Практическая психология: что это такое, психологические практики, наука о личности, чем занимается психолог

Практическая психология

Любая наука вне всяких сомнений в конечном счете должна иметь практическое применение. Не имеет смысла заниматься тем, от чего нет никакой практической пользы, что нельзя использовать для решения повседневных задач. И на самом деле – польза есть от любой науки.

Вопрос только в том, как эту пользу получить, занимаясь той или иной наукой и насколько она для нас очевидна. Вот, скажем, психология – наука очень полезная, она настолько полезная, что изучать ее, я считаю, необходимо с малых лет.

Однако, далеко не всегда польза психологии очевидна, поэтому в этой науке существуют различные направления, одни из которых имеют наиболее ярко выраженное практическое применение, а другие выглядят менее практичными и полезными. Практическая психология – это как раз такая психология, которая направлена на практику, то есть, на работу с людьми.

В этой статье я расскажу о практической психологии все самое важное, что вам, уважаемые читатели, нужно о ней знать, чтобы понимать, как можно использовать знания психологии на практике.

Что такое практическая психология

Что же такое практическая психология? Выше я уже об этом сказал, да и из самого названия тоже понятно, что это такой раздел психологии, который занимается практическим применением ее знаний. А применить знания психологии можно во многих областях.

Другое дело, что одни люди делают это осознанно, а другие в большей степени интуитивно. А так, по большому счету, все мы немного психологи, потому что, хотя бы чуть-чуть, но разбираемся в себе и других.

И разумеется, свои знания о людях и о самих себе – мы ежедневно применяем на практике, при решение различных проблем и задач.

К самостоятельным областям практической психологии мы можем отнести – психологическое консультирование, психологическую коррекцию и психологическое тестирование. Все это, вне всяких сомнений, достаточно востребованные в обществе виды деятельности. Но мы с вами должны понимать, что у практической психологии гораздо более широкое применение.

То есть, у знаний психологии очень широкое применение. К примеру, возьмем с вами такой важный для нас для всех аспект нашей жизни, как отношения с другими людьми. Скажите: для выстраивания с другими людьми правильных отношений, нужно знать психологию человека? Очевидно, что нужно.

Ведь вам необходимо понимать других людей, чтобы эффективно общаться с ними, вам надо уметь правильно влиять на них, чтобы добиваться от них нужных вам действий, а также свою позицию вам нужно уметь грамотно доносить до других людей, чтобы они понимали вас.

Благодаря всем этим умениям у вас будут складываться с людьми нормальные отношения, от которых вы будете получать реальную пользу. Это и для деловых отношений, и для дружбы, и для отношений с противоположным полом важно. Без нормальных отношений с людьми мы с ними не уживемся.

А чтобы эти отношения были нормальными – нужно знать психологию человека и использовать эти знания, выстраивая отношения с людьми. Вот вам и один из самых ярких примеров практического применения знаний психологии.

Вообще, на мой взгляд, легче перечислить те области нашей жизни, где знания психологии не нужны, чем те, где без них сложно обойтись.

Ведь даже те виды деятельности, в которых не предусмотрено какое-либо взаимодействие человека с другими людьми, а значит и нет необходимости в умении влиять на них, требуют от нас знаний психологии, пусть даже самых что ни на есть поверхностных, для понимания нами самих себя и умения управлять своим собственным поведением. Это основа основ. Ведь если человек не понимает самого себя, как же он сможет понять других? Так что, друзья, большинство из нас каждый день используют знания психологии на практике – оценивая с их помощью свое поведение.

Ну а если говорить коротко, то практическая психология – это любое практическое применение знаний психологии. Вот, собственно и все. Больше тут добавить нечего. Соответственно, психологи, которые работают в сфере практической психологии, называются практическими психологами.

На мой взгляд, большинство психологов можно назвать практическими психологами, так как они применяют свои знания на практике, а не о высших материях думают и не о глубинах человеческой души. Большинство психологов применяют знания психологии для решения реальных насущных проблем. А проблем в нашей жизни, как вы сами знаете, всегда хватает.

Как, впрочем, и задач, которые необходимо решать, используя знания из разных наук, в том числе и из психологии.

Теперь давайте поговорим о том, с чем нам не следует путать практическую психологию. А путать ее не следует, к примеру, с прикладной психологией, ибо в отличие от прикладной психологии практическая психология ориентирована на широкие круги населения.

Понятным для большинства людей языком, то есть, тем языком, который мы используем в повседневном общении, практическая психология объясняет людям, как они могут решить те или иные свои проблемы и задачи.

Причем опираться практическая психология может не только на строго научную базу, как это делает психология прикладная, но и на рабочие метафоры, которые оправдали себя в практике.

Иными словами – все то, что работает, что позволяет добиться результата, используется в практической психологии в качестве средства решения различных проблем и задач. А прикладная психология ориентирована на специалистов-психологов, она занимается образованием профессионалов и в гораздо большей степени опирается на научную базу, в отличие от практической психологии.

Также не нужно путать практическую психологию с житейской психологией, а также с популярной психологией, поскольку в отличие от них практическая психология ориентирована на запросы практического плана, а не на развлечения и популярность. Она полезна для дела, а не для интереса, развлечений и философских рассуждений.

Практическую психологию нужно изучать, а не просто интересоваться ею, зачитываясь интересными книжками. Только при серьезном, вдумчивом подходе к практической психологии – она будет полезной для человека. К тому же, популярная психология, как правило пишется для всех, как для образованных, так и для не образованных людей. Поэтому читать ее легко и интересно.

