагировать более спокойно на предмет, вызывающий панику. Обычно его показывают на картинке или на безопасном расстоянии от человека.

Метод погружения – более жесткий способ лечения, при котором пациент помещается в ситуацию, пугающую его. Определенным категориям лиц он противопоказан. Гипнотерапия – один из самых спорных видов лечения. Тем не менее, этот способ популярен и дает положительные результаты в некоторых случаях.

Универсального лекарства от всех страхов и фобий не существует, поэтому перед лечением расстройств необходимо пройти психологический тест на предметы или явления, вызывающие панику. Для этого следует обратиться к специалисту.

(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://golmozg.ru/zabolevanie/lechenie-fobiy.html

Тревожно-фобические расстройства

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Единичные приступы паники переживает до 10% населения. Распространенность многократных эпизодов тревожно-фобических расстройств – до 1% населения. Соотношение женщин и мужчин 2:1.

Биологической причиной является увеличение уровня катехоламинов, гиперстимуляция бета-адренэргических рецепторов и блокада рецепторов, связываемых бензодиазепинами и регулирующих метаболизм гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), а также повышение выброса серотонина и лактата и снижение уровня кальция в сыворотке. При тревожных расстройствах снижена переносимость физических нагрузок, на них пациент реагирует увеличением выброса молочной кислоты. Расстройства имеют и генетическую основу.

С психоаналитической точки зрения фобия является защитным механизмом от осознания табуированных представлений, например агрессии, направленной на родителей, инцестуозных представлений.

Объект фобии часто символически указывает на реальный объект или ситуацию, в которой возникли травматические представления.

Первичная тревога, связанная с сепарацией (разделением) ребенка с родителями в раннем детском возрасте, в дальнейшем воспроизводится в неврозе даже в случае ожидаемой сепарации с объектом привязанности.

Состояния возникают на особой психастенической конституциональной почве, для которой характерны мнительность, тревожность, эмоциональность, застенчивость, робость. Начало и фиксация расстройства происходят по типу условного рефлекса.

Сначала страх возникает при наличии патогенной ситуации, затем при воспоминании и, наконец, заполняет все мышление, превращаясь в особую навязчивость.

Проявляются конкретным навязчивым страхом и тревогой, возникающими в определенной ситуации, сопровождающимися вегетативной дисфункцией. В результате эти ситуации или объекты избегаются или переносятся с чувством страха.

«Старые» авторы называли эту группу заболеваний «садом греческих корней» с приставкой – фобия, например, клаустрофобия, мизофобия, агорафобия. Поведение больных носит соответствующий характер.

Страх при фобиях кондиционален – то есть появляется лишь при определенных условиях и вне этих условий не возникает.

Клинический пример: Пациентка С., 19 лет. Жалуется на состояния страха и тревоги в момент перемещения в автобусе. Поскольку она живет далеко от города, это составляет серьезную проблему.

Когда она заходит в автобус независимо от числа пассажиров, у нее через несколько минут возникает дрожь, страх, потливость, слегка поташнивает, и она требует открыть ей дверь. Страх не распространяется на троллейбусы, поезда и другие виды транспорта.

Впервые страх возник два года назад, когда она ехала сдавать выпускные экзамены в школе. Автобус, в котором находилась С., сбил пешехода. Когда она вышла на улицу, то увидела погибшего, в его облике что-то напоминало отца, ей стало страшно за него и за себя.

На экзамен она так и не прибыла. После психотерапии с акцентом на методы гипнотизации состояние нормализовалось.

Выявление и описание пациентом тревоги, страха, сопровождающихся вегетативной дисфункцией.

Дифференциальная диагностика

Следует дифференцировать с обсессиями (ананказмами), которые развиваются на иной конституциональной почве (педантичность, застреваемость, порядочность, ригидность), а также с органическими расстройствами, сопровождающимися тревогой – сердечно-сосудистыми, легочными, неврологическими, эндокринными, интоксикационными, абстинентными.

