Как избавить ребенка от страхов: советы психолога, как помочь детям преодолеть боязни, справиться с различными фобиями

Консультация на тему: Как помочь ребенку избавиться от страхов?

Как помочь ребенку избавиться от страхов?

Страх одно из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. Малыш в первые месяцы жизни начинает пугаться резких звуков, незнакомой обстановки, чужих людей. Поначалу родители относятся к детским страхам с пониманием и сочувствием.

Но затем отношения начинают меняться, родители начинают упрекать ребенка: «Ай-ай-ай! Как тебе не стыдно? Ты уже большой!» Ребенок растет и вместе с ним растут страхи. Особенно сейчас, когда этот мир нестабилен и заряжен агрессией.

В последние годы специалисты отмечают существенный рост детских страхов, и это очень тревожно.

           Беда в том, что грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, и страхи в прямом и переносном смысле слова мешают ребенку жить, вызывают невротические расстройства: тики, навязчивые движения, энурез, заикание, плохой сон, агрессивность, раздражительность.

Что делать родителям? Как помочь маленьким трусишкам? 

Часто страхи появляются у детей, когда их чересчур опекают. Страх стать посмешищем для знакомых детей, а это мучительно, родители об этом не думают. Детские страхи вызываются конфликтами в семье-дети начинают заикаться, писаться по ночам, бояться одиночества, становится агрессивен. Тяжелее приходится мальчикам, чем девочкам. Их мучает стыд за свой страх.

Родители не должны смеяться над боязливым ребенком. Помогая ребенку справляться со страхами, не надо стремиться к скорому результату. Лучше преодолевать страхи постепенно, без особого напряжения, чтобы они исчезли как бы сами собой. Необходимо внушать ребенку, что он уже многое преодолел, что раньше он трусил гораздо больше.

Любая самая незначительная победа должна отмечаться родителями как огромное достижение, рассказывать всем знакомым и родным так, чтобы ребенок это услышал. Родители должны рассказывать детям о своих страхах из личной жизни. Такие истории можно придумывать, стараясь сделать их посмешнее. Не бойтесь за свой авторитет.

Вы больше сблизитесь с ребенком, станете лучше понимать друг друга. Все уже давно знают, что игра-мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дети лучше усваивают не только знания, но и многие навыки, привычки, происходит коррекция поведения, преодоление психологических трудностей. Не торопитесь проиграть сразу все в игре.

Лучше двигаться вперед потихоньку, тогда ребенок лучше осмыслить происходящее, эффект будет прочнее.

Вначале надо использовать кукольный театр, где будет действовать кукольные персонажи: Зайка-Трусишка, Утенок и Лис и другие. Ребенок может выбирать героя сам.

Полезно использовать в игре музыку для снятия напряжение, придать радостное настроение. Истории должны соответствовать страхам детей.

Соблюдение заданной сюжетной канвы необходимо не только для того, чтобы справиться со страхами, но и развивает воображение, стимулирует ребенка к творчеству.

 Истории с Зайкой-Трусишкой: 1- «У страха глаза велики» – (Зайка гулял по лесу, испугался сухого дерева-коряги; -показ страха).

2 –«Коряга»: зайка боится воды, может свалиться с мостка в воду, так и простоял пока братцы с капустой не вернулись-показ страха 3- «Прогоняем страх»: Предложить нарисовать угощение для Зайки-Трусишки, поиграть в чехарду, прятки.  4 –«Что приснилось?»: Появление страха после сна, как его преодолеть.

5 –«Он преследует меня»:  Появление врага у Зайки – страх перед ним. А самый главный враг-это собственный страх. Выяснение врага ребенка. Используйте вначале «плохие варианты», а потом- «хорошие». 6- «Трудолюбие»: мама заболела, как Зайка пересилил себя, чтобы сходить за доктором в сумерках, помочь больной маме. Показ грусти во время болезни мамы.

7-«Исчезновение папы»: Зайца- грусть, слезы, страх за папу, спасение папы из ямы. Как страх помог выручить отца-показ страха. Какие чувства боролись в душе, что одержало верх? 8- «Побеждение страха страхом»: страх перед лисой, победа. Передача различных эмоций: уныние, обида, страх перед врагом, а затем решимость, гнев, гордость победы.

9-«Победа»: Попросите его передать мимикой и интонацией голоса, показ торжества Трусишки, попросить объяснить смысл пословицы: «Смелость города берет». Приведите примеры из жизни, подтверждающие эти слова. -Затем предложите придумать имя Зайчишке –Смелый, Бесстрашный, Трудолюбивый, Заботливый и т.д.

