Механизм гипноза: суть, теоретические основы, понятия гипнотерапии, физиология, принципдействия и элементы гипнотического воздействия

Глава 2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГИПНОЗА

+++++СОДЕРЖАНИЕ++++++

Глава 2.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГИПНОЗА

Существует много теорий развития гипнотического состо­яния. Одна из них популярна издавна и до сих пор: гипноз по­хож на сон.

Возможно это и так, и, действительно, одним из первых признаков гипнотического состояния, который броса­ется в глаза, является обездвиженность человека, что характер­но и для сна. Казалось бы, внешнее сходство очень близкое.

На самом же деле все совершенно иначе, потому что функциони­рование мозга во сне и в состоянии транса принципиально от­личаются друг от друга.

С момента терапевтического изучения гипноза, который можно начать с имени профессора Бернгейма, каждый иссле­дователь пытался объяснить и понять, что является причиной гипноза, каков анатомический субстрат гипнотического состо­яния и как происходит взаимодействие гипнотизера и его па­циента.

На сегодняшний момент считается общепризнанным, что основным субстратом, на который ориентировано гипно­тическое воздействие, является головной мозг.

В отношении отдела головного мозга до сих пор продолжаются споры, и мы рассмотрим эволюцию этих мыслей, идей, поскольку единой теории гипноза до сих пор не существует.

Если взять за основу учение о первой и второй сигнальных системах, то встает вопрос, каким образом слова, то есть раз­дражители второй сигнальной системы, переходят в действие первой сигнальной системы, в действие мышечное, внутрен­них органов, в работу системы иммунной, нервной, эндокрин­ной.

В 1886 году Бернгейм попытался описать состояние чело­века на глубине гипнотического транса как движение информации в обход сознания. Он писал, что в обычных условиях любая идея запрашивается сознанием, им контролируется, ре­цензируется.

На глубине гипнотического состояния идеи, мыс­ли трансформируются в действия, в ощущения так быстро, что контроль сознания, которое отвлечено и усыплено в ходе наве­дения транса, не успевает сработать.

Он считал, что внушение увеличивает рефлекторную возбудимость органов, идеомоторную чувствительность, что способствует более быстрому реа­гированию, и когда сознание вмешивается, то все случившееся для него оказывается сюрпризом, свершившимся фактом.

Од­нако Бернгейм не смог объяснить, каким образом информа­ция, полученная от гипнотизера, обрабатывается пациентом и каким образом она переводится в информацию, которую орга­ны тела пациента получают на своем, соматическом уровне.

В первой половине XX века одной из самых популярных школ гипноза была школа Ивана Петровича Павлова, которая создавала свою физиологическую теорию гипноза и опиралась на опыты с животными.

Павлов рассматривал гипноз как час­тичный сон, как некое состояние между сном и бодрствовани­ем. Он считал, что физиологической основой гипноза являет­ся разлитое торможение, на фоне которого в коре головного мозга остаются так называемые сторожевые центры.

Роль сто­рожевых центров состоит в осуществлении связи с окружаю­щим миром, в том числе со специалистом по гипнозу. Они спо­собны воспринимать другую информацию из окружающего мира, особенно ту, которая может быть значимой для безопас­ности пациента.

Например, если случится пожар, то стороже­вой центр в состоянии сразу же разбудить гипнотизируемого для того, чтобы он принял меры для своего спасения.

По наблюдениям Павлова, гипноз у животного начинается с его обездвиженности, что затем переводится в гипнотичес­кое состояние. То же самое можно было отмечать и у людей, которых просят фиксировать взгляд на одной точке, фактичес­ки обездвиживая их.

Однако нельзя полностью провести кор­реляцию между гипнозом у животных и у людей. Это отмечала павловская школа, которая большое значение придавала вто­рой сигнальной системе, то есть словам.

Представители школы рассматривали слово как стимул настолько же материаль­ный, как и любое физическое раздражение, хотя Павлов под­черкивал, что в гипнозе важно учитывать прошлое, которое было в жизни человека.

Таким образом, последователи Павло­ва большое значение придавали торможению коры полушарий головного мозга, однако продолжало оставаться неясным, как это торможение развивается и как внушение находит обходные пути для своей реализации.

В 40-х годах нашего столетия появились работы Ганса Селье, который представил идею стресса. Он выдвинул теорию о том, что стресс трансформируется в соматические заболевания с участием гормонов гипоталамо-гипофизарной системы.

Селье этот процесс назвал общим адаптационным синдромом, и до сегодняшнего дня гипоталамо-гипофизарная система счи­тается преобразователем нервной информации, которая при­ходит от различных участков мозга в гормоны и биологически активные вещества, которые могут регулировать деятельность внутренних органов человека.

Поскольку вопрос, что тормозит деятельность больших по­лушарий и, наоборот, активизирует полушария либо отдельные участки в них, оставался открытым, исследователи продолжали свои поиски и наконец обратили внимание на ретикулярную формацию — сетчатое образование, которое находится в стволе мозга и связано с обоими полушариями, а также осуществляет связь с гипоталамо-гипофизарной системой и подкорковыми ядрами головного мозга, роль которых не ясна до сих пор. Фак­тически ретикулярная формация играет очень важную роль в передаче психофизиологической информации, поскольку она получает всю информацию, которая поступает от рецепторов и направляет ее в соответствующий участок головного мозга. Она может действовать как фильтр и передавать мозгу только новую информацию, отсекая старую, либо повторяющуюся и сортируя по каким-то важным признакам. Именно она способна разбу­дить мозг в случае опасности и именно она индуцирует тормо­жение деятельности полушарий головного мозга.

