Психологические тренинги: интересные упражнения с группой, игры, занятия для психологов

Психологические тренинги: Деловые игры и упражнения

Психологические упражнения для тренингов: деловые игры, упражнения (2)

Игры и упражнения данной публикации можно использовать в качестве элементов тренинга, семинара, педсовета… Упражнения будут полезны для тренеров, менеджеров, руководителей, психологов, педагогов.

В данной публикации представлены игры и упражнения «Завтрак с героем», «Паспорт проблемы», «Камень, песок, вода», «Полная банка», «День рождения».

Упражнение «Завтрак с героем (кумиром)»

Цель: отработать навыки убеждения и умение найти аргументы в пользу своей позиции.

Время проведения: 30 мин.

Материалы: ручки, листы бумаги.

Ход упражнения

Группе предлагается представить, что у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любимым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент жизни.

Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему. Нужно записать имя своего героя на листе бумаги и поделиться на пары, затем надо решить с кем из героев вы будете встречаться.

Потом пары объединяются в четвёрки и проделывают тоже самое, затем объединяется вся группа и выбирает одного героя.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему остался именно этот герой?

  2. Легко было уступать и почему вы уступали?

  3. Какие чувства вы испытывали, когда с вами не соглашались?

  4. Что вы испытывали, когда с вами соглашались?

  5. Часто ли вы в жизни сталкиваетесь с ситуацией выбора?

Игра «Паспорт проблемы»

Цели:

  • отработать умение продуктивно действовать и принимать эффективные решения в кризисной ситуации;
  • провести упражнение на анализ конфликта;
  • проработать стратегию решения конфликта, разобраться в преимуществах и недостатках различных стратегий, проверить, какая из стратегий поведения в конфликте характерна для каждого из участников, оценить ее эффективность;
  • потренироваться в определении четких целей деятельности, в выработке индивидуальной и совместной стратегии и тактики успеха.

Размер группы: не важен.

Ресурсы: бланки на всех участников, ручки.

Время: около часа.

Ход игры

Тренеру стоит позаботиться о создании рабочей атмосферы, достаточного места для комфортной и сосредоточенной работы каждого участника тренинга.

– Мы просим членов группы сосредоточиться каждому на той актуальной конфликтной ситуации, которую сами они представляют на нынешний момент как проблему, требующую решения.

Чтобы разобраться в межличностном конфликте (именно этот тип конфликта будет материалом для работы) необходимо четко представить себе, с чем мы имеем дело. Составив паспорт проблемы, мы сможем разработать пути ее решения.

Кроме того, ответы на поставленные вопросы помогут определить, какой вид направленности преобладает в нас. Психологи утверждают, что их три: направленность на себя, на других людей и на задачу (на процесс или на результат).

Итак, каждый из участников получает бланк, на заполнение его дается 20–30 минут. В конце упражнения группа может собраться вместе и озвучить проблемы эмоционального, интеллектуального или иного свойства, которые проявились в ходе работы над заданием.

Бланк упражнения «Паспорт проблемы»

1. Сформулируйте и запишите, в чем, на ваш взгляд, состоит суть конфликта.________________

2. Разложите конфликт на составляющие:

  • что происходит (процесс, действие, поведение сторон) _______________
  • к чему это приводит (чьи и какие потребности нарушены)______________
  • чувства по этому поводу (ваша эмоциональная реакция на угрозу потребностям и на развитие конфликта)_________________

3. Определите, что для вас более важно:

  • защита собственных потребностей, принципов, ощущение личного комфорта или
  • сохранение хороших отношений со второй стороной.

4. Какой стиль поведения в конфликтной ситуации вы предпочитаете?

  • уход
  • приспособление
  • принуждение
  • компромисс
  • сотрудничество

5. Если, используя выбранный мною стиль поведения, проблема будет разрешена, конфликт снят, то:

Я ______________

Другая сторона ____________

(Сформулируйте, какие конкретные результаты ожидаются, какова будет эмоциональная доминанта в ощущениях обеих сторон по завершению конфликта, как прогнозируются отношения между сторонами.)

6. Я смогу сказать, что проблема, конфликт разрешены, когда (если)_________________

Дополнительный материал для тренера

Говорят, что названный противник теряет половину своей силы. «Маска, я тебя знаю!» – и заканчивается волшебство. «Паспорт проблемы» решает поэтому не только интеллектуальную часть вопроса, как разрешить проблему, но и помогает уменьшить эмоциональную напряженность, дать проблеме имя, определить ее составляющие.

При решении проблемы полезно воспользоваться техникой рефрейминга – т.е. переназвать ситуацию. Если вместо усилий по преодолению проблемы мы сосредоточимся на достижении цели, то лишим конфликт части его эмоционального напряжения или, по меткому выражению психолога И. Вагина, «выдернем эмоциональное жало». Это поможет нам уделить гораздо больше сил и внимания решению практической задачи.