Затем необходимо проводить игры, где в качестве главного действующего лица будет сам ребенок. В играх ребенок предстает более смелым, чем в жизни.

Если он поверит в себя, то может победит свои страхи хотя бы в игре, потому, что признание окружающих окрыляет ребенка.

Уделяйте внимание его мимике и жестам, изображению разных чувств, так как это помогает нервным детям преодолеть эмоциональное расстройство.

Страх уколов, боли, врачей: Поиграть в игры: «Больница» – побыть в роли доктора, в роли пациента (не боится, боится уколов- похвалить за удачу). Пусть больным будет медвежонок, ежонок, слоненок или взрослый, а ребенок навещает его, приносит гостинцы, рассказывает о виденном, ободряет больного, напоминает о том, что его дома ждет сюрприз.

Страх наказания, крика: Необходимо всем взрослым изменить свое поведение по отношению к ребенку, и прежде всего по отношению друг к другу.

Для этого показаны подвижные игры: «Ручеек», «Жмурки», «Пятнашки», «Сердитый ребенок», «Передача имени по кругу», «Каравай», «Сердитый утенок». Кроме страха наказания, игры помогают преодолеть страхи замкнутого пространства и темноты.

Необходимо, чтобы дети придумывали на кого они сердятся; показали, как они сердятся (мимикой, жестами). Дети шутливо могут угрожать взрослому.

Страх перед врагом, обидчиком: Чаще эти страхи бывают у мальчиков. Игры: «Сражение», «Морские разбойники», «Ловушка для врагов», «Необитаемый остров», «Крепость». Распределение ролей между участниками игры должны осуществляться таким образом, чтобы каждый ребенок поочередно побывать в позиции каждого героя («агрессора», «жертвы» и «героя»).

  Неоднократная смена ролей нападающего и обороняющего помогает совершенствовать способы реагирования на стрессовую ситуацию. Использовать можно любую игрушку, которая будет передразнивать пиратов, участников игры, говорить невпопад, громко говорить над ухом и т.д. Эти образы помогают привнести в игру совершенно необходимый юмор и веселье.

Страх сказочных персонажей, чудовищ: Это самый распространенный страх, причем в настоящее время, приобретает особенно тяжелые формы. Дети часто смотрят мультфильмы, фильмы в которых действуют монстры, роботы –убийцы, вампиры, зомби; а также боевики, компьютерные игры, фильмы ужасов.

  Страх сказочных персонажей и чудовищ подчас маскирует боязнь чересчур строгих, авторитетных, грубых родителей. Как преодолеть такую боязнь? Необходимо посмотреть на себя со стороны другими глазами: фиксировать в течении недели, сколько замечаний вы сделали ребенку, сколько раз вы похвалили его.

Разыграйте кукольный театр по любой сказке: «Гуси-лебеди», «Три поросенка», «Путешествие к Бабе-Яге иди Кощею-Бессмертному», «Сказочный город», «Маленькое привидение», «Превращение сказочного злодея». Используйте мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов».

Строго придерживаться авторского содержания не обязательно, но надо следить, чтобы игра не приобретала зловещего оттенка. Предлагайте пожалеть бедное приведение, волка. Если ребенок рисует или лепит персонажа, то попросите его, чтобы он изобрел несколько копий героя, но с разным настроением (испуганный, понурый, грозный, гордый).

Превращение страшных героев в добрых, безобидных способствует преодоление страха (Лев в мышку, колдунья в котенка или веник, шлепанцы). Научите ребенка делать маску страха, пугать друг друга, не скупясь на шутки и смех, чтобы заглушить чувство страха, которое поначалу может овладеть детьми. Не давайте ребенку перевозбуждаться.

Затевайте эту игру раз в неделю и через некоторое время он, скорее всего заразившись примером друзей, согласится исполнить обе роли. Через неделю введите новый элемент: тот, кого пугают, прогонит страшную маску, но только пантомимой.

Для преодоления страхов хорошо приобщить детей к рисуночной терапии: на песке, бумаге, на контурных поделках, свободное рисование разными предметами: карандашом, кистью, ладонью, пальцами, палочками и т.д.

Ребенок рисует страх; изображение ребенком на рисунке ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх; обсуждение с ребенком рисунка с изображением поверженного «страха».

Рисуночная терапия реализуется, как правило, в комплексе с сюжетно-ролевыми играми – драматизациями («Репка», «Колобок», «Теремок».