Важный анатомический субстрат, который помогает мозгу с пониманием относиться ко всему новому, находится в так называемом голубоватом месте или 1осш сеш1еш, которое свя­зано как с высшими корковыми зонами мозга, так и с гипоталамо-гипофизарной системой, в частности, с центрами, отве­чающими за механизмы поощрения, удовольствия и памяти.

Отмечено, что слабые повторяющиеся раздражители уменьша­ют активность голубоватого Места и ведут к релаксации, вялос­ти, сну. Всякая новая информация увеличивает активность моз­га. Возможно, что одним из субстратов психотерапии и являет­ся именно голубоватое место вне зависимости от того, какая психотерапия проводится в данный момент.

Если говорить о коре головного мозга, то наиболее важны­ми с точки зрения гипноза являются передние отделы коры го­ловного мозга, которые связаны как с ретикулярной формаци­ей, так и с гипоталамо-гипофизарной системой.

Еще Лурия отмечал, что лобные доли синтезируют информацию об окру­жающем мире, полученную через экстрарецепторы, и инфор­мацию о внутреннем состоянии человека, что они являются средством, с помощью которого регулируется поведение орга­низма.

На сегодняшний день существует доказательство того, что воздействие внушения осуществляется через телесный об­раз, который создается лобными долями полушарий головно­го мозга, причем создание этого образа происходит преимуще­ственно в недоминантном полушарии.

Следует упомянуть, что полушария головного мозга имеют определенную специализацию. У правшей левое полушарие обычно является доминирующим. Информация, которая вос­принимается им, обычно является вербальной, рациональной. Левое полушарие отвечает за аналитические, конкретные фун­кции головного мозга.

Считается, что в нем преобладает созна­тельное функционирование. В отличие от него правое полуша­рие считается ответственным за бессознательное.

Оно более спонтанно, оно отвечает за человеческую интуицию, за абст­рактное мышление, которое может воспринимать окружающий мир целиком, которое может создавать образы, формировать чувства.

Считается доказанным, что активность правого полу­шария во время транса увеличивается, в то время как актив­ность левого уменьшается. Предположительно правое полушарие более тесно связано с гипоталамо-гипофизарной систе­мой и больше участвует в процессе терапевтического гипноза.

В опытах было отмечено, что, как правило, люди, легко под­дающиеся гипнозу, одновременно легко могут увидеть скры­тую связь между различными событиями, фактами, элемента­ми; именно они замечают взаимосвязь в таких психологичес­ких тестах, как «Пятна Роршаха». Появляется все больше дока­зательств, что гипнабельность является чаще всего свойством правшей, хотя это положение активно оспаривается.

Ряд исследователей предполагает, что правое полушарие производит так называемые «сырые», необработанные мысли­тельные образы, которые проявляются во время сна, при ис­пользовании метода свободных ассоциаций, в измененных со­стояниях сознания, под влиянием некоторых медицинских препаратов и обрабатываются левым полушарием.

Предпола­гается, что различные идеи, которые реализуются человеком, рождаются в правом полушарии, затем передаются в левое, где трансформируются в свою окончательную форму, окончатель­ную идею.

Точно также и восприятие зрительного образа или звука происходит целиком в правом полушарии и анализиру­ется, расщепляется, контролируется левым полушарием.

В процессе запоминания, хранения поступающей инфор­мации, ее воспроизведения ведущую роль играют специальные отделы головного мозга, так называемая лимбическая система, которая находится в височных долях головного мозга, особен­но ее составные структуры — миндалина и гиппокамп.

Лимби­ческая система представляет собой участок, где информация накапливается, может комбинироваться, интегрироваться. Ра­зумеется, фиксация информации — это необходимое условие для различных сложных безусловных и условных рефлексов.

Предполагается, что сенсорная информация, которая создала в зрительной области коры головного мозга «телесный образ», передается к лимбической системе, где она может сохраняться, объединяться с другой информацией и передаваться в гипоталамо-гипофизарную область для реализации через активные вещества, гормоны.

Кроме этого, считается доказанной роль гипоталамической области в формировании эмоций, причем именно во взаимосвязи с лимбико-ретикулярным комплексом. Карл Прибрам считал, что именно лимбическая система играет важную роль в механизме планирования деятельности с раз­личными механизмами реализации данного планирования.

Возможно, что взаимосвязь научения и памяти играет важ­ную роль как в процессах запоминания различных ситуаций, так и в процессах психотерапии. То, что узнается и запомина­ется, связывается с конкретным психофизиологическим про­цессом, который сопровождает данное впечатление.

И то, что человек переживает и запоминает во время сеанса гипноза, может забываться при пробуждении, но вновь может быть дос­тупным при повторном сеансе гипноза.

Это может быть ней­рофизиологическим субстратом для известного феномена в те­рапевтическом гипнозе, который называется «диссоциация сознания и бессознательного».

Еще известный специалист в области гипноза середины XIX века Джеймс Бред предлагал под гипнотизмом понимать те слу­чаи, когда возникает состояние раздвоенного сознания и субъект после пробуждения не помнит того, что происходило с ним в состоянии гипноза, но вспоминает при повторных сеан­сах либо при схожих состояниях.

В психоанализе до сих пор считается важным терапевтическим эффектом, когда при ис­пользовании метода свободных ассоциаций происходит повтор­ное осознание какого-то события, которое было вытеснено в бессознательное.

Считается важным получить доступ к подав­ленной, диссоциированной памяти, чтобы интегрировать дан­ное воспоминание, проработать, прожить его, то есть убрать сформировавшуюся диссоциацию.

Существует теория, по которой гипноз сам по себе являет­ся стрессовым фактором, то есть, когда применяется гипноти­ческая индукция и гипноз приводит к измененному состоянию сознания, это помогает вспомнить другие стрессы, которые были в жизни человека.

Пациент в такой ситуации имеет шанс вернуться в своих воспоминаниях как диссоциированно, так и ассоциированно к какому-то раннему моменту значимого для него стресса.