Именно читать, а не изучать, не осваивать, чтобы затем применять на практике. А вот психология практическая все-таки ориентирована в значительной мере на людей образованных, которые совсем необязательно должны иметь базовые знания по психологии – они просто должны уметь осваивать новую информацию, чтобы иметь возможность извлечь пользу из книг по практической психологии.

Что же касается житейской психологии, то она, безусловно, очень полезна для изучения, и весьма практична, но при этом она слишком обобщенно подходит к объяснению разного рода закономерностей человеческого поведения, в силу своей ненаучности. Я очень уважаю житейскую психологию, так как она основана на опыте многих поколений.

Но при этом считаю, что подходить к ней нужно с определенным багажом знаний в области научной психологии, тогда точность ее анализа существенно возрастет.

Зачем нужна практическая психология

И все-таки, главный вопрос, на которых должна нам ответить практическая психология – это вопрос о ее полезности.

Где, как и в каких ситуациях мы можем ее применить, чтобы решить нужные нам задачи и избавиться от беспокоящих нас проблем? Обычно в таких случаях речь заходит о психотерапевтической практике, когда люди обращаются за помощью к психологам, психотерапевтам и получают соответствующие услуги.

Да, это хороший пример практичности психологии. Но это лишь одна из ее сторон, которая указывает на ее полезность. В действительности области практической психологии, как я уже сказал, значительно шире. К тому же психотерапия в практической психологии занимает далеко не самое главное место.

Скажем, такие виды деятельности, как: психологическое образование и психологическое обучение, психодиагностика и психокоррекция, а также психология развития и многие другие – не имеют никакого отношения к психотерапевтической деятельности, но являются достаточно востребованными в обществе.

Да и вообще, если обобщить суть практической психологии, то мы можем привести массу примеров тех видов деятельности, для которых нам необходимы знания психологии, с целью влияния на других людей и на самих себя. Все ведь сводится именно к этому. И при этом, речь далеко не всегда идет о лечении больных людей средствами психического воздействия.

Взять, к примеру, ту же рекламу – которая оказывает влияние на психику людей, используя для этой цели знания психологии, но при этом не всегда, далеко не всегда, приносит людям пользу.

Политики тоже используют знания психологии масс для внушения обществу своих идей и взглядов, которые могут звучать красиво, но в действительности являться абсолютно бесполезными, а то и вредными для подавляющего большинства людей.

Да и каждый из нас ежедневно пытается повлиять на других людей, с помощью различных методов, чтобы добиться от них нужной реакции, нужного решения, нужных действий. Обратите внимание на то, как часто в вашей жизни возникают ситуации, в которых вам необходимо тем или иным образом повлиять на другого человека, на других людей.

Задумайтесь также над тем, как часто ваше собственное поведение не соответствует вашим запросам и требованиям к самому себе. Вот для решения всех связанных с вами и другими людьми проблем и задач вам и понадобятся те знания и умения, которые вы можете приобрести благодаря практической психологии.

Понятное дело, что практическая психология тесно связана с бизнесом, а если говорить более правильно – с заработком денег. Любой полезный вид деятельности в условиях современного мира должен соответствующим образом вознаграждаться.

Я-то считаю, что любую деятельность можно адаптировать к заработку денег, тем более такую, которая связана с влиянием на людей. Тем не менее, какие-то знания и навыки ближе к деньгам, а какие-то дальше от них.

В случае с практической психологий, не приходится сомневаться в том, что она способна приносить пользу в виде денег, как практическому психологу, так и всем остальным людям, которые ее изучают.

Ведь начиная с рекламы продаж и заканчивая политическими технологиями – везде используются психологические приемы, позволяющие нужным образом влиять на других людей.

К тому же выгода от практической психологии может быть не явной, когда, скажем, человек, знающий, как грамотно влиять на людей – без труда сможет пройти любое собеседования и устроиться на хорошую работу, а на ней уже заработать хорошие деньги.

Про отношения с другими людьми я уже писал выше, но еще раз приведу этот пример, чтобы показать вам, как применение знаний психологии в этой области позволяет получить определенные выгоды.

К примеру, если знание практической психологии поможет женщине найти себе мужчину, нормального мужчину, не какого-нибудь бездельника и проходимца, то совершенно очевидно, что в целом ее материальное положение улучшится. Понятно, что в таком случае не деньги, как правило, играют главную роль, а потребность в любимом человеке, и тем не менее, материальные потребности в данном случае, благодаря знаниям психологии тоже удовлетворяются. Так что заработать деньги с помощью практической психологии, я считаю, проще простого. А заодно и массу других выгод с ее помощью можно получить. Вот некоторые другие науки, скажем, астрономию или историю, использовать для заработка денег сложнее, но тоже возможно. А уж психологию, да тем более практическую – перевести в деньги проще простого.

Читайте также:  Психология цвета в одежде: красный, белый, черный, серый, желтый, коричневый, фиолетовый и другие оттенки в гардеробе женщин, мужчин и детей

Так что, друзья, изучать практическую психологию выгодно и очень интересно. С ее помощью можно и себя, и свою жизнь изменить в лучшую сторону. И, чего уж там греха таить, с помощью практической психологии можно научиться влиять на других людей, манипулировать ими, чтобы добиваться от них нужных решений и действий.

Я знаю, что именно возможность манипулировать другими людьми – делает психологию привлекательной наукой для многих людей.

Тем не менее, психология, в данном случае практическая – это многофункциональный инструмент, с помощью которого можно – и деньги зарабатывать, и людьми манипулировать, и помогать людям, что тоже очень важно, и многих других целей с ее помощью можно добиваться в жизни.

Другое дело, что это не единственный инструмент, который должен быть в вашем арсенале, так как, если вы заметили, миром правят не психологи в “чистом виде”. Следовательно, чтобы добиться выдающихся результатов в этом мире, человеку необходимо и многие другие полезные знания приспособить к практике, то есть, к своей жизни. Что мы с вами и будем делать на этом сайте – изучая психологию в контексте других наук и для решения самого широкого спектра задач.