Медикаментозная – транквилизаторы (мебикар, феназепам), ноотропы, антидепрессанты (имипрамин). Психотерапия: психоанализ, поведенческая-десензитизация, гипноз, логотерапия В. Франкла (парадоксальная интенция), нейролингвистическое программирование.

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Тревожно-фобических расстройств, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно.

Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом.

Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой.

Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина.

Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Если Вас интересуют еще какие-нибудь виды болезней и группы заболеваний человека или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам, мы обязательно постараемся Вам помочь.

Источник: https://www.eurolab.ua/diseases/1878/

Детская тревожность и страхи: норма и патология, причины возникновения, методы лечения

Что же такое страхи? Почему они появляются? И стоит ли начать тревожиться родителям, которые заметили, что их малыш боится темноты или, к примеру, очень не хочет оставаться дома один…В материале вы так же узнаете, какие бывают страхи и какие из них можно считать нормой, а какие уже патологией

От редакции: в конце марта при поддержке  компании «Ферон», производителя лекарственного препарата «Виферон» мы запустили проект «Школа для мамы». «Школа»- это серия бесплатных лекций со специалистами Ярославля и области, на которых поднимаются самые важные темы, касающиеся здоровья, образования и воспитания детей.

На первой лекции мы познакомились с детским медицинским психологом Еленой Седовой, руководителем центра «Глазами ребенка». В рамках лекции мы разобрали четыре важные темы. Поэтому для тех, кто пропустил или не смог присутствовать на лекции, мы публикуем этот текст, который поможет найти ответы на важные вопросы.

Прежде всего, давайте определимся, чем страх отличается от тревоги.
Тревога – это неопределенное чувство, вдруг что-то произойдет непонятное, ожидание угрозы
Страх-это уже что-то конкретное, я чего-то, кого-то боюсь.Оба этих явления бывают как  нормой, так и  патологией.

Для нашей психики нормально тревожиться и бояться. Если бы для человека эти эмоции были бы не нужны, то они бы во время эволюции исчезли.Тревога организму нужна. Вспомните себя,  впереди  какая-то задача или стрессовая ситуация.  Организм реагирует тревогой, чистит из психики все лишнее, ненужное.

  В итоге – активизируются психические и физические ресурсы,  выдается хороший результат. Страхи в детском возрасте нормальны. На втором году жизни  у детей появляются страх одиночества, страх боли, страх медицинских  работников . В возрасте 3-5 лет у детей может быть страх одиночества и темноты, страх замкнутого пространства.  В 5-7 лет появляется страх смерти.

Эти страхи нормальны. Страх оберегает, ограничивает поведение ребенка.А вот патологические тревоги и страхи мешают жить. Ребенок чувствует себя неполноценным.  Идет распространение на все сферы психики, на настроение, на психосамотические реакции (выпадение волос, потеря веса, тики, заикания, недержание).

К патологическим  тревогам относят хронические формы, то есть  становятся частью личности. То есть ребенок  или взрослый человек не могут переключиться на другие эмоции, тревоги день за днем ,с утра до вечера.

Хронический страх – это фобия, когда страх может привести к паническим атакам, истерикам, когда ребенок бьется, убегает. А также сюда относят посттравматическое стрессовое расстройство.

Читайте также:  Страх темноты: почему взрослый человек, подросток боится отсутствия света, причины, симптомы никтофобии, как избавиться, побороть фобическое расстройство

  Такой диагноз выставляется тогда, когда ребенок перенес выраженное фиктивное потрясение из-за какого то события (авария, пожар и потеря близкого, насилие  т.д.) .

Если такое состояние не проходит в течении длительного времени (3-6 месяцев), ребенок не переключается, то необходимо посетить психотерапевта.

Признаки тревожности:


1)    Не может долго работать ,не уставая2)    Ему трудно сосредоточится на чем- нибудь3)    Любое задание вызывает внешнее беспокойство, тревогу4)    Во время задания очень напряжен, скован.