Индукция гипноза может высвободить воспоми­нания о событиях, которые формально не связаны с гипнозом, но тем не менее являются стрессовыми для данного человека.

На этом основана идея эмоционально-стрессовой психотера­пии, которая активно развивалась в нашей стране Владимиром Евгеньевичем Рожновым. Он опирался в своих исследованиях на работы Селье и говорил, что существует два вида стресса: стресс, который травмирует, и стресс, который лечит.

Одним из фактов, подтверждающих диссоциацию во время гипноза, является использование гипнотической индукции для ослабления или полного удаления боли. Другим примером по­добных нейрофизиологических связей является сон, который забывается, когда человек проснулся, но который может по­вторяться, приходить вновь и вновь, и снова забываться, когда человек просыпается.

Читайте также:  Как проучить мужа за неуважение: советы психологов, как наказать мужчину за обиду, как отомстить жене за неуважение к мужчине

На сегодняшний день существует теория Эрнеста Росси о системах памяти и обучения, зависящих от состояния. Теория основана на феномене вспоминания некой информации в сходных ситуациях.

Во внимание берутся не столько психологические факторы, сколько гормоны гипоталамо-гипофизарной системы и возможные специфические из­менения в лимбической системе и в ее связях с гипоталаму­сом.

Если опираться на молекулярно-клеточную основу, можно считать, что существует два возможных пути запоминания дан­ных реакций. Это память на молекулярно-синаптическом уров­не и память в лимбико-гипоталамусной системе, в первую оче­редь в миндалине гиппокампа.

Кроме того, интересным с точ­ки зрения исследования нейрофизиологии гипноза является теория Росси о взаимосвязи ультрадианных ритмов и терапев­тического гипноза.

Возможно, эта теория объясняет возник­новение психосоматических заболеваний, в основе которых может лежать вызванное стрессом нарушение ультрадианных ритмов человека.

Удалось выяснить, что источник их поддержания также со­держится в ядрах гипоталамуса, то есть находится в тесной вза­имосвязи со всеми системами, описанными ранее. При этом ультрадианные ритмы тесно связаны с балансом вегетативной нервной системы. Росси считает, что терапевтический гипноз приводит к нормализации данных ритмов.

Более того, он опирается на наблюдения за работой Милтона Эриксона, чьи се­ансы длились достаточно долго — от полутора до двух часов, и когда терапевт видел необходимые ему физиологические сиг­налы: менялась двигательная активность пациента, тише ста­новился голос, пациент как будто бы уходил в себя, Эриксон и производил необходимые терапевтические вмешательства, а подобный транс называл натуралистическим трансом, то есть трансом, основанным на природе человека. Росси считает, что ультрадианные ритмы, многие из которых имеют 90-минутную периодичность, и явления повседневного транса — фактичес­ки одно и то же. Использование такого натуралистического транса является полезным с точки зрения синхронизации его с биологическими часами человека.

Таким образом, в современных гипотезах большое значе­ние придается трансформации вербальной информации голов­ным мозгом через лобные доли головного мозга, лимбическую и гипоталамо-гипофизарную систему, где происходит форми­рование терапевтического резонанса с системами памяти и обу­чения, зависимыми от состояния, с помощью которых записа­ны патологические ситуации, ведущее к реассоциации пережи­того, переработанного травматического опыта.

+++++СОДЕРЖАНИЕ++++++

Вы можете прокомментировать статью:

  • Комментировать через Фейсбук
  • Комментировать ВКонтакте

Источник: http://108.kh.ua/the-articles2/223-glava-2-fiziologicheskie-osnovy-gipnoza.html

Физиологические основы гипноза и внушения в свете учения И. П. Павлова

Высшая нервная деятельность состоит из двух противоположных, взаимосвязанных, переплетающихся процессов: процесса возбуждения и процесса торможения. По представлению И. П. Павлова, эти процессы являются как бы двумя половинами одной и той же деятельности, не мыслимыми друг без друга.

Открытие процессов торможения в деятельности нервной системы принадлежит основоположнику отечественной физиологии И. М. Сеченову.

До него считалось, что нервная система и ее главный отдел — головной мозг оказывают на органы животного организма лишь возбуждающее к деятельности влияние. Своими классическими исследованиями И. М.

Сеченов показал, что центральная нервная система и, в частности, головной мозг могут оказывать не только возбуждающее к функции воздействие, но и не менее важное влияние — тормозящее, задерживающее.

Это открытие, сделанное в 1862 г. И. М. Сеченовым на опытах с лягушкой, И. П. Павлов в речи, посвященной памяти И. М. Сеченова, назвал «первой победой русской мысли в области физиологии».

Большая роль торможения в деятельности нервной системы была понятна уже и И. М. Сеченову, однако только И. П. Павлову и его сотрудникам удалось в полной мере выяснить «постоянное и непременное» участие тормозного процесса во всех проявлениях высшей нервной деятельности. И. П.

Павлов показал, что процесс торможения не только постоянно уточняет и корригирует сигнальную деятельность коры головного мозга, но что особенно важно, — охраняет клетки больших полушарий головного мозга от истощения, разрушения и гибели, делая нервную клетку на период своего тормозящего действия как бы неуязвимой для возбуждения. Для того чтобы подчеркнуть значение тормозного процесса, И. П. Павлов пишет: «Вы понимаете, конечно, что это имеет грандиознейшую важность в жизни животных и нас, ибо наша жизнь к тому и сводится, что мы в определенной обстановке и в определенный момент должны проявить известную деятельность, а в другой — задержать ее.

На этом основывается высшая жизненная ориентировка. Таким образом, из постоянного и правильного балансирования этих двух процессов складывается нормальная жизнь человека и животного».