Однажды был объявлен конкурс на лучшую этикетку для химических продуктов, включающих яды, а значит, особенно опасных для детей.

Ряд полученных предложений заключался в использовании ярких пугающих цветов. Другие делали упор на пиктограммы с символами смерти, удушья и т.п. Третьи просто указывали: «Опасно для жизни!»

Проблема заключалась в том, что маленькие дети как раз и являлись той группой, для которой эти тривиальные решения. не могли являться предупреждением об опасности: они либо не могли читать, либо не воспринимали череп и кости как пиктограмму предупреждающего и запрещающего характера, либо иначе, чем авторы идеи, воспринимали эмоционально оттенки цвета.

Победил автор, предложивший сделать бутылку с ядохимикатами… колючей! Он на все 100% соотнесен не с проблемой (создание ярлыка для ядохимикатов), а с задачей (избежать попадания яда в детские руки).

Упражнение «Камень, песок, вода»

Цель: продемонстрировать участникам, как важно расставлять приоритеты в планировании дел.

Форма: демонстрация в группе.

Время: до 5 минут.

Материалы: Стеклянная банка (1 литр), 1 крупный предмет, который помещается в банку (например мячик), 3-4 предмета среднего размера (подойдут кубики, мячики, большие конфеты), горсть мелких предметов (ластики, крышки от пластиковых бутылок, фасоль, арахис), горсть очень мелких предметов (скрепки, горох)

Ведущий демонстрирует участникам пустую банку и выкладывает все предметы на стол. Вызывает одного-двух участников и просит их поместить все предметы в банку. Пока участники складывают предметы, ведущий и группа наблюдают.

После того, как банка наполнена, ведущий обращает внимание на то, поместились ли все предметы в банку (если предметы подобраны правильно, что-то в банку не помещается). Ведущий проводит аналогию с делами, которых так много, что на все дела не хватает времени (ассоциации: время = стеклянная банка, предметы = повседневные дела).

Ведущий обращается к группе – что можно сделать, чтобы все дела (предметы) поместились?

Группа делает предположения. Задача тренера, подвести группу к тому, что в первую очередь в банку следует класть самые крупные предметы, потом среднего размера – они заполняют пустоты, а потом мелкие, потом очень мелкие.

Ведущий демонстрирует заполнение банки. Такая демонстрация эффектно показывает необходимость выделять в планировании самые важные дела. Далее следует мини-лекция.

Вариант: Упражнение по притче «Полная банка». Также сопровождается демонстрацией.

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. 

В конце спросил студентов, полна ли банка? 

Ответили: да, полна. 

Тогда он открыл банку горошка и высыпал их в большую банку, немного потряс её. 

Естественно, горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, полна. 

Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. 
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна. 

Тогда из-под стола он ещё вытащил две баночки пива и вылил их в банку до последней капли, размачивая песок. 

Студенты смеялись.

А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется.

Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи. 
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни.

И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию за мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями.

Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок. 

Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет пиво? 

Профессор улыбнулся. 

— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть место для пары банок пива.

(Про пиво – каждый тренер решает сам).

Если притча «Банка» используется для мотивации к обучению, то добавляется ещё один ингредиент после пива/воды: «Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?» Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна. Тогда профессор достал соль и посолил…

Вывод: как бы вам не казалось, что вы всё знаете и умеете, всегда есть место для новой информации.

Сюжетно-ролевая игра «День рождения»

Цель: Это упражнение предоставляет богатые возможности по осознанию своего поведения, а также по моделированию своего поведения.

Каждый из участников получает определенную роль, которой должен придерживаться в течение 20 минут. Обстановка задается самыми общими словами, больше поведение участников никак не регламентируется. Сюжет дети достраивают сами в ходе игры.

Ведущий: «Представьте себе День рождения. Каждый из вас не раз присутствовали на этом празднике и в виде именинника, и в виде гостей.

Сейчас каждый из вас получит бумажку, на которой будет написана роль, которую вы должны будете играть в нашем импровизированном спектакле. Он будет длиться в течение 20 минут.

Вы должны постараться в течение этого времени постоянно находиться в указанном образе».

Возможные роли: Именинник, его (ее) Помощник, Спорщик, Миротворец, Пассивный, Недовольный, Бестактный, Грубиян и т.д. Ведущий специально подбирает роль каждому ребенку. Она может быть как соответствующей по типу, так и противоположной, в зависимости от целей, которые преследует ведущий. Можно для детей каждую роль определить более подробно.

Следует иметь ввиду, что для удачного развития игры участники должны быть достаточно раскрепощены, а, следовательно, очень хорошо разогреты предшествующей разминкой. В любом случае эта игра первоначально повышает напряженность в группе и вызывает некоторое замешательство вследствие неопределенности инструкции и неизвестности правил.