5)    Смущается чаще, чем другие6)    Часто говорит о проблемных ситуациях7)    Краснеет в незнакомой обстановке8)    Жалуется на кошмарики (кошмарные сны)9)    Руки холодные, влажные10)    Бывает не редко расстройство стула11)    Сильно потеет, когда волнуется12)    Не обладает хорошим аппетитом13)    Спит беспокойно, засыпает с трудом14)    Пуглив, многое вызывает страх15)    Легко расстраивается по любому поводу16)    Часто не может сдержать слезы17)    Плохо переносит ожидание 18)    Не любит браться за новое дело19)    Не уверен в себе, в своих силах20)    Боится трудностейПосмотрите, есть ли у вашего ребенка признаки тревожности. Если  к 15-20 пунктам вы ставите плюс, то тревожность у вашего ребенка высокая. До 6 пунктов-  низкая тревожность (крайне редко). Норма- 7-14 пунктов.

Давайте теперь разберем, какие бывают страхи (небольшой тест для детей от 3-х лет). Спросите вашего ребенка, чего он боится (по списку). Спрашивая, старайтесь употреблять слово «боишься» каждый раз.  Следует спрашивать таким образом: « Боишься ли ты остаться один? А нападения? А заболеть и заразиться?» и так далее.

Страхи:1)    Остаться одному2)    Нападения3)    Заболеть или заразится4)    Умереть5)    Что умрут родители6)    Каких-то людей7)    Мамы или папы8)    Наказания 9)    Бабы яги, чудовищ, приведений, скелетов…10)    Опоздания11)    Перед тем, как заснуть12)    Страшных снов13)    Темноты14)    Волка, медведя, собак, змей…15)    Машин, поездов самолетов..16)    Страхи стихии (бури, грозы, ливни…)17)    Высоты18)    Глубины19)    Тесной маленькой комнаты (лифта, туалета, переполненного автобуса….)20)    Воды21)    Огня22)    Пожара23)    Войны24)    Больших улиц, площадей25)    Врачей (кроме зубных)26)    Крови27)    Уколов28)    Боли

29)    Неожиданных резких звуков

За каждый страх, который есть у вашего ребенка- ставьте единичку. Если ваш ребенок (мальчик) набирает по тесту больше 14 страхов,  а девочка 16 страхов и больше, это говорит о развитии невроза и необходимости посещения психотерапевта

ВОПРОС: Страх и опасение они различаются?
ОТВЕТ: Да, различаются. Тревожная мама должна переводить свои патологические страхи в опасения. Наличие опасения это здоровая реакция. Например: я все проверю сама и отпущу ребенка на площадку (опасение). Да ни в жизнь не отпущу ребенка- страх.

Причины происхождения тревог и страхов в детском возрасте

В России в современном обществе без невроза прожить практически невозможно. Взрослые постоянно испытывают страхи и тревоги за будущее, а дети это зеркало. Они впитывают все наши эмоции …  Поэтому от тревожности никуда не деться. Она будет у кого- то больше, у кого- то меньше. Основная причина тревожности ребенка кроется в родителях.

Когда родитель, не сумев повзрослеть, решить свои психологические проблемы, испытывает затруднения в отношениях со своим супругом, трудности в общении с людьми. Волнения  взрослого передаются  ребенку. Например, идет мама с ребенком. А на встречу  бежит собака, которую сильно боится мам.

У мамы сжимается рука, плечи напрягаются, шаг замедляется…Ребенок, видя реакцию матери на собаку, автоматически начинает опасаться  животного.
Минус очень правильной мамыОчень правильная мама должна все успеть, все делать правильно, во всем порядок.

Она будет беспокоиться за ребенка, правильно ли он делает, как к этому отнесутся другие. И это беспокойство и тревога могут передаться ребенку.

На тревоги и страхи ребенка влияет состав семьи.

Если он один в семье, то он гиперопекаемый. Если семья неполная, и если в семье произошла подмена ролей, мама главная, то она постоянно будет в состоянии невроза. Ребенок будет перенимать такое  состояние .