В своих лекциях И. П. Павлов указывал, что корковая нервная клетка под влиянием раздражений внешнего мира непременно рано или поздно, а при частых повторениях их и очень быстро, приходит в тормозное состояние.

Процесс торможения, не являясь самоутомлением, играет роль охранителя нервной клетки, предупреждает разрушение последней.

За время пребывания в состоянии торможения нервная клетка, оставаясь свободной от работы, успевает освободиться от вредных химических продуктов и полностью восстанавливает свой нормальный биохимический состав.

Таким образом, по учению И. П. Павлова, процесс торможения есть процесс, не только охраняющий нервные клетки коры мозга от чрезмерного истощения, но и процесс активный, способствующий быстрому восстановлению работоспособности нервных клеток к их дальнейшей деятельности.

Почему так важно уяснить себе сущность и значение процесса торможения? Это важно потому, что процесс торможения является одним из важнейших компонентов, именуемых состоянием обычного, нормального сна.

По И. П. Павлову, сон и торможение— это фактически один и тот же процесс. «Торможение есть парциальный (частичный. — П. Б.

) сон, как бы раздробленный, узко локализованный, заключенный в определенные границы под влиянием противодействующего процесса раздражения, а сон есть торможение, распространяющееся на большие районы полушарий, на все полушария и даже ниже — на средний мозг».

Следует отметить, что сон, так же как и торможение, может быть вызван по типу условного рефлекса; это хорошо подтверждается примерами на собаках, когда животные, приведенные в помещение, где с ними неоднократно проводились эксперименты с вызыванием сонного состояния, как правило, засыпали, переступив порог лабораторной комнаты. Один вид помещения, окраска стен, станка, в котором животное обычно находилось, запах комнаты действовали как условнорефлекторный раздражитель.

Источник: http://www.medical-enc.ru/4/gipnoz/osnovy.shtml

Учебный вопрос 1. Понятие о гипнозе



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса – ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Гипноз(от греч. hypnos — сон) — временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Состояние гипноза наступает в результате специальных воздействий гипнотизера или целенаправленного самовнушения.

Термин гипноз впервые был применен английским хирургом Брэдом, книга которого, посвященная нейрогипнологии, вышла в свет в 1843 г. С конца 70-х годов XIX в. французский невропатолог Шарко начинает изучать гипноз на больных, страдающих истерией.

Существенный вклад в науку о гипнозе внесли и многие другие зарубежные ученые: Бернгейм, Веттерстранд, Краффт-Эбинг, Форель и др. В нашей стране теоретические и практические аспекты применения гипноза в лечебных целях изучали Данилевский, Токарский, Бехтерев, Павлов, их многочисленные ученики и последователи.

Теоретическая разработка механизмов гипноза связана прежде всего с именами Павлова и Фрейда. Павлов и его ученики считали, что физиологической основой гипнотического состояния является процесс торможения, возникающий в коре больших полушарий головного мозга.

Изменение экстенсивности и интенсивности тормозного процесса выражается в различных стадиях гипноза, клинически хорошо описанных.

По Павлову, гипноз — это частичный сон, состояние, переходное между бодрствованием и сном, при котором на фоне заторможенных в различной степени участков мозга сохраняется «сторожевой» пункт в коре больших полушарий, обеспечивающий возможность взаимосвязи между гипнотизирующим и гипнотизируемым. Необходимо, однако, отметить, что представление о гипнозе как частичном сне при нейрофизиологических (в особенности ЭЭГ) исследованиях не подтвердилось.

В психоаналитических теориях гипноза первоначально акцентировалось внимание на удовлетворении инстинктивных желаний человека. С этой точки зрения гипнотическое состояние возникает под влиянием особого рода переноса. В последние годы гипноз рассматривается преимущественно с позиций психологии Я.

При проведении гипноза важен учет внушаемости пациента. Используется ряд приемов, с помощью которых удается ее определить. К ним относятся приемы с падением назад или вперед, внушение сцепленных пальцев рук, определение внушенных запахов и др.

Примером одного из них может служить прием, описанный Булем. Используется небольшой металлический груз на прочной нитке и выпиленный из дерева подковообразный «магнит», выкрашенный наподобие настоящего. Испытуемому предлагают взять пальцами вытянутой руки нитку с висящим на ее конце грузом.

Врач подносит «магнит» к грузу и начинает то приближать, то удалять его в какой-нибудь определенной плоскости. При этом больному внушают, чтобы он обратил внимание на то, как груз постепенно начинает следовать за «магнитом» и раскачиваться.

У лиц, достаточно внушаемых, груз действительно начнет качаться в заданном направлении вследствие возникновения идеомоторных движений.

Перед гипнотизацией проводится беседа для выяснения отношения пациента к ней и устранения возможных его опасений. Гипнотизация проводится в благоприятных для гипнотизируемого условиях.

Читайте также:  Книги по психологии для подростков: лучшие психологические произведения о подростковом возрасте для детей до 16 лет и их родителей

Способов гипнотизации много. Они осуществляются воздействием на тот или иной анализатор: зрительный, слуховой, кожный.

1. При использовании метода фиксации взора гипнотизируемому предлагают фиксировать свой взор на какой-либо одной точке, например на блестящем металлическом шарике. Возникшее естественное утомление глаз и желание закрыть их способствуют наступлению сна.

2. Метод фасцинации (предложен в 1813 г. португальским аббатом Фариа) является разновидностью предыдущего. Пациента просят смотреть в глаза гипнотизирующему, не мигая, гипнотизер при этом смотрит на переносицу пациента.

3. При другом способе используется усыпляющее действие монотонных звуков: метронома, морского прибоя, падающих капель воды и т. п.

4. Метод пассов — гипнотизирующий проводит несколько раз ладонью с широко расставленными пальцами вдоль лица и туловища гипнотизируемого, не касаясь его, по направлению от головы к ногам.