Что читать детям? В дошкольном возрасте лучше читать детям побольше веселых произведений наших и зарубежных классиков детской литературы: «Буратино», «Чиполино», «Вини-Пух». Книги Волкова, Успенского, Носова, Михалкова, Осеевой, а также использовать русские-народные сказки, сказки А.С. Пушкина.

Эти произведения не только развлекают, но и учат: смелости, храбрости, внимательности, отзывчивости. На основе их содержания и сюжета можно подготовить кукольные спектакли.  У каждого человека есть круг возможностей.

Они не беспредельны, но и в рамках этого круга можно добиться очень многого!

Литература: Т. Шишкова М. Издательский дом «Искатель». 1997 г. (Страхи-это серьезно).

О. А. Карабанова М. Российское педагогическое Агентство. 1997 г. (Игра в коррекции психического развития ребенка).

С. А. Черняева С-Пб. Издательство «Речь». 2004 г. (Психотерапевтические сказки и игры).

А.Ч. Романов. М. Издательство «ПКЭЙТ». 2001 Г. (Направленная Игротека).

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/02/07/kak-pomoch-rebenku-izbavitsya-ot-strahov

Детские страхи: как избавить ребенка от страха?

Детские страхи – проблема, с которой неизбежно сталкиваются многие родители. “Мамочка, я боюсь, спаси меня” – такой крик больно врезается в сердце любящей матери. Самое страшное, что глядя в глаза своему ребенку, ты понимаешь – он не играет, а вправду боится.

Как преодолеть страх у ребенка? Как лечить детские страхи? С этими вопросами мы обращаемся к специалистам, ищем на них ответ в литературе. Сегодня есть множество методов, как побороть детский страх, но часто они либо не помогают, либо решают проблему лишь на время.

В этой статье мы предлагаем разобраться в причинах детских страхов и только исходя из этого, подбирать варианты решения этой проблемы.

•    Как преодолеть страхи у детей?•    Чем угрожают детские страхи? Их коррекция или полное избавление от них – что на самом деле нужно вашему ребенку?

•    Детские страхи: психология поведения. Откуда детские страхи берутся и куда они уходят?

Что такое детские страхи? На чем они основываются, чего ребенок боится? Если исключить обычные страхи, которые бывают у детей перед походом к стоматологу или переходом в новую школу, то остается необоснованный страх чего-то несуществующего, например, чудищ, сидящих в темноте, черной руки испод кровати, внезапной смерти близких людей. При этом почти для любого взрослого очевидно, что все такие детские страхи надуманные. Поэтому возникает ощущение, что побороть детские страхи будет проще простого: достаточно показать ребенку, что боятся нечего. Когда ребенок вопит от страха в темной комнате, достаточно включить свет, который озарит пространство и докажет, что ничего плохого вокруг нет. Ни страшной черной руки под кроватью, ни бабы-яги в шкафе, ни ведьмы за окном, ни даже одного-единственного паучка под одеялом.

Но родители быстро понимают, что метод быстро дает сбой. Рано или поздно свет придется выключить, а это значит – тьма вернется и все повторится.

Никакие уговоры, рассказы, призывы не боятся, либо не помогают от детских страхов, либо успокаивают ребенка лишь на время.

Более того, ребенок под влиянием своих страхов словно попадает в некое состояние боязни, постоянное ожидание приближающейся угрозы.

Очевидно, что ответ на вопрос, как бороться с детскими страхами, лежит несколько глубже, чем в простом ночнике. И объяснить это легко – все детские страхи несознательные, они лежат глубоко в подсознании.

Как избавить ребенка от страхов? Нужно понять их причину

Первопричина появления страхов у ребенка всегда лежит на поверхности, но родители нередко не замечают ее на самых ранних этапах.

Пересмотревшись на ночь ужастиков, наслушавшись страшных сказок о колдуньях, умеющих превращать красавиц в лягушек, испугавшись черного, большого паука, почти все дети спят спокойным сном и абсолютно ничего не чувствуют.

Это и усыпляет бдительность родителей, когда их ребенок внезапно начинает говорить, что он боится не понятно чего. Они с легкостью объясняют такому ребенку, что ничего страшного вокруг него нет, мир прекрасен и добр, и забывают об этом. На время. Потому что детские страхи возвращаются.

Когда же детские страхи приобретают угрожающую степень, ребенок уже панически боится темноты и смерти, его трясет, ему снятся кошмары, его невозможно успокоить, мы успеваем напрочь забыть о том, с чего все это начиналось.