Задача ведущего – внимательно наблюдать за ходом игры, отмечая особенности поведения каждого из участников и соответствием предложенной роли. В обсуждении можно задать следующие вопросы:

  • Насколько твое поведение в ходе игры соответствовало роли?
  • Трудно ли было играть предложенную роль?
  • Похоже ли твое поведение в игре на то, как ты обычно ведешь себя в жизни?
  • Какие чувства вызывает у вас подобное ролевое поведение?
Читайте также:  Страх ответственности: причины и симптомы боязни на работе, как перестать бояться — советы из психологии, лечение гипенгиофобии

В ходе игры дети рассматривают приготовленные подарки и открытки и дарят друг другу.

Источник: https://multiurok.ru/files/psikhologicheskie-treningi-delovye-igry-i-uprazhne.html

Упражнения для тренингов по психологии

Психологические игры для влюблённых и семейных пар – отличный инструмент, способствующий обретению взаимопонимания. Благодаря лёгкой игровой форме, можно расслабиться, открыться и лучше понять друг друга.

Примеры игр для пары

«Зеркало»

Эта игра помогает построить правильные взаимоотношения, сосредоточиться друг на друге и научиться думать о партнёре.

Суть игры: супруги находятся лицом к лицу и поочерёдно «зеркалят», то есть повторяют жесты и мимику своего партнёра. Это и весело, и гармония сохраняется в паре.

«Доверься мне»

Эта игра учит доверять друг другу и прислушиваться. Суть заключается в том, что необходимо спиной упасть на руки своей второй половинки. Другой вариант – одному участнику завязывают глаза, второй должен провести его через препятствия, направляя голосом. Затем партнёры меняются ролями. Главное, не перепутать лево и право

Источник: https://magictemple.ru/uprazhnenija-dlja-treningov-po-psihologii/

Психологические упражнения

Психологические упражнения помогают участникам тренинга лучше познать себя, увидеть свои сильные и слабые стороны, наметить пути ближайшего развития. Ещё одна важная задача психологических упражнений — научиться лучше понимать других людей, проще договариваться с ними.

Психологические упражнения очень разнообразны. Но, в конечном счете, все они помогают участникам тренинга стать гармоничнее, успешнее, счастливее.

Психологические упражнения чаще всего используются на тренингах личностного роста. Но не только. Психологические упражнения тренеры также часто включают в программу тренингов коммуникации, уверенности, стрессоустойчивости, целеполагания.

Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров Trenerskaya.ru подобрали для вас 7 интересных психологических упражнений, которые можно найти в открытом доступе.

Цель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой. Улучшает настроение участников и атмосферу в группе.

Время: 25–35 минут

Размер группы: 8–16 участников

Сядем в круг. Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил.

После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание.

Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.

Итоги упражнения:

При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере.

Цель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.

Время: 25–35 минут

Размер группы: Любой

Очень важно попытаться найти новое название вашим воображаемым недостаткам. Обозначьте их так: свойства, которые можно совершенствовать. Слово «слабость» несет в себе оттенок безнадежности и неизменности. Заменив его на другое, допускающее возможность совершенствования, вы начинаете по-другому смотреть на жизнь.

В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше.

После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя».

Пусть в списке недостатков останется только то, что связано лично с Вами.

Теперь перед вами список ваших недостатков, список того, что портит вам жизнь.

Подумайте, а если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не смогли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.

Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть.

С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.

Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

Цель: Упражнение помогает формированию новых качеств в себе, ускоряет личностный рост участников.

Время: 25–35 минут

Размер группы: Любой

Чтобы начать упражнение, возьмите бумагу и ручку и разделите лист на две колонки.

Теперь, положив заготовленную таблицу перед собой, постарайтесь расслабиться и подумать о себе. Вы можете выключить свет, но оставьте достаточное освещение, чтобы Вы могли писать.

Потом посмотрите на первую колонку, начните «мозговой штурм» и быстро и не задумываясь запишите все черты, от которых вы хотите избавиться.

Записывайте все, что приходит вам в голову, и не пытайтесь рассуждать, реально ли для вас избавиться от этого качества.

Например, если вы храпите, то, скорее всего, избавиться от такого недуга Вы не в состоянии — этот факт не мешает Вам записать его в первую графу Продолжайте, пока вы не запишете хотя бы 5-7 черт характера.

Затем обратитесь ко второй колонке, начните «мозговой штурм» и быстро запишите все черты, которые вы хотите приобрести.

В некоторых случаях они могут быть противоположны чертам, от которых вы хотите избавиться (например, вместо того, чтобы быть застенчивым, вы хотите быть более общительным, вместо того, чтобы быть нетерпимым к людям, вы хотите быть более толерантными).

Прекрасно!

Просто продолжайте этот процесс и записывайте все, что вам приходит в голову, не пытаясь критиковать или оценивать это. Кроме того, не пытайтесь сейчас рассуждать, реально ли для вас приобрести это качество.

Вновь продолжайте записывать, пока не перечислите хотя бы пять черт или пока процесс не начнет замедляться.