5. Метод сближения рук — пациента просят закрыть глаза, согнуть руки в локтевых суставах под углом в 90° и медленно сближать кончики пальцев обеих рук, говоря ему: «Ваши пальцы будут медленно сближаться. Когда кончики их сойдутся, Вы сделаете глубокий вдох и будете спать крепким сном».

Существует и ряд других способов гипнотизации. В ряде приемов влияние оказывается одновременно на несколько анализаторов.

Воздействие на анализаторы, как правило, сопровождается внушением, в словесных формулировках которого описываются ощущения, которые испытывает засыпающий человек: «Расслабьте мышцы. Лежите совершенно спокойно. Старайтесь ни о чем не думать. Внимательно слушайте то, что я вам буду говорить. У вас появляется желание спать.

Ваши веки тяжелеют и постепенно опускаются. По всему телу распространяется чувство приятной теплоты. Все больше и больше расслабляются мышцы рук, ног, всего тела. Расслабляются мышцы лица, мышцы шеи, голова глубже уходит в подушку. Вам хочется спать.

Сейчас я начну считать, и по мере того как я буду проводить этот счет, приближаясь к десяти, желание спать будет нарастать все больше и больше, все сильнее и сильнее. Когда я назову цифру десять — вы заснете».

Примерно такие фразы врач повторяет по нескольку раз спокойным, ровным голосом, часто подкрепляя их прямым внушением: «Спать! Спать!» Говорить лучше негромко, спокойно, но в то же время уверенно, короткими, понятными фразами. Состояние гипноза может достигаться и одним словесным воздействием (вербальный метод).

Длительность сеанса гипноза определяется задачами гипнотизации (лечебной, исследовательской, учебной, реже — другими).

Перед выведением из гипнотического состояния загипнотизированного предупреждают об этом: «Через полминуты я выведу вас из гипнотического сна. Сейчас я сосчитаю до трех. На цифру три вы проснетесь.

Раз — освобождаются от сковывающего действия руки, два — освобождаются ноги и все тело. Три — вы проснулись, откройте глаза! Настроение и самочувствие очень хорошее, ничто не мешает, не беспокоит. Вы очень хорошо отдохнули.

Вам приятно и спокойно».

При дегипнотизации следует помнить, что быстрое пробуждение может повлечь за собой жалобы на общую слабость, недомогание, сердцебиение, головную боль и др.

Различные авторы предлагают разное деление гипноза на стадии: одни выделяют 3 стадии, другие — 4, 6, 9 или 12.

В практической работе можно ориентироваться на предложенные Форелем в 1928 г. 3 стадии: сонливость, гипотаксию и сомнамбулизм.

Первая стадия — сонливость. Гипнотизируемый при некотором усилии еще может противостоять внушению, открыть глаза. Характеризуется легкой мышечной слабостью и дремотой.

Вторая стадия — гипотаксия. Пациент не может открыть глаза и выполнить некоторые внушения. Отличается глубокой мышечной слабостью. В этой стадии гипноза уже можно вызвать внушенную каталепсию (восковидную гибкость мышц), которая иногда возникает и спонтанно.

Третья стадия — сомнамбулизм. Характеризуется амнезией и способностью к выполнению не только гипнотических, но и постгипнотических внушений. Сомнамбулизм может возникать, минуя первые две стадии гипноза.

Источник: https://megapredmet.ru/1-12130.html

Как работает гипноз? Механизмы гипноза

Гипноз существует столько же, сколько существует человечество, однако, до сих пор многие люди придерживаются мнения, что гипноз это что-то мистическое, сверхъестесственное и необъяснимое.

На самом деле, любой человек способен погружаться в особое состояние сознания, называемое трансом. Большинство из нас, находясь в состоянии бодрствования, периодически впадают в транса на том или ином уровне.

Каждый человек пребывает в измененном состоянии сознания по крайней мере два раза в день: утром, перед самым пробуждением, и вечером, во время засыпания.

Погрузившись в размышления о чем-либо и сосредоточившись на внутренних переживаниях, мы можем незаметно для себя войти в гипнотическое состояние. Некоторые люди входят в это состояние, когда слушают музыку или смотрят телевизор.

Мы используем это состояние бессознательно практически все время. Например, когда смотрим увлекательный фильм, то полносью концентрируемся на том, что происходит на экране, окружающий мир исчезает, становится не важным – это состояние является разновидностью транса.

Специалисты по рекламе также знают это. Они используют телевизионные программы для индукции транса, а затем делают гипнотические внушения, которые называются рекламой.

Подобное состояние абсолютно естественно наступает в результате выполнения каких-либо повторяющихся действий. В каждый момент вы знаете что делаете, и что нужно делать дальше. Через некоторое время вы начинаете дейстовать не задумываясь, автоматически.

Поэтому можно сказать, что у каждого человека есть трансовый опыт. И теперь вы знаете, что вас можно загипнотизировать, ведь вы бывали под гипнозом тысячи раз.

Вы делали это самостоятельно в мечтах проезжая мимо своей остановки, или, когда наслаждались телевизионной передачей, а затем следовали гипнотическим и постгипнотическим внушениям, предпочитая в выборе какого-то бренда, который много раз видели по телевизору.

В сознательном уме существует часть, которая занимается оценкой всего, она называется “критический фактор”. Она подобна стражу на воротах между сознательным и бессознательным.

Эта часть имеет силу принимать или отвергать внушения. Ее намерение – защитить нас.

Перемены рассматриваются ею как угроза для нервной системы, поэтому любое внушение, которое не соответствует существующим программам автоматически отвергается.

Существет способ для внесения реальных изменений, который заключается в загрузке новых программ в бессознательное – путь достичь бессознательного ума в обход критического фактора, через воспоминания, привычки и эмоции.