Кидаясь за ответом на вопрос, как бороться с детскими страхами, давайте обратим внимание вот на что: ребенок, подверженный страхам темноты, отличается от своих сверстников. Для этого достаточно понаблюдать за ним в толпе других детей, например, в детском саду.

Читайте также:  Нейроциркуляторная дистония: причины, симптомы, лечение

Он более впечатлительный, он более чувственно относится ко всему на свете, он очень эмоционален. Ему нравится рисовать, его привлекают яркие краски и красивые вещи, он часто плачет и за ним могут быть замечены неоднократные истерики.

Бывает это маленький актер, который умело копирует поведение взрослых, любит декламировать стихи, а бывает, наоборот, очень стеснительный, и его на публику ну никак не вытащишь. Он очень любит животных, разговаривает с ними, так же, как и с игрушками или даже воображаемыми друзьями..

Через системно-векторное мышление мы понимаем, что он обладает зрительным вектором. Именно в этом векторе и кроется причина всех страхов. И только поняв природу, особенность детей со зрительным вектором, мы можем найти ответ на вопрос о том, как избавиться от детских страхов.

Детские страхи – как с ними бороться?

Страх – это корневое желание в зрительном векторе. Это особенность его психики, которая лежит в корнях его природы.

По мере развития, страхи имеют потенциал превращаться из страха за свою жизнь в страх за других – в сопереживание, в любовь, в способность ощущать особенную связь с другими людьми, чувствовать их внутреннее состояние.

На самом низком уровне (именно в нем пребывают маленькие зрительные дети, ведь они еще не успели развиться) страх примитивен и архетипичен – я боюсь за себя, за свою жизнь, я боюсь, что я умру или умрет мама и я останусь беззащитным и так далее.

Самый большой зрительный страх (он не осознается нами) – это не просто умереть, а быть страх съеденным. Поэтому самые страшные для нас сказки, а потом и фильмы ужасов основаны как раз на каннибализме.

Если зрительный вектор не развивать, пугать зрительного ребенка, читать ему сказки о съедении, то человек вырастет, но зрительный вектор останется у него в самом примитивном состоянии – он будет жить в таких же детских страхах, как и в детстве: постоянно боятся всего на свете, темноты, пауков, высоты. Это очень тяжело состояние, причиняющее неимоверные страдания.

Если же зрительный вектор постепенно развивать, то есть научать ребенка выносить свои страхи наружу – бояться не за себя, а за других, то страх перестает приносить страдание, он превращается в сострадание – самое чистое и доброе чувство, которое только доступно зрительному человеку. Это чувство, которое позволяет зрительному человеку ощущать себя счастливым, радоваться всему на свете, видеть мир в ярких красках.

Глубочайшее понимание зрительного вектора можно получить на тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Сотни людей справились со своими детскими страхами, а также помогли это сделать своим детям.

Детские страхи: как бороться?

На самом простом уровне все детские страхи в зрительном векторе связаны с темнотой и смертью. И в зависимости от того, что подкидываем в него мы, взрослые, они фиксируются на самых обыденных вещах.

Пригрозили, что если ребенок не будет спать, то придет “серенький волчок и утащит во лесок”, и ребенок станет бояться засыпать, его будут мучить кошмары-преследования. Прочитали книгу о крокодиле-убийце в озере, ребенок начинает бояться воды.

Посмотрели фильм об авиакатастрофе и гибели всех пассажиров, ребенок начинает бояться высоты. Потом мы все это забываем, а страхи остаются с нами на всю жизнь.

Зрительный вектор – это обладание большой фантазией, которая также с возрастом развивается и может быть направлена в разные стороны. В случае эмоциональной раскачки на страхах, маленький зрительник способен нафантазировать таких ужасов, что и в страшном сне не присниться.

Удивительно, но именно мы, мамы и папы, как правило, вбиваем первый гвоздь в крышку гроба для зрительного вектора ребенка, когда без разбора читаем ему страшные сказки, пугаем, смеемся с его страхов. А потом удивляемся, почему ребенок продолжает бояться, даже когда свет в комнате включен и никаких страшилищ под кроватью нет.

Как избавить ребенка от страхов?

Единственный способ преодолеть страх у ребенка – это не отменить страх, потому что нельзя научить зрительного человека не боятся. А дать ему способность сострадать, сочувствовать, быть добрым, любить, испытывать эмпатию. Только так и никак иначе можно справится с детскими страхами.