Когда вы почувствуете, что закончили, вы готовы к тому, чтобы определить приоритетность черт, от которых вы хотите избавиться или которые вы хотите приобрести.

Сначала исключите повторения. Например, если вы записали: «стать менее негативным и критично настроенным», противоположной чертой было бы «стать более позитивным и благосклонным».

После того, как вы записали эту противоположную черту, вычеркните ту черту характера, от которой вы хотите избавиться.

Для установления приоритетов поочередно рассмотрите каждую из черт в списке и определите, насколько она важна для вас, присваивая буквы:

  • А (очень важная)
  • В (важная)
  • С (желательно иметь, но не так важно)

Напишите эти буквы рядом с каждой чертой. Посмотрите на черты, отмеченные буквой А. Если в этой категории у вас имеется более чем одна черта, оцените их по приоритетности: 1, 2, 3 и т. д.

Сейчас вы установили приоритеты, и в первую очередь будете работать над развитием наиболее важных для вас черт. Но работайте над развитием максимум трех черт одновременно.

Как только вы почувствуете уверенность, что сделали их своими индивидуальными качествами, переходите к следующим чертам в вашем списке в порядке их приоритетности (работайте по порядку над всеми чертами А, потом над чертами В и, наконец, над чертами С).

Если вы почувствуете, что вы сильно изменились, составьте для себя новый список приоритетов.

Цель: Упражнение тренирует умение общаться безоценочно, вырабатывает более позитивное отношение к людям.

Время: 15–20 минут

Размер группы: Любой

Группа делится на пары. Партнерам надо по очереди рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.

Источник: http://trenerskaya.ru/article/view/psihologicheskie-uprazhneniya

Примеры психологических тренингов для детей

Сегодня о тренингах говорят повсюду.

Взрослые охотно посещают их, следуя рекомендациям знакомых или собственному желанию.

А нужны ли тренинги для детей? Не рано ли им начинать тесное общение с психологами?

Что это такое?

Далеко не все взрослые стремятся разобраться в сути имеющихся проблем и готовы много тренироваться для получения навыков.

Что тогда говорить о детях, которые не всегда даже в состоянии осознать, для чего им необходимо осваивать что-то для пользы дела в скором или отдаленном будущем?

Как же обучать детей полезным навыкам, чтобы упростить контакты с социумом и работу над задачами, требующими приложения массы усилий или нестандартного подхода? Используя стремление и любовь детей к развлечениям.

Тренинг это что-то наподобие игры по правилам, разработанным специалистами в области психологии, педиатрии и педагогики.

Поэтому при профессиональном подходе к мероприятиям, каждое из них будет иметь практическую пользу.

Свод рекомендаций относительно действий, которые участники должны стараться соблюдать, направлен для получения детьми полезных навыков для решения имеющихся или предполагаемых задач в жизни.

к содержанию ↑

Для чего нужны?

Поскольку обучение полезному проходит в формате игры, оно не вызывает душевного протеста.

Ведь во время тренинга обычно можно, а зачастую и нужно активно общаться с соседями, двигаться, смеяться и не сдерживать эмоции (до разумных пределов, конечно).

Благодаря тому, что нужный навык прорабатывается в игре несколько раз и при этом ребенок стремится его использовать, чтобы добиться результата в мероприятии, желаемые результаты достигаются краткие сроки.

Тренинги для разных возрастных групп отличаются по регламенту. В зависимости от основной задачи, цель тренинга может быть направлена на:

  1. Развитие у детей навыков коммуникации с ровесниками или представителями других возрастных категорий.
  2. Формирование способности с комфортом для себя и без претензий со стороны окружающих встраиваться в любое общество.
  3. Приобретение желания и привычки цивилизованно разрешать конфликты.
  4. Развитие привычек лидера, чтобы не тушеваться, когда нужно демонстрировать свои способности миру и близким людям.
  5. Приобретение умения усилием воли стабилизировать эмоциональный фон при сложных жизненных обстоятельствах.

Перед проводящим тренинг с детьми каждый раз стоит личная задача:

  1. Расположить приглашенных на мероприятие участников к себе.
  2. Принять меры, чтобы у большинства посетивших мероприятие было приподнятое расположение духа. Явные психологические зажимы у отдельных подопечных могут усложнить проведение тренинга и точно не принесут пользы ребятам, не сумевшим психологически расслабиться.
  3. Объяснить участникам условия игры.
  4. Следить, чтобы развитие событий проходило согласно сценарию.
  5. Учитывать моменты, когда обстановка сильно отклоняется от запланированного сценария и ненавязчиво влиять на вызвавший это фактор, если это в силах ведущего.
Читайте также:  Страх неудачи: как преодолеть, как с ним бороться, причины атихифобии, как проявляется, лечение у психолога

При определении наличия участников, которым все же трудно избавиться на текущий момент от психологических зажимов, тренер должен найти способ быстро поработать с каждым из таких ребят по отдельности, чтобы помочь им ощутить желание активно поучаствовать в тренинге.