Гипноз – это простой способ обойти критический фактор, гипнотическое состояние наиболее благоприятно для внесения изменений.

У человека под гипнозом снижается критическое воздействие сознания, внимание сфокусировано в узком направлении, причем уровень восприятия в фокусе гораздо выше, чем вне гипнотического воздействия. Этот повышенный уровень восприятия помогает посылать внушения прямо в подсознание.

Терапевтическая ценность гипноза была замечена давно, но механизм его действия оставался загадкой. Считалось, что люди, владеющие приемами гипноза, обладают особым даром. Сегодня мы знаем, что под руководством гипнотерапевта человек сам осуществляет изменения, перемены происходят внутри него, а не навязываются внаружи.

В последние десятилетия ученые-неврологи развеяли миф о том, что гипнотический процесс поддерживается только мозгом. Они доказали, что важную роль в нем играют три составляющие:

  1. Нейропептиды. Вещества, влияющие на основные функции организма, такие как обучение, сон, аппетит, секс, удовольствия, пристрастие к табаку или наркотикам. Они вырабатываются эндокринной и нервной системами и обнаруживаются в эндорфинах.
  2. Эндорфины. Вырабатывающиеся в человеческом мозге наркотические вещества, способные изменить дыхание, повлиять на состояние и восприятие боли.
  3. Правое и левое полушария головного мозга. Правое полушарие мозга ответственно за творческое мышление и воображение. Левое полушарие отвечает за логическое и конкретное мышление, а также за практическую работу по переводу правополушарных образов в различные физические проявления.

Гипнотическое состояние основывается на взаимодействии между сознательным и бессознательным – это способ пробуждения и мобилизации скрытых способностей и возможностей человеческого организма. В обычном, бодрствующем состоянии, нашим поведением управляет логическое левое полушарие мозга.

В состоянии транса оно временно затихает, уходит на второй план, отдавая бразды правления интуитивному – правому полушарию, таким образом, открывется прямой доступ к неисчерпаемым ресурсам подсознания.

Посредством использования бессознательного разума можно избавиться от старых страхов, разблокировать эмоции и убрать непродуктивные верования и стереотипы.

Вот некоторые терапевтические возможности, которые могут быть реализованы во время гипнотических сеансов:

  • терапевтическую составляющую часто содержат простые внушения;
  • все специфические феномены, развивающиеся во время гипноза, могут также обладать терапевтическим эффектом;
  • гипноз может создавать условия для исцеляющего отреагирования;
  • гипноз позволяет усваивать новый материал, предоставляемый терапевтом, и изменять референтные рамки;
  • благодаря возрастной регрессии гипноз позволяет по-новому переживать прошедшие события;
  • гипнотерапия создает возможность для приобретения новых навыков и для переноса навыков;
  • гипноз является областью обретения опыта;
  • гипноз способствует восстанавливающим отношениям;
  • гипнотерапия способствует сознательно/бессознательной интеграции

Как вспомогательный вид при терапии, гипноз применяется:

  • в неврологии при лечении головных болей, судорог, тиков;
  • в гастроэнтерологии при лечении язв, колитов и гастритов;
  • в педиатрии гипноз используют при энурезе и детском заикании;
  • в случаях аллергической реакции пациента на анестезию, гипноз может сыграть роль «обезболивающего», например, в кабинете стоматолога или при небольших хирургических вмешательствах.

Записаться на сеанс лечебного гипноза, г. Москва

Другие материалы по теме

Источник: http://www.hypnoguru.ru/page/how

Физиология гипноза

Итак, что же такое гипноз?

Это состояние транса, а именно состояние – когда наш мозг функционирует с частотой ниже 10 Г.

Абсолютно у каждого человека до 3-летнего возраста мозг работает с частотой 7-14 Г — Альфа-ритм. В этот период записываются все наши психические программы. Это могут быть сценарии семейной жизни, взаимоотношений с детьми, супругами, родителями, близкими, друзьями и т.д.

До 6 лет наш мозг постепенно перестраивается на привычную для взрослого человека частоту колебаний – 14-20 Г — Бета-ритм. Он пребывает то в Альфа, то в Бета-ритме.

В повседневной жизни в течение дня наш мозг 20-30 раз переключается в Альфа-ритм.

Это своеобразная «перезагрузка» нашего внутреннего «компьютера», так называемый спонтанный транс: едем в транспорте или за рулем автомобиля, а думаем о другом; читаем книгу, но ничего из прочитанного не отложилось и т.д.

Даже моргание глазами – это крошечное выключение из будничной реальности. То есть состояние транса для нас совершенно естественно и доступно каждому.

Когда мы напуганы, удивлены, находимся в замешательстве или очень сильно заинтересованы, наш мозг также начинает функционировать в Альфа-ритме. В период между сном и бодрствованием, в быструю фазу сна, когда мы видим сновидения, мозг также переключается в режим работы 7-14 Г.

Сознательное погружение в состояние транса будет являться самогипнозом. И это тоже совершенно доступно абсолютно любому человеку.

На сегодняшний день есть две разновидности гипноза – классический и эриксоновский.

При классическом гипнозе гипнолог дает авторитарные установки своему пациенту на погружение в транс. Люди с повышенной гипнабельностью (низкой сопротивляемостью психики) – таких около 20%, легко следуют руководству гипнотизера и выполняют его указания.

У большинства людей психика обладает более или менее выраженной сопротивляемостью внешним воздействиям. Для того чтобы они оказались в состоянии транса, необходимо «снять» психологический барьер, мешающий им расслабиться.

Читайте также:  Муж ушел из семьи: как себя вести, советы психолога, как пережить, что делать, если появилась другая женщина, супруг постоянно уходит из дома

В данном случае гипнолог либо обучает пациента техникам погружения в измененное состояние сознания, либо использует, так называемые, «ключи доступа». Он может вызвать у человека удивление, замешательство, страх, интерес, скуку и т.д.