Если вы ищите способ, как побороть детские страхи, записывайтесь на бесплатные, вступительные лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Чтобы оставить свои данные и получить приглашение, нажмите на баннер:

Источник: http://100k.net.ua/vse-stati/84-deti-i-roditeli/372-detskie-strakhi-kak-izbavit-rebenka-ot-strakha

Детские страхи: причины возникновения проблемы. Как побороть страхи?

Все чего-то боятся. Даже у взрослого, успешного, самостоятельного человека наверняка есть какие-то страхи, волнения, переживания. Для ребенка же испуг и страх являются вполне естественными реакциями, поскольку у него мало опыта и все вокруг ему ново.

Спустя некоторое время они должны пройти, но если малыш эмоционально чувствителен, то испуг может трансформироваться в страх чего-либо и закрепиться на долгие годы.

В связи с этим вполне закономерными является вопросы, что может спровоцировать возникновение детских страхов и как же с ними бороться.

Откуда родом детские страхи?

Большинство детских страхов порождают сами родители. Некоторые из них дети фактически перенимают или можно даже сказать наследуют от старшего поколения.

Если мама панически чего-то боится, например, грозы и, как только грянет гром и сверкнет молния, начинает метаться по квартире, закрывая окна и отключая все работающее от электричества, то можно со стопроцентной вероятностью сказать, что у ребенка реакция на грозу будет идентичной. Сильные и повторяющиеся эмоции близких людей малыши впитывают на подсознательном уровне.

Полезно знать: сверхосторожными или вернее сказать боязливыми вырастают те дети, чьи родители, видя во всем потенциальную опасность, постоянно одергивают и предупреждают их: «Осторожно! По дороге едет машина!», «Внимание! Навстречу идет большая собака!» и так далее. Страх может породить и личный травмирующий опыт ребенка.

Например, если ребенок упал с качели или его укусила собака, то он может бояться их всю жизнь.

Иные тревожные родители заходят в своей опеке еще дальше. Они полностью изолируют малыша от реальности, лишая его возможности делать даже незначительные ошибки, познавать мир, знакомиться с новыми людьми.

Когда же наступает пора такому «тепличному» ребенку покинуть привычные условия, например, наступает пора идти в школу, то это порождает массу страхов, ведь у него нет опыта в общении как со сверстниками, так и с другими взрослыми, кроме того, вне дома действую иные неизвестные ему законы, а рядом нет постоянно опекающего его человека, к которому он так привык.

Однако безразличие и невнимание к своему чаду порождает в нем не меньше страхов, чем сверхопека.

Полезно знать: у ребенка, который предоставлен сам себе, формируется нереальное представление об окружающем мире, так как информацию о нем он черпает из мультфильмов, телевизионных передач, фантазий и так далее.

Хорошо, если такой малыш пойдет в детский сад и получит какие-то навыки общения с другими детьми и взрослыми, поскольку в противном случае при поступлении в школу он окажется психологически абсолютно к ней неподготовленным.

Источником тревожности, способствующей развитию страхов, зачастую становится неблагополучная семейная обстановка.

Ссоры между родителями и другие конфликты родственников, которые ребенок вынужден наблюдать каждый день, атмосфера недоверия и отчуждения в доме сильно влияют на эмоциональное состояние очень чувствительных по своей природе маленьких детей.

Кроме того, исходя из статистических данных, малыши из неполных семей имеют на порядок больше страхов, чем их ровесники из благополучных семей.

Некоторые родители избирают такую модель воспитания, в которой нет места непослушанию, детским шалостям и проказам. Они кричат на ребенка за малейшую провинность, даже случайность.

Малыши еще не в состоянии понять, что они в чем-то виноваты и такое родительское отношение зарождает враждебность. Но дети всей душой любят своих родителей, поэтому это чувство они переносят на какие-то предметы и ситуации или на малознакомых и незнакомых людей.

Также у таких ребят часто формируется страх несоответствия идеальному образу ребенка, созданному их родителями.

Поскольку мнение последних для детей является истинным, то они стремятся к совершенству, а когда не могут его достичь (получают плохую оценку, нелестный отзыв о своей внешности или сообразительности, случайно разбивают чашку), то замыкаются в себе, винят себя, перестают проявлять инициативу.

Некоторые страхи родом из сказок. Во многих рассказах и повествованиях для детей есть отрицательные действующие лица, как Баба Яга, серый волк, бабай или Кощей Бессмертный. Эти мифические персонажи могут казаться крохе реальными.