Источник: https://psichel.ru/prakticheskaya-psihologiya/

Практический психолог – Психологос

Практический психолог – специалист-психолог, имеющий соответствующее высшее образование и занимающийся психологической практикой: оказывающий психологические услуги людям и организациям, ведущий консультации и тренинги, устраивающий терапию и шоу, занимающийся когда-то просветительской работой, когда-то развлекая людей.

Опытный астролог занимается тоже в первую очередь практической психологией, но у него обычно нет диплома психолога и, главное, он решает позиционировать себя по-другому, продавать себя как астролога, а не как психолога – если астролога лучше покупают.

Вопрос маркетинга, представления себя на рынке – важен. Многие психологи, вдруг понимая, что в его нише психологи не в чести, открещиваются от психологии и называют себя: психоаналитик, гештальт-терапевт, коуч.

Практический психолог и наука

Практический психолог отличается от академического психолога, психолога-теоретика, занимающегося научными исследованиями, однако нельзя говорить, что академическая психология научна, а практическая нет.

Правда то, что академическая более научна, она как правило научна, а практическая психология бывает разной. При этом лучшие психологи-практики и опираются на научные разработки, и им способствуют.

На их опыте во многом строится современная теоретическая психология. Смотри Практическая психология

Практический психолог и академический психолог-прикладник

В широком смысле слова практический психолог – это психолог, ориентированный на практику. В таком понимании к практическим психологам относятся не только психологи, работающие с населением (психологи-тренеры, психотерапевты, школьные психологи), но и академические психологи-прикладники.

В более узком и распространенном смысле слова практический психолог отличается от академического психолога-прикладника, поскольку прикладная психология ориентирована на специалистов-психологов, которые будут пользоваться ее рекомендациями, а практическая психология ориентирована непосредственно на население, с которой происходит та или иная просветительная, терапевтическая или тренинговая деятельность. В первую очередь у них разный язык. Прикладники разговаривают на языке академической психологии. Практические психологи вырабатывают язык, являющийся средством их работы с населением, с обычными людьми, с мамами и детьми.

Практический психолог как профессия и способ заработка

Профессия психолога более интересна, чем прибыльна. Лучше всего быть психологом и работать с людьми, когда параллельно есть надежный источник доходов, когда о деньгах можно не думать. Как способ заработка, самые распространенные решения – это консультирование либо ведение психологических групп. См.→

Основной инструмент работы практического психолога – его личность

Психолог работает в первую очередь своей личностью. Без знаний и профессиональных навыков психолога нет, но в какой форме и насколько эффективно эти его знания дойдут до его клиентов или участников его тренингов, определяет его личность. Нельзя всерьез требовать от клиентов и участников того, что вы не делаете сами. См.→

Подготовка практического психолога

Высшие учебные заведения, готовящие не просто психологов, а именно практических психологов:

Практический психолог в рамках психологической службы

Деятельность практического психолога в рамках психологической службы регламентируется «Положением о психологической службе».

В системе образования по нормативным документам практический психолог проводится как «педагог-психолог».

Журналы, ориентированные на практического психолога

  • «Журнал практического психолога» – индекс 71808 по каталогу «Роспечать»
  • «Психолог в детском саду» – индекс 81927 по каталогу «Роспечать»
  • «Психология и школа» – индекс 81928 по каталогу «Роспечать»
  • «Психологическая диагностика» – индекс 82159 по каталогу «Роспечать»
  • “Журнал практической психологии и психоанализа”
  • «Школьный психолог» – газета

Какими бывают психологи? Как стать хорошим психологом?

Смотри интервью Н.И.Козлова газете “Труд”: “Как стать хорошим психологом”

Практический психолог как образ жизни

Когда большинство людей не умело писать, была уважаемая профессия писаря. Когда умению писать массово выучили в школах, это перестало быть профессией и стало рядовым умением.

Также и психология – в ситуации массовой безграмотности «Психолог» есть уважаемая профессия.

Когда этому массово будут учить в школах, это станет рядовым умением: “Я умею плавать, писать, считать и разбираюсь в людях – что тут особенного?”

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/prakticheskiy-psiholog

Психологическая практика и психологическая наука

Как уже отмечалось, человеческая деятельность в со­держательном отношении имеет два базовых момента: это воздействие на предмет деятельности (ее праксеологический аспект) и его отражение, восприятие (гносœеоло­гический аспект деятельности). В реальном процессе деятельности они существуют в единстве как ее необхо­димые взаимодополняющие стороны.

В конкретной деятельности может доминировать один из этих моментов. И тогда речь идет либо о практической деятельности: ведущим выступает аспект воздействия, преобразования предмета͵ либо о познавательной деятельности: превалирует аспект исследования, познания предмета.

В первом случае мы имеем дело со всœеми видами человеческой практики, во втором с различными разделами науки.

В применении к психологии это означает, что психо­логия имеет два базовых подразделœения: 1) научная психология (или психология как наука) и 2) пра­ктико-ориентированная психология (или психология как практика) (рис. 2).

Обе имеют один и тот же предмет — психоло­гические (психические) явления. Но в первом случае он выступает как предмет исследования (психология как наука), во втором — как материал для практического использования, воздействия и преобразования (психоло­гия как практика).

Психология как наука при всœей по­знавательной значимости полученных ее результатов об­ретает свое действительное значение только тогда, когда ее данные начинают широко применяться в обществен­ной практике вообще, в частности — в психологической практике, что конституирует собой практическую психо­логию как специфическую область человеческой дея­тельности.