Все это атрибуты «цыганского гипноза».

Метод обучения человека погружению в состояние транса используется в эриксоновском гипнозе.

Если вы не смогли достичь состояния транса у специалиста по эриксоновскому гипнозу, то либо вы не понимаете природы гипнотического состояния и пытаетесь сопротивляться воздействию терапевта.

Либо вы не доверяете вашему гипнотерапевту, либо пока не научились управлять своей психикой – вам потребуется еще несколько дополнительных сеансов и (или) самостоятельной работы по четкому инструктажу вашего гипнолога.

Все шоу гипнотизеров основаны на выявлении людей с повышенной гипнабельностью и демонстрации с их помощью своих «способностей».

Происходит это примерно по следующему сценарию. Гипнотизер дает установку: «Сомкните пальцы ваших рук. Когда я досчитаю до 5, вы не сможете разомкнуть пальцы».

Он считает до 5, а затем идет по залу и выбирает тех, кто не смог разомкнуть пальцы.

Понятно, что установка может быть любой другой, но суть происходящего от этого не меняется.

Классический гипноз значительно облегчает работу (и жизнь) гипнологу и сокращает количество сеансов. Но он работает лишь для 10-20% людей.

Регрессия – это исследование нашего прошлого. Прошлое начинается за секунду до настоящего и не имеет конечного предела.

Любой стереотип нашего поведения или реагирования на происходящее – это психическая программа, которая записана в нашем Бессознательном. Чтобы эту программу изменить или устранить, а также создать новую, нам необходимо добраться до места её хранения — то есть в область Бессознательного.

Это возможно только в режиме функционирования нашего мозга на уровне Альфа-ритма.

Поскольку все проблемы человека имели свое начало когда-то в прошлом (может вчера, а может в детстве или даже прошлых воплощениях), для их устранения используется регрессия. Чтобы убрать проблему, нужно вернуться в то время, когда она возникла (в состоянии транса) и дать себе те ресурсы, которые помогут её решить.

Возрастная регрессия – это возвращение в прошлое за пределы биологического возраста в рамках текущей жизни.

Регрессивным гипнозом сегодня называют путешествие в прошлое за пределы текущей жизни, основанное на генной или реинкарнационной памяти.

Роль гипнолога заключается в том, чтобы помочь вам войти в состояние транса, сопровождать вас в нем и вовремя вывести (не допуская перерасхода энергии).

Скорость погружения, глубина транса, способность находиться в нем определенное время – это исключительно ваши собственные особенности психики, которые зависят от скорости протекания психических процессов в вашем головном мозге, их силы и устойчивости, а также количества вашей энергии и физического и психического состояния вашего здоровья.

От этих показателей будет зависеть количество подготовительных при регрессии в прошлые жизни сеансов, а также количество лечебных или психотерапвтических сеансов для решения проблемы.

Опытный гипнолог из беседы с вами определит наиболее подходящий для вас способ погружения в состояние транса, в зависимости от цели гипноза в процессе работы выберет наиболее подходящий ресурс (для решения проблемы или достижения желаемого), при необходимости будет регулировать глубину погружения  и длительность терапии, а также определит момент завершения сеанса.

Все эти приемы вырабатываются и совершенствуются в процессе практики (как любой другой навык) и не являются сверхестественными способностями гипнолога.

А сам по себе транс или гипноз – это ваши собственные способности, полученные от природы – только ими нужно научиться пользоваться.

Мне часто задают вопрос, все ли люди могут узнать о своих предыдущих воплощениях, есть ли какие-то ограничения?

Самым главным ограничением является наш страх перед неизвестным. И состояние транса, если не было соответствующего опыта, и переход через границы жизни и смерти является для нас неизведанным, таинственным, а потому часто вызывает страх.

Другим препятствием может оказаться неготовность психики вспомнить, осознать предыдущий опыт насилия, утраты или другой психической травмы.

И третьей причиной неудачи в исследовании прошлой жизни может оказаться опасность зацикливания на прошлых жизнях в ущерб настоящей.  А ведь именно сегодня проживаемая жизнь является самой важной и актуальной. И только для того, чтобы прожить ее наиболее плодотворно, мы исследуем свои прошлые жизни, наполняя ее новым ресурсом.

Источник: http://myregression.ru/materialy/stati/fiziologiya-gipnoza/

Физиологические основы психотерапии, гипноза и медитации

Психотерапия. Психотерапия – это целенаправленное использование психичес­ких воздействий, т.е. слова для лечения болезни. Различают такие виды психотерапии как 1) психотерапевтическое убеждение (объяснение причины болезни, ее сущности и возможности излечения); 2) внуше­ние или суггестия в бодрствующем состоянии, т.е.

убеждение + вну­шение, как это имеет место в педагогике; 3) гипнотерапия – внуше­ние в период гипнотического состояния, т.е. в период повышенной внушаемости; 4) аутогенная тренировка, т.е. обучение возможностью сознательно управлять деятельностью внутренних органов и эмоцио­нальной сферы; например, широко применяется методика И. Шульца.

Основу психотерапии составляет внушение. Внушение – это введение человеку мыслей без критики. Критика со стороны сознания снимается в состоянии гипноза.

Гипноз. Исторические аспекты.

Термин гипноз (от греческого слова hipnos – сон) предложил английский хирург Джеймс Бред в 1843 году в книге «Нейрогипноло­гия» для обозначения особого состояния человека, при котором че­ловек способен выполнять любые приказания врача. По мнению И.П.

Павлова, слабые раздражители, длительно действующие на корковые нейроны зритель­ного, слухового, осязательного анализаторов или термоанализатора, вызывают утомление этих нейронов, что приводит к формированию очага торможения, который иррадиирует по коре больших полушарий, вызывая парциальный сон.