Причем под активным времяпровождением не всегда подразумевается множество физических действий — интерес и отслеживание развивающихся событий, формируемых остальными участниками мероприятия, тоже является вовлеченностью в процесс.

Пусть и происходит это при сидении в пустующем углу, откуда все прекрасно видно.

к содержанию ↑

Примеры игр, упражнений и заданий

Длительность занятий для малышей и ребят старшей возрастной категории разная.

Поскольку утомляемость первых выше, а тренинги, пусть и в игровой форме, не должны вызвать дискомфорта и приводить к перенапряжению нервной системы.

к содержанию ↑

Для дошкольников

Занятие для развития навыка снижать активность и слушать выступающего, когда идет, например, концерт или урок, необходимое для формирования уважения к принимаемым групповым правилам.

Тренер рассаживает малышей по кругу на стульчики, а потом просит припомнить сюжет известного мультфильма про мальчика в джунглях.

Затем акцентирует внимание на моменте, когда кто-то из персонажей выступает, а остальные, кроме вредных обезьян, слушают говорящего и не перебивают его.

Ведь если кто-то делает заявление, что-то рассказывает, то, значит, уверен в том, что он говорит важное и неизвестное остальным. А если вести себя как вредная обезьяна, то пропустишь много интересного.

После тренер спрашивают у каждого участника тренинга, насколько тому понятно, почему нужно слушать выступающего и хочет ли спрашиваемый принять для себя это правило.

Занятие требует неоднократного повторения на протяжении продолжительного периода времени и принятия в команде условного знака, обозначающего необходимость придерживаться тишины для лучшего понимания слов говорящего на данный момент.

Это нужно, чтобы в дальнейшем в коллективе не нужно было повторять это занятие всякий раз, когда ребята разбалуются и начнут проявлять невнимательность в период, отведенный для усвоения важного урока.

При многих тренингах необходимо разделение участников на два команды.

Чтобы собирать группы с ребятами, готовыми сотрудничать друг с другом, а не соперничать, рекомендуется тренинг под названием «Река».

Обратившись к ребятам, тренер объявляет об игре, в которой все дети должны сначала выстроиться в одну общую колонну, а затем разделиться на две маленьких, имитируя два рукава одного большого водоема.

Чтобы облегчить задачу малышам, во главе каждой из маленьких речек необходимо поставить по одному явному лидеру из коллектива — остальным детям будет проще выбирать «предводителя», к которому испытывают больше симпатии.

Так без длительных тестов можно позаботиться о том, чтобы дальнейшие групповые занятия проходили с большим энтузиазмом и в слаженном формате.

Тренинг для развития чувства собственной значимости и способности оказать другому эффективную поддержку.

Настроившимся на игру детям показывают игрушку, символизирующую потерявшееся животное.

Для драматизма и подстегивания детского воображения, психолог может рассказать небольшую историю о том, что же произошло со зверюшкой.

После этого он предлагает каждому из детей поочередно обнять игрушку, приласкать ее и рассказать ей, что теперь она в полной безопасности и может рассчитывать на их поддержку.

к содержанию ↑

Для младших школьников

Тренинг для развития способности быстро генерировать ассоциации.

Инструктор объясняет, что нужно разбиться на группы из трех человек. Одному поручается обязанность произносить любое слово, которое может обозначать ка действие, так и предмет или явление.

Второй представитель группы должен высказать свое слово, не имеющее связи с прозвучавшим из уст первого.

Третий ребенок выстраивает из двух заявленных слов предложение, связав по смыслу два заданных высказывания. Поле этого ребята меняются ролями.

к содержанию ↑

На развитие эмпатии

Группу ребят делят на пары, а потом объясняют, что они должны встать лицом к лицу и в течение минуты рассматривать партнера, задавая, если необходимо, наводящие вопросы.

После каждый по очереди должен рассказать о напарнике все, что он запомнил о другом или считает, что озвучиваемое имеет место быть.

На заключительном этапе психолог интересуется у ребят, насколько они согласны с услышанным о себе, что их беспокоило во время процесса сбора информации или что беспокоит поле озвучивания чужого мнения.

к содержанию ↑

Для лучшего вливания в коллектив

«Странная мельница»

Каждому из участников нужно рассказать о себе и любимых увлечениях, но не с помощью слов, а используя лишь возможности мимики и образов, создаваемых изменением положения рук, ног, тела.

Наблюдающие за одноклассником ребята должны пытаться угадать, что он пытается им рассказать о себе.

После «выступления» ребенок должен обязательно сказать, удалось ли кому-то из окружения понять то, что он хотел о себе заявить.

к содержанию ↑

«Родственник царевны Несмеяны»

Одному из участников предлагают занять центральный стул.

Остальные, помня легенду о том, что перед ними человек, которому очень трудно смеяться и просто радоваться жизни, должны попробовать изменить его настроение с помощью комплиментов и теплых слов в его адрес.