Еще  обратите внимание  на такой момент.

Подошел ребенок с какой -либо проблемой. И вы вместо помощи и поддержки сразу начинаете его поучать .Надо сделать то-то и то-то.

Ребенок ушел, у него опять не получается, он нервничает… Поэтому поучения необходимо подкреплять действиями -не только говорить, но и показать, как это надо сделать

Как помочь ребенку справиться со страхами

Что нельзя делать:Нельзя, категорически пугать ребенка (не будешь спать придет, бабайка)Нельзя ребенка стыдить (увеличение тревоги)Нельзя ребенка оставлять со своим страхом (ты потерпи и все пройдет)

Что нужно делать:

1.    Пытаться исправить собственные проблемы со страхами2.    Повышать самооценку ребенка, хвалить, но не перехваливать за его успехи. Находить сильные его стороны.3.    Научить ребенка жить в этих ситуациях и управлять ими. Когда он вновь сталкивается с этой ситуацией, научить его определенным навыком самоконтроля, самоуправления.4.    Снятие мышечного напряжения (подурачится с родителями- повалять на кровати, поиграть, устроить бой подушками)

Вопрос: если ребенок боится темноты, надо ли оставлять на ночь свет

Ответ: не надо, можно заменить свет ночником над кроваткой, а ребенку положить на сон с собой игрушку- талисманчик, внушать  малышу, что бояться нечего,  его тут защищает буквально все -стены, окна

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Гиперактивный ребенок: как распознать и как лечить

Детская тревожность и страхи: норма и патология, причины возникновения, методы лечения.

Детская ложь : причины и как бороться.

Сказкотерапия, арт-терапия и игровая терапия в домашних условиях как основные методы психологической помощи ребенку и себе.

Источник: http://lubopyshka.ru/article/1556-detskie-trevognosti-i-strahi-prichiny-vozniknoveniya-metody-lecheniya.html

Тревожно-фобические расстройства у детей

Каждому здоровому человеку свойственно чувство страха, а человек, которому страх неведом, по сути дела, больной, и, соответственно, полное отсутствие страха один из симптомов, относящихся к сфере психопатологии.

С первым проявлением страха у младенцев мы сталкиваемся, когда им уже исполнилось несколько месяцев. Он проявляется в виде боязни неизвестного. Ребенок может испугаться, увидев незнакомое лицо.

Позднее появляется переживаемый в отсутствии родителей “сепарационный” страх, и в течение двух последующих лет репертуар детских страхов становится все богаче.

Можно говорить о “конкретных страхах”. Страх вызывают конкретные предметы, существа или ситуации, которые дети и в самом деле опасными. В 2-3 года нет никаких проявлений абстрактного страха.

Существует зависимость: чем выше интеллект ребенка, тем больше конкретных страхов он испытывает. В процессе обучения диапазон конкретных страхов расширяется (например, в результате ассоциаций с белым халатом врача ребенок начинает пугаться парикмахера).

Примерно в возрасте 3-ех лет ребенок начинает испытывать так называемые символические страхи. Наиболее часто встречается боязнь темноты.

Темнота создает для ребенка ситуацию, аналогичную одиночеству, причем на его впечатления накладывает также отпечаток специфической детской логики: “чего я не вижу, то не существует”.
Присутствуют два символа:

  • “Я остался один” — связан с боязнью потерять мать, к которой ребенок очень привязан;
  • В воображении ребенка, умеющего образно мыслить, в темных углах комнаты рисуются различные сказочные герои.

Что же делать родителям:

– Можно оставлять открытой дверь комнаты, в которой ребенок спит, но лучше всего установить маленькую, не слишком яркую лампу, до выключателя которой ребенок мог бы без труда дотянуться. – Нельзя наказываеть “за трусость” ребенка, боящегося темноты, не следует и стыдить его за это.

Страх не пройдет, но ребенок будет пытаться утаить его от родителей. – Необходимо устранить конкретные причины, стоящие за символическими детскими страхами. Для этого может оказаться полезной консультация психолога, психотерапевта.