Современные представления о гипнозе. Считается, что гипноз по своей сущнос­ти резко отличается от состояния ночного сна. Гипноз – это специ­фическая разновидность бодрствования, т.е.

это не сон и не проме­жуточное состояние между сном и бодрствованием. С позиции современной теории сознания, гипноз – это особое состояние сознания, которое возникает под влиянием суггестии, включая и самовнушение.

Оно обусловлено относительным доминированием образных компонентов мышления, что объясняется снижением функции левого полушария.

Итак, гипноз – это особое сос­тояние человека, вызываемое искусственно, с помощью внушения и отличающееся избирательностью реагирования, повышенной восприимчивостью к психологическому воздействию гипнотизирующего и к по­нижению восприимчивости к другим влияниям.

Стадии гипноза Согласно В.М. Бехтереву, существует малый гипноз или по­верхностный, средний гипноз и глубокий гипноз. Согласно И.П.

Павлову, в гипнотическом состоянии есть три фазы: 1) уравнительная, в которую все раздражители, независимо от их интенсивности, действуют одинаково; 2) парадоксальная, при кото­рой слабый раздражитель оказывает эффект, в то время как сильный раздражитель не действует; 3) ультрапарадоксальная; в эту фазу возникает ответ на действие стимулов, на которые организм в сос­тоянии бодрствования не реагирует.

В одной из современных классификаций гипноза выделяется че­тыре стадии. 1. Стадия гипноидности, которая сопровождается легкой дремотой, мышечным и психическим расслаблением (релаксацией), ми­ганием и закрыванием глаз, но при этом сохраняется способность к произвольным движениям. 2.

Стадия легкого транса: для нее характерна спонтанная и внушаемая каталепсия (восковая гибкость) конечностей, 3. Стадия среднего транса: при ней возникают амнезия и изменения личности; в этой стадии возможны простые гипнотические внушения. 4.

Стадия глубо­кого транса: именно в эту стадию возможен сомнабулизм (снохожде­ние) и развивается максимальная способность к внушению,

Считается, что ка­татоническое состояние, при котором достигается необычайно высо­кий и необычайно резко выраженный тонус мышц является генетически запрограммированной реакцией, вызываемой воздействием на организм различных раздражителей, способных привести к гибели организма. При рефлекторной де­ятельности на мышцы, из ЦНС идет побудительная нервная импульсация, которая приводит к повышению их то­нуса, и той или иной форме сокращения.

Стадия сомнамбулии может быть достигнута только у челове­ка. В этот период находя­щийся под гипнозом человек отчетливо различает и оценивает сло­весные установки (раппорты) гипнотизера.

Восприимчивость к гипнозу. В стадию гипно­идности входят около 100 % людей, в стадию легкого и среднего транса – 60 %, а в стадию глубокого транса или собственно в гип­ноз – лишь 20

Техника гипноза заключается, как правило, в следующем. С гипнотизируемым проводят подготовительную беседу, определяют уро­вень образования, культуры, социальный статус, проводят тесты, определяющие степень внушаемости пациента.

После чего осуществля­ют собственно гипнотическое воздействие.

Существуют различные варианты техники гипнотизирования, но всех их объединяет то, что гипнотическое состояние достигается при воздействии на зрительный анализатор (или на слуховой, или на тактильный), которое обяза­тельно сочетается со словами гипнотизера.

Применение гипноза. Гипноз применяют для лечения неврозов, висцеральной патологии, для избавления от пристрастия к табакокурению, алкоголю, наркотикам. Различают терапию посредством гипноза и терапию под гипнозом.

В терапии посредством гипноза различают два подхода. Первый предложен школой И.П. Павлова и включает в себя «снятие симптомов» путем словесного внушения, гипнотический сон. Второй – школой З.

Фрейда и представляет собой метод «перестрой­ки» личности («замещение» симптомов).

В терапии под гипнозом ис­пользуют метод прямого внушения для изменения поведения, метод «катарсиса» (очищения), с помощью которого проявляются подавлен­ные, «вытесненные» эмоции, что позволяет выявить происхождение различных психосоматических расстройств.

гипноз используется в целях обезболивания, например, при оперативном вмешательстве в условиях непереносимости пациентом анальгетиков.

Медитация.

Трансцендентальная медитация при этом виде медитации, согласно одним данным, спектр частот ЭЭГ напоминает промежуточное состояние между бодрствованием и дремотой.

По другим данным, во время этого вида медитации регистрируется более регулярный и высокоамплитудный альфа-ритм по сравнению с бодрствованием и дре­мотой, без выраженной межполушарной асимметрии; при этом увели­чивается когерентность альфа-ритма, особенно в лобных отделах.

На более поздних этапах медитации альфа-ритм переходит в тета-ритм, а при глубокой медитации (самадхи) наблюдаются высокочастотные бета-разряды с частотой 20-40 Гц. В конце медитации даже при открытых глазах доминирует альфа-ритм.

Как известно, дзен-медитация ха­рактеризуется спокойным и пристальным сосредоточением. Объекты, на которые направлено внимание во время медитации, воспринима­ются без каких-либо эмоциональных реакций или когнитивных оце­нок. При этом сохраняет­ся активный контакт с внешним миром (по крайней мере, на перцеп­тивном уровне

Согласно так называемой правополушарной теории медитации, медитация изменяет состояние сознания тем, что затормаживает познавательные функции, связанные с доминантным (левым) полушарием, открывая большие возможности для правополушарных функций. В частности, предполагается, что медитация «выключает» вербальные, логические мыслитель­ные функции и чувство времени, присущие левому полушарию.

Источник: https://cyberpedia.su/6×9091.html

Ссылка на основную публикацию