Наряду с практической психологией выделяют прикладную. Понятие прикладной психологии (как, к примеру, и прикладной ма­тематики, прикладной финики) подчеркивает, что науч­ная психология прикладывается, применяется в практи­ческой деятельности. Понятие практической психологии значительно шире, чем прикладной.

Прикладная психология — это приложение (использование) данных пси­хологической науки в различных сферах общественной практики. Она является практической психологией, поскольку используется в сфере практики и используется практическим образом.

В общественной практике цель не является психологиче­ской, хотя в ней могут существенно использоваться пси­хологические закономерности. К примеру, в управлении людьми предметом (целью) является управление, психо­логия — только средство. В маркетинге цель — продви­жение товара, психологические и социально-психологи­ческие закономерности — одно из средств.

В педагогической практике – цель образование и воспитание, хотя использование психологических средств многообразно.

Рис. 2. Основное подразделœение психологии (по критерию преобладающего момента)

В со6ственно психологической практике — и цель и средство носят психологический характер.

Это – к примеру, психологическое тестирование с целью выявления характеристик личности; психологическое консультирование экзистенциональных, внутриличностных или межличностных проблем; психологические тренинги, развивающие те или иные качества личности (тренинги ассертивности, общения, сенситивности, креативности, интеллекта͵ мотивации и др.) и т.п. Помимо того, что практическая психология имеет свою собственно-имманентную ей вотчину, она, в отличие от прикладной, включает в себя также как научные методы и концепции, так и огромный спектр вненаучных (не значит – неистинных, неработающих) представлений и приемов. Ненаучная (обыденная, житейская, а также вненаучная (к примеру, религиозная), зачастую ошибочная, ложная) психология, конечно, присутствует во всœех обществах как часть совокупного человеческого опыта͵ но если в обычном процессе жизни она составля­емую не самую существенную ее часть, то когда на базе ненаучных представлений или приемов строятся психологические практики, то здесь они уже составляют существенные основания этих практик (рис. 4). В силу этого имеет смысл о них говорить как о специфике части практической психологии.

Рис. 3 Подразделœение практической психологии по предмету

деятельности (по А.Н.Леонтьеву)

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, во всœем спектре практической психологии следует различать прикладную психологию как использование научной психологии в различных сферах а, как приложение психологии к тем или иным видам социальной практики, и ту часть практической психологии, которая имеет свою собственную специфическую область приложения — а именно сферу психологической практики.

И.Н.

Карицкий утверждает, что пространство собственно психологической практики представлено следующими ее видами (психопрактиками): психотерапия, психологиче­ское консультирование, психологический тренинг, пси­хологическое тестирование, психологическая помощь, психологическая поддержка, психологическая коррекция, психологическая профилактика, психодуховные прак­тики, в отдельных случаях целительство и даже оккульт­ные практики (рис. 3).

Субъектом психологической практики является прак­тический психолог или индивид, владеющий необходи­мыми знаниями и умениями. Объектом психологической практики являются социальные объекты, ᴛ.ᴇ. люди и их группы, объединœения, общности.

Психологическая практика (психопрактика) как специфическая практическая деятельность отличает­ся от любой другой деятельности своим специальным предметом.

Этот предмет — психическая реальность как совокупность психических явлений. Непосредственным предметом конкретной психопрактики являются конкретные психические явления (рис.

6), Собственно гово­ря, этого критерия достаточно для разграничения психо­логической и других видов социальной практики.

Вместе с тем существует такой вид медицинской практики как психиатрия, предметом которого также является психи­ческая реальность.

Разница предметов психиатрии и психологической практики в том, что психиатрия зани­мается патологическими проявлениями психики, а пси­хологическая практика ориентируется на норму, в случае если не вдаваться во всœе сложности разграничения нормы, пато­логии и пограничных состояний.

Психиатрия имеет дело с недееспособной или ограниченно дееспособной лично­стью, психологическая практика исходит из того, что клиент в принципе является дееспособным. Существует также дополнительный критерий различения психиатрии и психологической практики.

В психиатрии преобладают медикаментозные и технико-инструментальные способы воздействия на психическую реальность, вплоть до хи­рургического вмешательства (лечение).

В психологиче­ской практике превалируют психологические средства, хотя также могут использоваться химические, биохими­ческие препараты и техническая аппаратура, но они рас­сматриваются как дополнительные, вспомогательные.

При использовании этих средств акцент делается на психологической составляющей их воздействия и прин­ципиально считается недопустимым возможный ущерб от их действия для личности.

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/367623_psihologicheskaya_praktika_i_psihologicheskaya_nauka

Практический психолог: основные направления деятельности

Психология – наука о душе, или наука, изучающая закономерности развития психики человека, психической деятельности людей. С течением времени психология превратилась из умозрительных рассуждений в серьезную науку с фундаментальными теориями.

Читайте также:  Отношения на расстоянии: совет психолога, как сохранить, возможна ли любовь, психология взаимоотношений между мужчиной и женщиной на удалении друг от друга

Но любая наука мертва, если ее постулаты не могут быть полезны в обычной жизни. Так, с 19 века весь накопленный теоретический багаж знаний этой науки начал постепенно применяться для помощи людям, а с 20 века – организациям. Так зародилась практическая психология. Основные направления деятельности практического психолога в настоящий момент очень разнообразны:

  • Психологическая профилактика и просвещение.
  • Психодиагностика.
  • Психологическое консультирование и коррекция.

Рассмотрим эти направления отдельно.

1. Психологическая профилактика и просвещение. Это целенаправленная работа над укреплением психического здоровья людей, предупреждением негативных отклонений в психологическом поле человека или коллектива.