Со страхом самым непосредственным образом связано чувство, называемое тревогой, явление родственное символическому страху. По сути — это тоже чувство страха, но связанное с отдаленной во времени опасностью.

Например, сидя в кресле перед стоматологом мы испытываем конкретный страх, но если нам известно, что на следующей неделе мы должны посетить зубного врача, то в течение всей недели мы будем испытывать тревогу. Тревога имеет прямое отношение к неспособности человека принимать решения. Существует мобилизующая и расслабляющая тревожность.

Первая дает действиям человека дополнительный импульс, вторая — парализует личность в ответственные моменты. В основе этого явления лежат психологические аспекты воспитания, среди которых особое место занимают отношения между родителями и ребенком.

Если в детстве человек постоянно убеждался в собственной беспомощности, неспособности решать те или иные задачи, впоследствии в ответственные моменты он всегда будет испытывать расслабляющую тревогу и, естественно, человек, для которого необходимость действовать связана с чувством успеха, переживает эту ситуацию как мобилизующую тревогу.

Каким вырастет ребенок, ориентирующимся на избегание неудачи или же ему будет свойственна ориентация на успех — это в решающей степени определяется в детские годы. Все это тесно связано с уровнем требований, предъявляемых к ребенку со стороны родителей.

Если этот уровень превышает способности ребенка, ребенок постоянно будет замечать, что не может соответствовать этим требованиям, и в течении всей жизни будет теряться при необходимости действовать, поскольку боится потерпеть неудачу, и тем самым поведение этого человека приобретает характерные черты тревожной личности.

Родители должны побуждать ребенка постоянно тянуться вверх, но вместе с тем нельзя предъявлять ему требований, выходящих за пределы его возможностей. Страх играет важную роль в процессе приспособления ребенка к его окружению. Чрезмерное оберегание формирует в ребенке впечатление, что он сам необыкновенно маленькое, слабое существо, а окружающий мир полон опасностей. Так же появлению чувства тревожности способствует и очень лабильное, неуверенное, слишком уступчивое и нерешительное взрослое окружение, не обеспечивающее условий для развития у ребенка чувства достаточной защищенности.

Ребенок, ожидающий, что окружение должно его обезопасить, очень плохо переносит неопределенные ситуации, и при этом у него возникает ощущение опасности.

Критерии выявления тревожного ребенка:

Ребенок:

  • испытывает постоянное беспокойство;
  • имеет трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания;
  • испытывает мышечное напряжение (например, в области шеи, лица);
  • раздражителен;
  • имеет нарушение сна;

Если хотя бы один из критериев проявляется постоянно, можно предположить, что это тревожный ребенок.

Чего не следует делать родителям тревожного ребенка:

  • сравнивать ребенка с окружающими;
  • устраивать состязания в чем-либо;
  • предъявлять завышенные требования к учебе и поведению ребенка;
  • часто делать замечания;
  • унижать, наказывая ребенка.

Как помочь тревожному ребенку?

Повышайте его самооценку:

  • искренне хвалите его;
  • собирайте в его жизненный рюкзак успехи;
  • отмечайте достижения ребенка.

Научите управлять своим поведением в наиболее волнующих его ситуациях. Помогут игры “в школу”, “ответы у доски”, выступления перед игрушками, придумывание сказок, в которых герой преодолевает трудности. Таким образом ребенок учится принимать роль уверенного человека. Сами демонстрируйте примеры жизнестойкого поведения. Обучите умению снимать мышечное напряжение.

Чаще используйте телесные прикосновения, поглаживания, просто массаж и растирание тела. Поощряйте ребенка выражать себя в движении, танце, рисунке.

Материал подготовлен: Городской детско-подростковый психоневрологический диспансер.

Источник: http://www.vseodetishkax.ru/detskoe-zdorove/95-stati-o-detskom-zdorove/488-trevozhno-fobicheskie-rasstrojstva-u-detej

Ссылка на основную публикацию