Лучше всего, если для дела будут использованы похвалы, касающиеся лично «Несмеяны». Это могут быть достижения в учебе, какие-то черты характера и внешности.

к содержанию ↑

Тренинги для родителей и детей

При проблеме напряженных отношений между домочадцами по отношению друг к другу можно применить тренинг для улучшения отношений с помощью влияния наиболее авторитетного члена семьи.

Это довольно агрессивная методика для психики, особенно, если у человека хорошая фантазия. Но действенная.

На приеме у психотерапевта клиенту предлагают в красках представить, что произошло бы с каждым членом его семьи, если бы внезапно, вот прямо сейчас, на Земле произошла вселенская катастрофа одновременно с ядерным взрывом в данной местности.

Для контроля над ситуацией психолог во время тренинга может задавать наводящие вопросы, интересоваться, что подопечный представляет в отношении каждого близкого ему человека.

В ряде случаев такая жесткая эмоциональная встряска дает особенно хорошие результаты, если спустя какое-то время авторитетный представитель семьи поделится впечатлениями со своими домочадцами.

к содержанию ↑

Для понимания позиции другого человека

При жалобе на конфликты и «столкновение интересов поколений», пришедшему на консультацию человеку предлагается положить перед собой лист бумаги, а потом представить, что белый прямоугольник — это второй участник конфликта.

Нужно не жульничая, поставить себя на его место и посмотреть на себя же уже глазами другого человека.

Что он ощущает, когда мы говорим какие-то фразы, даем советы или настаиваем на своем.

Часто уже первого сеанса достаточно, чтобы понять суть основного конфликта и его причину.

Тренинг не всегда сразу срабатывают у людей с плохой фантазией, привыкших к беспрекословному подчинению окружающих.

Но в большинстве случаев позволяет быстро и бескровно разрешать даже самые сложные конфликты, если противостояние двух сторон не является битвой бескомпромиссных принципов.

Тренинг общения для детей 5-7 лет:

Источник: https://psyholic.ru/deti/psihologicheskie-treningi.html

Тренинги по психологии

Главная » Психология » Дети и подростки

Современные психологические тренинги – это занятия, которые помогают развить определенные качества в человеке, пробудить в нем лидерские способности, избавить от скованности и растерянности, снять психологические блоки.

Каждый из тренингов эффективен по своему, но подбирать их нужно в соответствии с индивидуальными потребностями.

Тренинги по психологии – виды и особенности

Виды тренингов в психологии, которые активно практикуются:

  • тренинг воспитания навыков;
  • тренинг психотерапевтический;
  • тренинг социально-психологический;
  • бизнес-тренинг.

Все эти тренинги являют собой процесс группового обучения основам психической устойчивости групп людей, которые имеют похожие проблемы.

Тренинг для формирования навыков

Такой вид психологического тренинга необходим тем людям, которые хотят сформировать в себе какой-то важный или нужный навык, приобрести определенного рода полезную привычку.

Часто, на таких тренингах используют упражнения, которые связаны с физической и умственной активностью. На протяжении определенного времени человек практикуется в конкретном роде деятельности и старается свои успевания усовершенствовать, в первую очередь, на психологическом уровне.

Психотерапевтический тренинг

Этот вид психологической практики направлен на работу с сознанием и подсознанием человека. Он идеально подходит для тех людей, которые хотят в своем сознании что-то изменить, избавиться от скрытых страхов и переживаний, преодолеть стресс и обрести общую уверенность в себе и собственных силах.

Психотерапевтические тренинги построены на сочетании работы с подсознанием человека и его физической активностью. Человек может испробовать на себе разные роли, вжиться в них, понять почему его позиция неправильная и заняться самоусовершенствованием.

Социально-психологический тренинг

Данный вид тренинга сочетает в себе параметры тренинга навыков и психотерапевтического тренинга. Это говорит об том, что человек может не только усовершенствовать свою психологическую стойкость, а и укрепить, развить, освоить определенный навык. К нему, к примеру, относятся тренинги по психологии общения и поведения.

Для участия в социально-психологическом тренинге у человека должна быть определенная цель и желание изменить свое внутреннее состояние.

Бизнес-тренинг

Это психологический тренинг, направленный на формирование сильной и успешной личности, которая умеет противостоять любым трудностям и всегда оставаться победителем. Бизнес-тренинг просто необходим тем, у кого есть собственное дело.

Это поможет быть уравновешенным всегда, находить общий язык с коллективом и научиться быстро преодолевать трудности.

https://miaset.ru/psychology/deti/treningi-psihologii.html

Нужны ли психологические тренинги и зачем

Иногда, человек самостоятельно не может преодолеть психологический барьер, собрать всю волю в кулак и заняться саморазвитием или решить собственные проблемы в отрасли бизнеса.