Профилактика ведется, главным образом, путем передачи специфических знаний и практических умений заинтересованной аудитории. Родителям, если мы говорим о профилактике в детском коллективе, руководителям, если это организация.

Также возможна работа непосредственно с детским или подростковым контингентом, с работниками предприятий. Как пример можно назвать работу психолога с людьми опасных профессий в рамках профилактики стресса или психического выгорания.

Рекомендуем: Подходы в психологии

Для того чтобы психологическая профилактика и другие виды подобной помощи принимались населением, в задачи практического психолога входит психологическое просвещение, разъяснение людям особенностей деятельности психолога, формирование положительного образа этой специальности. Все это ведет к созданию культуры, где обращение к профессионалу является нормальным и закономерным, а не приравнивается к походу в лечебницу для душевнобольных.

2. Психодиагностика и психологическое консультирование и коррекция. Психодиагностика – это одно из наиболее проверенных экспериментальным путем направлений в практической психологии.

Специалист, используя особый инструментарий, тесты, опросники, наблюдение и т.д., исследует особенности личности. Цели таких исследований могут быть самыми разными – от желания человека раскрыть свой потенциал, получить полную информацию о себе и своем внутреннем мире до определения психологических закономерностей в функционировании рабочего коллектива.

Консультирование – это уже один из видов психологической помощи человеку, которая выражается во взаимодействии специалиста и человека.

Практик концентрируется на заявленной проблеме, вскрывает накопившиеся вопросы и вместе с клиентом находит адекватные пути решения. Причем клиентами могут выступать как частные лица, так и целые организации.

Поэтому выделяют индивидуальное и организационное консультирование.

Рекомендуем: Клиент центрированная терапия Роджерса

Это помощь, которая помогает скорректировать нарушения в психическом развитии личности, ориентируясь на некий идеальный образец. Практический психолог в данном случае формирует у индивидуума нужные в заданных условиях психические качества. Коррекция нужна для лучшей адаптации человека к окружающему миру.

Как правило, специалист в этой области владеет знаниями и навыками по всем направлениям психологии и применяет их в своей повседневной деятельности. Поскольку практические знания в области психики, понимание закономерностей развития личности и влияния на окружающих крайне специфичны, то со временем возникла необходимость обозначить права и обязанности практического психолога.

Права практического психолога:

  • Участвовать в консультациях, совещаниях и собраниях, где обсуждается решаемый им вопрос.
  • Принимать от клиента информацию конфиденциального характера.
  • Принимать самостоятельные решения по стратегии взаимодействия с клиентами и выбору методов психологического воздействия.
  • Осуществлять рекомендации клиенту, основанные на валидных психодиагностических методах.
  • Внедрять новые способы в работе с запросами клиентов.

Рекомендуем: Житейская и научная психология: основные отличия

Обязанности практического психолога:

  • Прежде чем давать рекомендации клиенту, психолог обязан всесторонне изучить его проблемы.
  • Содействовать решению выявленных или заявленных клиентом проблем.
  • Вести профилактическую работу по сохранению психологического здоровья клиента.
  • Непрерывно повышать свою квалификацию.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/prakticheskij-psixolog.html

Практическая психология что это? Методы практической психологии

Особенностью практической психологии является ее ориентированность на работу с людьми. Практические психологи оказывают услуги практической психологической помощи, консультируют, проводят тренинги.

Основные проблемы, на которые ориентируется практическая психология, ‒ это вопросы взаимодействия человека с окружающими, личностный рост, стремление к внутреннему равновесию.

В основе этого направления психологии лежат методы и приемы прямого воздействия на человека и на его поведение.

Часто практическую психологию сравнивают с психотерапевтическими методиками, но это не одно и то же. Многие люди действительно обращаются к практическим психологам с запросами, решения которых требуют психотерапевтической работы. Но вся деятельность не сводится к одному этому аспекту.

Практическая психология включает в себя много сфер и направлений. Каждый раздел выполняет свои определенные функции. Сюда относятся психологическое образование и обучение, психодиагностика, психокоррекция, психология развития.

Особенности практической психологией как отрасли в психологической науке

Практическая психология ‒ это не то же самое, что популярная психология (житейская), хотя их часто путают. Основное отличие между этими понятиями состоит в том, что житейская психология ориентирована на широкий круг потребителей, нередко статьи из этой отрасли имеют развлекательный характер.

Практическая психология обязательно базируется на научной основе и ориентируется на конкретные запросы. Как правило, книги по практической психологии предназначены для раскрытия конкретного вопроса или проблемы, и развлекательный элемент в них далеко не всегда присутствует.

То есть такие книги нужно читать вдумчиво, осваивать их.

Но практическая психология ‒ это и не психология прикладная.

Последняя работает исключительно в научных рамках, а практическая психология использует и научную базу, и определенные приемы и методы без научной основы.

Прикладная психология фокусируется на профессиональной подаче материалов, она ориентирована на специалистов узкого профиля. Книги, материалы по практической психологии направлены на широкий круг читателей.

Практическая психология отличается от других направлений своим отношением к науке. Базируясь на научных данных, она допускает привлечение факторов, не имеющих отношения к точным наукам.

Важным рабочим материалом в этой сфере психологии является практический опыт, а его не всегда возможно подтвердить научными фактами.

Методы в практической психологии

Практическая психология ‒ это сфера, использующая методику тех отраслей, которые являются ее основой. К таким отраслям относятся консультирование, педагогика, психотерапия и другие.

Самыми популярными являются такие методы:

  • подкрепление ‒ суть этого метода состоит в том, что на какое-то действие человека мгновенно дается позитивная или негативная реакция, определенное ответное воздействие;
  • внушение;
  • использования образца.