Его воображение может поселить их в темном углу комнаты или в шкафу. И показывать, что их там нет будет бесполезно, так как дети твердо верят, что монстры прячутся, когда зажигается свет или в комнату входит взрослый человек.

Иногда родители в воспитательных целях могут пугать ребенка всякими страшилками (если не будешь слушаться, то тебя заберет бабай, к примеру). Это может сформировать в ребенке самый настоящий страх.

Этот бабай будет мерещиться ему везде, малыш буквально перестанет отходить от матери, будет ходить за ней хвостиком, уцепившись за юбку. Страхи формируются чаще у единственных детей.

Полезно знать: чем больше взрослых окружает такого ребенка, тем хуже, ведь малыш в сравнении с ними неумеха. Он приобретает различные комплексы, у него развивается тревожность.

Очень тяжело приходится эмоционально чувствительным деткам с развитым воображением. Они переживают по любому поводу, ощущая чужую боль как собственную, могут долго плакать, заметив раздавленную букашку, и долго переживать по поводу событий фильма с трагическим сюжетом. Со страхами таких малышей очень сложно бороться, особенно если учесть, что они редко делятся своими переживаниями.

Повышенной тревожностью обладают дети, которые получили травмы во время родов или если беременность протекала неблагополучно.

Так, такие патологии беременности как токсикоз или асфиксия плода приводят к тому, что у новорожденного наблюдаются нарушения сна.

Психически уязвимы младенцы, появившиеся на свет преждевременно, в результате кесарева сечения или затяжных и тяжелых родов. Усиливает этот эффект вынужденная разлука с матерью в первые дни после рождения.

Детская тревога и страхи отрицательно влияют на психическое, интеллектуальное развитие. В состоянии тревоги мышление ребенка становится хаотичным, а в страхе – заторможенным, познавательная активность при этом резко уменьшается, пропадает детская любознательность и непосредственность.

Хотя важно понимать, что тревога может иметь как отрицательную, так и положительную окраску, например, радостное волнение в ожидании приятного события. Хуже всего, если возникший в детстве страх укоренится в подсознании. Это может создать множество проблем во взрослой жизни.

Например, доказано, что дети разведенных родителей сами разводятся и не единожды.

Какими бывают детские страхи?

Пожалуй, самый большой страх взрослого человека – боязнь смерти. Но смерть неотвратима, она часть человеческой природы, поэтому люди вынуждены как-то жить с осознанием своей смертности.

У детей этот страх трансформируется в другие страхи, более материальные.

Происходит так благодаря инстинкту самосохранения, поскольку смерть победить нельзя, а вот все остальное, каким бы страшным оно ни казалось, можно.

Одни детские страхи можно распознать сразу, поскольку ребенок пребывает в состоянии оцепенения и ужаса или, наоборот, обращается в бегство и плачет, а о наличии других тревожных состояниях родители могут не догадываться долгое время.

Важно: признаками страха является сбивчивая речь и дыхание, дрожащий голос, холодный пот, ледяные конечности, отсутствующий взгляд, учащенное сердцебиение. На коже также могут наблюдаться изменения, она может побледнеть, стать красной, покрыться пятнами или цыпками.

Каждому возрасту соответствуют разные страхи. Так младенцев первых месяцев жизни сильнее всего пугают резкие и громкие звуки (хотя этот фактор вызывает испуг в любом возрасте), хаотичные движения, потеря поддержки и падение.

Читайте также:  Психология: это что такое, что изучает наука, кратко самое главное, современное состояние психологической отрасли

Приблизительно в шесть месяцев малыши уже могут идентифицировать предмет, создающий пугающие звуки. Это может быть пылесос, фен и так далее.

Полугодовалый ребенок практически всегда боится незнакомцев, новой обстановки, не любит переодеваться.

Примерно от полугода до 3 лет у детей сильное волнение вызывает отсутствие матери.

Очень нежелательно отдавать ребенка в детсад в период с 1,5 до 3 лет, потому как это нередко способствует закреплению возрастных страхов.

Чаще всего до трех лет малыши боятся одиночества, боли, высоты, животных, насекомых. После трех лет дети начинают понимать, что они могут провиниться и зарождается страх наказания.

К самым распространенным страхам с трех до пяти лет относятся боязнь одиночества, темноты, клаустрофобия. А ведь именно в этом возрасте, как правило, родители принимают решение, что пришла пора крохе спать отдельно.