В таких случаях психологическая помощь не будет лишней, но не стоит бежать к психотерапевту на сеанс. Психологические тренинги – это всегда увлекательный, интересный процесс, участие в котором приносит человеку удовольствие и уверенность в себе.

Кроме этого, можно:

  • научиться воспринимать любые события спокойно;
  • действовать уравновешенно и обдумано;
  • развить навыки, до которых самостоятельно взяться не хватало смелости и выносливости;
  • научиться противостоять сложностям в мире бизнеса;
  • избавиться от психологических блоков, стать смелее, научиться четко определять цели и идти к ним не останавливаясь.

При помощи психологических тренингов многие люди могут преодолеть свой страх и избавиться от комплексов.

Тренинг на развитие навыков отличается от психотерапевтического тем, что в первом случае ставится конкретная цель и делается все для ее достижения, а во втором личность погружается в себя и старается улучшить общее психологическое состояние.

Если человеку необходимо сочетание этих практик он может выбрать социально-психологический тренинг. К тому же, хорошо что это командная работа и все хотят показать себя в ней с лучшей стороны, что и является дополнительным стимулом для стремления.

Читайте также:  Почему муж бьет жену: психология, причины, поднял руку на женщину, советы психолога, стоит ли прощать

Все виды психологических тренингов полезны для человека, ведь если он был неуверенным в себе и не мог отстоять свою позицию ему же было от этого хуже. Человек, который избавился от психологических блоков, освоил какой-нибудь навык, стал уверен в действиях и общении всем нравится.

Именно для достижения такого эффекта и, конечно же для развития личности человека, психологи предлагают различные практики в виде тренингов. Это никому не навредит, а вот помочь может очень многим людям, которые еще не определились что им нужно от жизни.

Источник: https://MiaSet.ru/psychology/deti/treningi-psihologii.html

Психологические игры и тренинги

Психологические упражнения помогают участникам тренинга лучше познать себя, увидеть свои сильные и слабые стороны, наметить пути ближайшего развития. Ещё одна важная задача психологических упражнений — научиться лучше понимать других людей, проще договариваться с ними.

Психологические упражнения очень разнообразны. Но, в конечном счете, все они помогают участникам тренинга стать гармоничнее, успешнее, счастливее.

Психологические упражнения чаще всего используются на тренингах личностного роста. Но не только. Психологические упражнения тренеры также часто включают в программу тренингов коммуникации, уверенности, стрессоустойчивости, целеполагания.

Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров Trenerskaya.ru подобрали для вас 7 интересных психологических упражнений, которые можно найти в открытом доступе.

Цель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой. Улучшает настроение участников и атмосферу в группе.

Сядем в круг. Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил.

После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание.

Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.

При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере.

Цель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.

Очень важно попытаться найти новое название вашим воображаемым недостаткам. Обозначьте их так: свойства, которые можно совершенствовать. Слово «слабость» несет в себе оттенок безнадежности и неизменности. Заменив его на другое, допускающее возможность совершенствования, вы начинаете по-другому смотреть на жизнь.

В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше.

После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя».

Пусть в списке недостатков останется только то, что связано лично с Вами.

Теперь перед вами список ваших недостатков, список того, что портит вам жизнь.

Подумайте, а если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не смогли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.

Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть.

С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.

Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

Цель: Упражнение помогает формированию новых качеств в себе, ускоряет личностный рост участников.

Чтобы начать упражнение, возьмите бумагу и ручку и разделите лист на две колонки.

Теперь, положив заготовленную таблицу перед собой, постарайтесь расслабиться и подумать о себе. Вы можете выключить свет, но оставьте достаточное освещение, чтобы Вы могли писать.

Потом посмотрите на первую колонку, начните «мозговой штурм» и быстро и не задумываясь запишите все черты, от которых вы хотите избавиться.

Записывайте все, что приходит вам в голову, и не пытайтесь рассуждать, реально ли для вас избавиться от этого качества.

Например, если вы храпите, то, скорее всего, избавиться от такого недуга Вы не в состоянии — этот факт не мешает Вам записать его в первую графу Продолжайте, пока вы не запишете хотя бы 5-7 черт характера.

Затем обратитесь ко второй колонке, начните «мозговой штурм» и быстро запишите все черты, которые вы хотите приобрести.

В некоторых случаях они могут быть противоположны чертам, от которых вы хотите избавиться (например, вместо того, чтобы быть застенчивым, вы хотите быть более общительным, вместо того, чтобы быть нетерпимым к людям, вы хотите быть более толерантными).

Просто продолжайте этот процесс и записывайте все, что вам приходит в голову, не пытаясь критиковать или оценивать это. Кроме того, не пытайтесь сейчас рассуждать, реально ли для вас приобрести это качество.

Вновь продолжайте записывать, пока не перечислите хотя бы пять черт или пока процесс не начнет замедляться.

Когда вы почувствуете, что закончили, вы готовы к тому, чтобы определить приоритетность черт, от которых вы хотите избавиться или которые вы хотите приобрести.