Но хотя практическая психология и использует методы, применяемые в других отраслях, но этот раздел науки наполняет эти инструменты новым смыслом, актуальным конкретно для практической психологии.

Таким образом, практическая психология ‒ это раздел науки психологии, основное задание которого ‒ использование знаний из этой области на практике. Это прикладная наука, дающая возможность постигать себя, корректировать свое поведение и в итоге изменять жизнь в позитивном ключе.

Источник: https://psihologija.org/stati/prakticheskaja-psihologija.html

Чем занимаются практические психологи? | Дан Воронов

В этой украинской стране в официальном перечни профессий сейчас нет ни пиарщика ни психолога, зато есть гадалки и биоэнергетики. Вот думаю проститутки раньше появятся или нет?

Поскольку не все психологнутые (а их клиенты и подавно) знают, чем они занимаются то тут напишем о видах работы практикующего психолога. Психологической помощи. Их четыре.

Психотерапия — самый знаменитый, самый давний, самый самый способ работы. И конечно в основе своей терапия связана с «клиникой». То есть с ненормальными отклонениями в восприятии мира и соответственно поведении.

Это долгая процедура; скорее для занятия времени психиатров, выпускников медицинских ВУЗов.

Исторически сложилось разделение терапий на психошколы (которые иногда абсолютно противоположны по методам): психоанализ, гештальт, когнитвная, психодрама, арт, сказко, клиент-центрированая итд.

Вам сюда, например, если вы периодически видите своего покойного дедушку при занятии сексом. Кстати, экспериментом Розенхана доказано что любого человека можно отдиагностировать как психбольного, так что нечего стеснятся.

Источник: http://dan.kiev.ua/2010/01/19/chem-zanimayutsya-prakticheskie-psihologi/

Практическая психология как отрасль психологической науки

1.                        Психологическая информация и способы ее получения.

2.                        Понятия «психология», «практическая психология».

3.                        Функции, цели, концептуальный аппарат, мето­дология, процедуры тео­ретической и практической психологии.

1. Психологическая информация и способы ее получения

На сегодняшний день можно выде­лить четыре относительно независимых реальности жиз­ни, в которых представлено знание о челове­ке.

Во-первых, это конкретные знания о людях, которые человек получил в процессе своей жизни. Он проверил их на истинность и достоверность событиями своей ин­дивидуальной судьбы, другого критерия нет.

Человек применяет эти знания в воздействии на других людей, на конкретного человека и таким образом делает их до­ступными для окружающих. Эти знания можно на­звать житейскими, а основанное на них воздействие на человека, – житейской психологией.

В этом смысле каждый из нас обладает таким знанием, проверенным на достоверность личными переживаниями. Это знание, носит своего рода эталонный характер, ограничивая или расширяя рамки возможного воздействия на другого че­ловека.

Житейская психология – ненаучный термин, обо­значающий психологию людей в том ее виде, в каком она су­ществует и проявляется в повседневной жизни.

Во-вторых, это обобщенные знания о людях, которые человек получил в относительна замкнутой группе лю­дей – семье, производственном или школьном коллективе, классе, и т. п. Это знание проверено на истинность и достоверность жизнью этой группы, входит в систему ее ценностей как регулятор отношений между членами этой группы и всей группы с другими общностями людей.

К отдельному человеку эти знания применяются через систему группового воздействия, в свою очередь он сам использует их как материал для саморегуляции, при взаимодействии в группе и с другими общностями людей.

Материал такого рода знания широко представлен в вариантах речевых стереотипов и стереотипах воздейст­вия, существующих в группах. В известном смысле сю­да относятся ритуалы, обряды, традиции, и также по­словицы и поговорки, содержащие знания о других людях.

Эти знания можно назвать обыденными, а основанное на них воздействие на другого человека – обыденной психологией, которая позволяет предвидеть последствия поведения человека в относительно замкнутой группе людей.

В-третьих, – это обобщенные знания о людях, кото­рые получены относительно небольшой группой людей – ученых, поставивших своей целью получить обобщен­ное, закономерное, достоверное знание о людях, специ­ально проверенное на истинность и достоверность.

Эти ученые – психологи и представители смежных наук о человеке, в первую очередь, естествознания, пользуются специальными приемами получения достоверного зна­ния, которые называются методами науки. Для них очень важно обсуждение вопроса о соответствии методов науки и се предмета.

Предмет науки о человеке – чело­век в целом или его отдельные качества, отсюда посто­янный вопрос о связи и взаимодействии различных ка­честв человека, например, возраста и типа мышления, пола и способов организации деятельности и т. п.

Для получения обобщенного, закономерного знания очень су­щественным является вопрос о формах выделения этого знания, фиксации и передачи его даже в группе ученых, исследующих человека. Это вопрос об основных научных категориях, в которых может быть получено, проверено и передано обобщенное знание.

Ученые пользуются такими научными категориями, как активность, деятельность, индивид, личность, по­требность, способность и т. п. Содержание этих категорий проверяется с помощью эксперимента или наблюдения.

В эксперименте или на­блюдении получают факты, которые специально прове­ряют на достоверность и истинность с помощью статис­тических методов.

Для этого используют сложный математический аппарат,  позволяющий  зафиксировать найденную закономерность как истинную.

Результатом работы ученых является некоторая обоб­щенная закономерность.

При использовании этого зна­ния для воздействия на человека встает вопрос о сте­пени выраженности этого качества у конкретного чело­века.

Читайте также:  Как заставить мужчину бегать за тобой: психология отношений, как сделать так, чтобы парень, женатый любовник стал ухаживать после расставания, ссоры, советы психолога

Очевидно, что есть люди, которые обладают этим качеством минимально, а есть люди, которые обладают им в большей степени. По сути дела найденную закономерность придется предельно конкретизировать.