Мало того, что ребенок вынужден спать один в своей постели, так еще и в другой комнате в полной темноте и с плотно закрытой дверью.

Неудивительно, что ему может казаться, что в темных углах, шкафу или под кроватью прячутся чудовища и привидения.

К 6-7 годам ребенок начинает понимать, что жизнь не бесконечна, что все умирают и члены его семьи, в том числе, поэтому высшей степени достигает страх смерти. Для детей младшего школьного возраста характерна боязнь не оправдать ожидания родителей, а также обычные школьные страхи, как получение плохой отметки или опоздание на урок.

Полезно знать: по мере взросления ребенка страхи усложняются. Дети могут начать бояться собственной смерти, унижения, быть отвергнутыми, высмеянными, непонятыми, вызвать неодобрение родителей.

Некоторым школьникам очень важно следовать современной моде, взглядам и так далее, они боятся показаться старомодными.

В подростковом возрасте реальные жизненные угрозы, как война, природные катастрофы или преступления, воспринимаются намного острее, особенно если учесть, что в средствах массовой информации то и дело мелькает подобная информация.

Такой поток негативной информации может заставить подростка искать выход и спасение в виртуальной реальности или плохих пристрастиях.

Как справиться с детскими страхами?

Никто из родителей не станет отрицать, что с детскими страхами нужно бороться. А любой психолог подтвердит, что этих состояний и негативных эмоций нужно постараться не допустить. Если же ребенок чего-то боится, то этот страх нельзя высмеивать или ругать за него малыша. Детские страхи существуют обычно не дольше месяца, но случается, что они закрепляются на всю жизнь.

Важно: совершенно недопустимо действовать по принципу подобное лечится подобным. То есть, нельзя заставлять ребенка, который панически боится темноты, спать в темной комнате. Это может стать причиной неврозов и других фобий.

Взаимное доверие между родителями и крохой скорее установится в том случае, если они отнесутся к такому состоянию чада с пониманием, признают его нормальным явлением. К слову детские страхи бывают естественные или иначе биологические (природные), фантазийные и внушенные.Последние наиболее сильные. От них избавиться сложнее всего.

В ситуациях, когда ребенок испытывает страхи, которые не соответствуют его возрасту, они проявляются паническими атаками или истериками с такими сопутствующими симптомами, как плач, заикание, недержание мочи, расстройства сна и аппетита, необходима консультация специалиста – детского психотерапевта.

Если детский страх проявляет себя не так интенсивно, то можно попытаться его унять с помощью специальных методик по устранению страхов, ведь приблизительно до 10 лет такая черта характера, как тревожность, вполне обратима.

Наиболее эффективными методиками, позволяющими побороть детские страхи как вызванные игрой воображения, так и основанные на реальных событиях, является рисование, сочинение сказок и историй, а также предметно-ролевые игры.

Сказки и рисунки

Совет: повышенную чувствительность ребенка к чему-либо можно снять, если вместе с ним придумать сказку, в которой этот страх будет побежден.

Также можно показать ему мультфильмы, где герой в итоге превозмогает свой страх. Отличным примером такого мультика является «Крошка Енот», отражающий истинную природу надуманных страхов.

Можно предложить крохе нарисовать свой страх. Такое занятие по рисованию должно проходить при непосредственном участии взрослого близкого человека, лучше матери. Мама должна сидеть рядышком, а не напротив, что поможет установить более тесный контакт, подбодрит малыша.

Далее нужно постараться разговорить его. Для этого следует задавать ребенку вопросы о том, чего же он боится и попросить его отвечать многосложно.

Например, на вопрос боится ли он каких-нибудь животных, желательно получить не просто ответ ДА или НЕТ, а что-то вроде «Я не боюсь собак» или «Я боюсь пауков».

Затем следует перейти непосредственно к изображению страхов на бумаге. Нужно попросить малыша нарисовать первый из названных им страхов, желательно цветными карандашами.

Он может решиться запечатлеть свой страх на бумаге не сразу и даже не за один день. Можно помочь ребенку, попробовать рисовать вместе.

Затем следует обсудить то, что в итоге получится, похвалить кроху за смелость и предложить расправиться и навсегда расстаться с его страхом, уничтожив рисунок.

Предметно-ролевые игры

Такие игры позволяют помочь детям избавиться, например, от страхов темноты, наказания, излишней застенчивости.