Сначала исключите повторения. Например, если вы записали: «стать менее негативным и критично настроенным», противоположной чертой было бы «стать более позитивным и благосклонным».

После того, как вы записали эту противоположную черту, вычеркните ту черту характера, от которой вы хотите избавиться.

Для установления приоритетов поочередно рассмотрите каждую из черт в списке и определите, насколько она важна для вас, присваивая буквы:

Напишите эти буквы рядом с каждой чертой. Посмотрите на черты, отмеченные буквой А. Если в этой категории у вас имеется более чем одна черта, оцените их по приоритетности: 1, 2, 3 и т. д.

Сейчас вы установили приоритеты, и в первую очередь будете работать над развитием наиболее важных для вас черт. Но работайте над развитием максимум трех черт одновременно.

Как только вы почувствуете уверенность, что сделали их своими индивидуальными качествами, переходите к следующим чертам в вашем списке в порядке их приоритетности (работайте по порядку над всеми чертами А, потом над чертами В и, наконец, над чертами С).

Если вы почувствуете, что вы сильно изменились, составьте для себя новый список приоритетов.

Цель: Упражнение тренирует умение общаться безоценочно, вырабатывает более позитивное отношение к людям.

Группа делится на пары. Партнерам надо по очереди рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.

Источник: http://notoffended.ru/stati-po-psixologii/psixologicheskie-igry-i-treningi-3/

Лучшие психологические упражнения для тренингов

21 августа, 2014

Благоприятный климат и отсутствие эмоциональной напряженности в коллективе оказывает положительное влияние на продуктивность работы любой организации или компании. Зная это, современные руководители все чаще обращаются к психологам-специалистам, разрабатывающим психологические упражнения для тренингов, направленные на сплочение членов коллектива.

Тимбилдинг: к единой цели – общими усилиями

Тренинговые упражнения подобной направленности получили название «тимбилдинг» (team building), что можно дословно перевести с английского языка как «выстраивание команды».

Тимбилдинг направлен на укрепление межличностных отношений между членами коллектива, а также профилактику и разрешение уже существующих конфликтов. В основе подобного тренинга — создание различных ситуаций, задач, требующих от работников объединения и кооперации.

Тимбилдинг не только способствует улучшению рабочего климата и укреплению настроя, но и развивает способности членов единой команды.

Как правило, такие мероприятия проводятся во внерабочее время, например, во время общего отдыха на природе или другого корпоративного мероприятия, чаще всего в игровой форме. Помимо спортивных и развлекательных заданий в состав тренинга могут входить:

  • анализ и поиск выхода из конфликтных ситуаций;
  • ролевые игры;
  • обсуждение различных трудных вопросов.

Примеры заданий тимбилдинга

Среди заданий, используемых в программе тренинга для сплочения коллектива, часто встречаются упражнения для тренинга личностного роста. Это легко объяснимо, так как эффективная и продуктивная команда складывается именно из уверенных в себе, целеустремленных и коммуникабельных людей.

Примером задания тимбилдинга является игра «Подача объявления в газету». Во время нее каждый из участников создает свою заявку для рубрики «Поиск друзей», но не подписывает ее.

Затем ведущий раскладывает работы на столе в произвольном порядки, а участники должны прочитать каждое и оценить понравившуюся плюсом.

После того как задание выполнено, ведущий вместе с участниками анализирует заявки, получившие наибольшее количество одобрений.

Еще одно задание, которое применяют на подобных тренингах, — это спортивная игра «Веревочный курс». Участники встают в круг, держась при этом за веревку. Ведущий, находящийся в центре, подходит и задевает руки участников. Задача последних – убрать руки до этого прикосновения. Тот, кто не справился, занимает место ведущего.

Хорошим дополнением к заданиям тренинга может стать известная игра «Золотые ворота». Игроки делятся на две команды. Участники первой встают в круг и поднимая руки вверх, образуют «ворота».

Вторая команда становится «змейкой». Участники держаться за руки и пытаются пробежать через все «ворота» пока звучит речь ведущего или музыка. Как только все смолкает игроки первой команды закрывают свои «ворота», опуская руки. Те, кто не успел выбежать из круга, являются пойманными и становятся в круг.

Как организовать тренинг для сплочения коллектива

Для того, чтобы тренинг был эффективным и запомнился всем членам коллектива, необходимо серьезно подойти к организации этого мероприятия.

Потребуется привлечение комплекса специалистов: психолога, разрабатывающего психологические упражнения для тренингов, сценариста, ведущего, фотографа. Сегодня подобные услуги предлагает множество агентств, занимающихся тимбилдингом.

Они готовы предложить стандартные программы или разработать новые индивидуальные тренинги по вашему заказу.

Источник: http://carcasson.com/luchshie-psihologicheskie-uprazhneniya-dlya-treningov.html

Ссылка на основную публикацию