Какое знание о человеке требуется в реальной прак­тической жизни? Обобщенное, закономерное или конкретизированное?

Ответ, видимо, лежит в такой плоскости: при воздей­ствии на группу людей, чем больше группа, тем более вероятно, что она примет это воздействие и будет реаги­ровать по найденной закономерности. При воздействии на одного человека обобщенного закономерного знания может оказаться недостаточно, вариантов человеческой индивидуальности бесчисленное множество.

Этот факт требует наличия постоянного механизма  конкретизации обобщенного закономерного знания о человеке. Итак, обобщенное, закономерное знание о человеке, полученное  группой людей – ученых, проверивших это знание на достоверность с помощью специальных мето­дов, может быть названо научным или академическим.

Организуемое  на  его основе воздействие на человека представляет собой  академическую психологию.

Надо сказать, что с момента своего появления на свет научная, академическая психология переживала не один глубокий кризис,  связанный  с  поисками  своего предмета исследования и соответствующих ему методов.

Иллюстрацией этого может служить вся история психологии от В.  Вундта до наших дней.

На сегодняшний день любой ученый начинает с уточнения предмета сво­ей науки, который кажется таким очевидным и, тем не менее, бесконечно сложным для изучения.

Относительная замкнутость круга ученых, изучающих человека, неоднозначность в описании и интерпретации фактов жизни человека приводят к тому, что общественный интерес к их работам сравнительно невысок. Достаточно в этом плане посмотреть на тиражи научных  психологических журналов, выпускаемых в СНГ, кото­рый очень невелик.

В то же время в обществе всегда была и есть острая потребность в информации о человеке, которая удов­летворялась на уровне житейской или обыденной пси­хологии.

Специфический язык науки о человеке делал ее ма­лодоступной для людей, занятых практическим воздей­ствием на других, в первую очередь это представители педагогических и других ориентированных на человека профессий.

Другая особенность научного, академического зна­ния, затрудняющая его применение, состоит в том, что использователь этого знания должен видеть исходные моменты получения этого знания – позицию автора (ов) закономерного знания.

Он не только должен ее выде­лить, но и включить специальным действием в обоснова­ние своих воздействий на другого человека. Другими словами, чтобы применить научное знание о человеке, надо отрефлексировать его происхождение (контекст) и соотнести с реальной ситуацией, с реальным поведе­нием конкретного человека (текстом).

При этой реф­лексии важно не потерять и свой подтекст действия – ради чего, с какой целью я его (это знание) применяю.

Вот эту-то процедуру и затрудняются произвести люди, пытающиеся использовать закономерное, досто­верное научное знание.

Трудности определяются, прежде всего, тем, что они видят конкретного человека сквозь призму своего профессионального подтекста, сужающего видение человека до нескольких, если не до одного ка­чества.

Так, для врача другой человек – больной, для учителя – ученик, для актера – зритель, для парикма­хера – клиент, для продавца – покупатель и т. п.

Это приводит к невольному искажению любой обобщенной, закономерной, научной информации о человеке или пе­реводит воздействие на другого человека на уровень житейской или обыденной психологии.

Итак, смысл и цель академической психологии – по­лучение закономерного, достоверного знания о человеке. Это знание является отчужденным от жизни самих уче­ных, т. к. проверяется на достоверность не их личными судьбами и переживаниями, а специальными научными методами, которые имеют значение для относительно небольшой группы людей – ученых.

Это обобщенное, закономерное знание может быть долгое время невостребованным, если в обществе нет заинтересованности в организации обоснованного и це­ленаправленного воздействия на группы людей, или на отдельного человека. Вот тогда и возникает необходи­мость использовать это знание.

Однако его особенность достоит в том, что оно требует специального «перевода» на язык непосредственного воздействия. Появляется по­требность в специальных средствах такого «перевода», чтобы в процессе конкретизации обобщенного знания не было потеряно его главное качество – достоверность.

Как писал академик А. Ф. Лосев: «Наука, конечно, не есть жизнь, но осознание жизни, и если вы – стро­ители науки и творцы в ней, вам волей-неволей придет­ся запереться в своем кабинете, окружиться библиотекой и хотя бы временно закрыть глаза на окружающее.

Жизнь не нуждается в науке и в диалектике. Жизнь сама порождает из себя науку и диалектику.

Нет жизни, нет верного восприятия жизни, – не будет ничего хоро­шего и от диалектики, и никакая диалектика не спасет вас, если живые глаза ваши – до диалектики – не увидят подлинной и обязывающей вас действительности. 

Таким образом, достоверное, обобщенное знание о человеке само по себе существующее в культуре в виде научных текстов не может стать содержанием информа­ции о другом человеке. Оно должно быть трансформиро­вано особым образом. Каким?

Ответ на этот вопрос дает анализ ситуации появления в  психологической  науке нового  направления – практической психологии

В отечественной психологии время появления этой отрасли психологии насчитывает несколько лет, достаточно посмотреть психологические журналы  5-летней давности, там  нет еще такой  рубрики. В целом, появление практической психологии можно связать с формированием социального заказа на обос­нованное воздействие на человека и группы людей.

Это вызвано тем, что по мере развития общества резко возросла зависимость больших групп людей от действий одного человека и относительно небольших групп людей (например, ученых-атомщиков или экологов). Решения и действия одного человека или группы людей ведут к последствиям, измеряемым в пре­делах не только одной страны или ряда стран, но и в масштабе планеты.

Достаточно вспомнить аварию на ЧАЭС или решение вопроса о войне с Ираком.

Отсюда и возрастание общественного интереса к проб­лемам человека, его индивидуальности, к возможностям воздействия на человека.

Эти обстоятельства и привели к созданию практической психологии, предметом изуче­ния которой является индивидуальность, неповторимость человека и конкретных обстоятельств его жизни.

При этом практическая психология ставит своей задачей не только изучение индивидуальности человека, но и обос­нование воздействий на него с целью проявления воз­можностей человека.

Чтобы получить знание об индивидуальности челове­ка, практический психолог должен обладать обобщен­ным знанием, которое он будет использовать, исследуя конкретную жизненную ситуацию конкретного человека.

Это обобщенное знание о человеке, научное, достовер­ное, позволит пользоваться критериями научной, а не жи­тейской психологии, при анализе индивидуальности чело­века и конкретных обстоятельств его жизни.

Информация о человеке, которую по­лучает и использует практический психолог – это кон­кретные знания о конкретном человеке, полученные на основе обобщенной научной теории. Обобщенная научная теория – это способ мышления практического психолога о человеке. Способ, который, в отличие от житейской психологии, может быть выделен и проверен на достоверность.

Таким образом, психологическая информация, полу­ченная в практической психологии, дополняет и уточня­ет обобщенное психологическое знание, в свою очередь она обеспечивает обоснование для воздействия на че­ловека в работе практического психолога.

Промежуточными формами практической психологии являются: религиозная, культовая, народные традиции, магия.

2. Понятия «психология», «практическая психология»

Слово «психология» буквально означает следующее: «знание о душе» или «на­ука о душе». Первая часть этого слова указывает на особый мир явлений, обнаруживаемых в сознании человека и не похожих на явления, которые человек видит в окружаю­щем мире и может воспринимать невооруженным глазом.

Вторая часть этого слова указывает на то, что речь идет или о представлениях людей об этих явлениях, сложившихся в результате накопления жизненного опыта, или об особой науке, которая возникла и существует с целью получения точных, достоверных знаний об этих явлениях. В науч­ный оборот термин «психология» вошел в XVIII в..

В настоящее вре­мя слово «психология» используется в следующих основ­ных значениях: 1. Наука о совокупности психологичес­ких (душевных – по старой терминологии) явлениях, а также об объясняемом на их основе поведении человека и животных. 2. Совокупность самих психологических (ду­шевных) явлений. 3.

Внутренний, субъективный мир че­ловека, переживаемый в форме разнообразных ощуще­ний, образов, идей и т. п. 4. Взгляды, убеждения, отноше­ния, настроения и т. п., характеризующие отдельно взя­того человека или группу людей.

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Развитие психики – закономерное изменение психических процес­сов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Практическая психология – система психологических знаний, область исследований, включающая решение практических вопросов применения психологических знаний.

Относительно самостоятельными областями практической психологии являются психологическое консультирование, психологи­ческое тестирование, психологическая коррекция.

В практической психологии соответствующие знания представлены обычно в виде прак­тических рекомендаций, касающихся воздействия на пси­хологию и поведение людей со стороны профессиональных психологов.

4.                        Функции, цели, концептуальный аппарат,

мето­дология, процедуры тео­ретической и практической психологии

Теория и практика психологической науки составляют неразрыв­ное единство. Вместе с тем характер отношений между ними, их связь и специфика, их возможности в решении актуальных про­блем повседневной жизни человека вообще и ребенка в частно­сти – предмет специального обсуждения в ряде работ (В. М.

Розин, Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере).

Наличие су­щественных отличий между теоретической (академической, фун­даментальной) и практической психологией дает основание го­ворить о существовании двух самостоятельных, хотя и тесно взаи­мосвязанных между собой областей психологического знания.

Им присущи различия в функциях, целях, концептуальном аппарате, мето­дологии, процедурах.

Функции тео­ретической психологии: изучение возрастных особенностей раз­вития ребенка; разработка и апробация диагностических методик; разработка методов и принципов коррекционной и развивающей работы.

Функции практической психологии: постановка проблем для теоретической психологии; апробация и коррекция методик, методов и приемов работы; апробация теоретических подходов к проблеме развития психики.

Цель фундаментальных исследований состоит в «приращении знаний» об общих закономерностях возникновения, функ­ционирования и развития психики и психологических явлений.

Практическая психология направ­лена на решение конкретных проблем конкретного человека, кон­кретной социальной группы. Она осу­ществляет практическую работу по оптимизации психического развития, профилактике психологических проблем и оказанию психологической помощи населению.

Концептуальный аппарат академиче­ской науки сложился для целей описания, объяснения и прогноза некоторых психологических явлений и для «коммуникации внут­ри научного сообщества».

Концептуальный аппарат практической психологии предназначен для понимания проблем клиента и за­казчика и для коммуникации в первую очередь с ними (А. И. Дон­цов, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, 1996).

Критерии оценки качества инструмента также различны. Кри­терии надежности, валидности, репрезентативности – чрезвычайно значимы в экспериментальных исследованиях. В области же прак­тической психологии они не играют главных ролей.

Однако более существенные различия, по мнению А. И. Дон­цова, Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, прослеживаются в «ценно­стных предпочтениях» и «самоидентификации» людей, работающих в фундаментальной (академической) и практической областях.

Одно из таких ключевых отличий касается проблемы влияния личности психолога на получаемые результаты.

«Если в фундаментальной науке стремятся к элиминации личности исследователя из метода (метод должен работать “сам по себе”), то в практической психо­логии личность психолога есть неотъемлемая часть метода».

Источник: https://studizba.com/lectures/61-psihologiya/939-lekcii-po-detskoy-prakticheskoy-psihologii/17284-prakticheskaya-psihologiya-kak-otrasl-psihologicheskoy-nauki.html

Ссылка на основную публикацию