Полезно знать: такая простая игра, как «Прятки» может помочь устранить страх одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Играть при этом нужно при неярком освещении, чтобы в квартире было побольше темных участков. При этом если ищет взрослый, то очень желательно подыграть и не найти прячущегося ребенка. А когда водит малыш, то это позволяет ему преодолеть нерешительность и таки ради победы войти в темноту.

Очень положительно сказывается на преодолении страхов участие ребенка в различных домашних театральных постановках.

При этом малыш может поочередно играть положительных и отрицательных персонажей, участвовать в изготовлении костюмов. Сказки и сценарии для постановок могут быть импровизированными.

К примеру, злой герой, которого играет ребенок, может в финале стать добрым. Такая игра должна заинтересовать кроху, принуждать его ни в коем случае нельзя, ему должно быть весело.

Как помочь ребенку побороть страхи? Видео

Источник: http://best-nyanya.ru/ugolok-mamy/polezno-znat/389-detskie-strahi-prichiny-vozniknovenija-problemy-kak-poborot-strahi.html

Как избавить ребенка от страхов?

Чувство страха знакомо нам и во взрослом возрасте, но если мы немного покопаемся в воспоминаниях о собственном детстве, то непременно вспомним огромное количество страхов. Все люди боятся тех или иных вещей.

Для кого-то самой страшной кажется смерть, а кто-то каждый день опасается за безопасность близких.

Впрочем, тревога и беспокойство – это естественные функции нашего мозга, которые крайне полезны во многих ситуациях, ведь таким образом мы можем предупредить опасность.

В таком состоянии мы стараемся скрыться подальше от предполагаемого источника опасности, который может даже угрожать нашей жизни.

Тем не менее, многие страхи носят патологический характер и именуются фобиями. Особенно иррациональная тревога присуща маленьким детям. Дело в том, что малыши обладают невероятно развитой фантазией и впечатлительностью, и детский страх может родиться из любой вещи или явления.

Некоторые детки настолько подвержены проявлениям фобий, что это отражается на их физическом здоровье и психическом развитии. Именно поэтому родители должны внимательно наблюдать за малышами, особенно с трехлетнего возраста, когда они начинают активно познавать окружающий мир и приобретать собственный опыт.

Содержание статьи

Прежде чем установить, как бороться с детскими страхами, с иррациональными тревогами, стоит разобраться, по каким причинам у малыша может развиться повышенная беспокойность и мнительность:

  • ссоры в семье, выяснения отношений между родителями в присутствии ребенка;
  • чрезмерная опека и мнительность со стороны родителей;
  • скованность и замкнутость в поведении малыша, излишняя стеснительность;
  • строгое отношение, требовательность и привычка наказывать за малейшие провинности;
  • неблагоприятная эмоциональная ситуация во время беременности матери;
  • патологии нервной системы у малыша;
  • привычка взрослых постоянно запугивать различными персонажами за непослушание.

Если вам еще не довелось столкнуться с детскими страхами и их проявлениями, значит, самое время приступить к профилактическим мерам.

Здоровая психика вашего малютки практически полностью зависит от правильного поведения взрослых:

  • следите за тем, чтобы беременность протекала в спокойной обстановке – все ваши стрессы могут в будущем отразиться на малыше;
  • ни в коем случае не пугайте малыша сказочными персонажами, врачами, милиционерами, злыми дядями из соседнего дома;
  • еще неокрепший разум малютки не готов к мультфильмам про монстров или ужастикам, тщательно подбирайте видеоматериалы для просмотра;
  • не оставляйте деток в замкнутом пространстве, в одиночестве, а уж тем более в незнакомой им обстановке;
  • старайтесь проявлять опеку сдержанно, ведь часто самые незначительные опасности могут рассматриваться родителями как стихийное бедствие;
  • не смейтесь над сыном или дочкой и не стыдите их за какие-либо поступки.

Многие родители пытаются найти советы психолога, как бороться или предотвратить детские страхи, забывая о том, что корни любых проблем произрастают внутри семьи. Если вы поддерживаете уют и спокойствие в собственном доме, а своему малышу дарите только любовь и внимание, то никакие боязни не разовьются в категорию патологических.

Бороться с акрофобией приходится не только подрастающему поколению, но и огромному количеству взрослых. Однако это далеко не самый глупый страх, ведь именно он удерживает нас от опасных ситуаций и позволяет сохранить жизнь.

Но часто бывает и так, что подобная фобия мешает нормальной жизнедеятельности, а после простого взгляда вниз с верхнего этажа многоэтажки у некоторых подкашиваются ноги, сильно учащается сердцебиение, кружится голова и появляется чувство тошноты. И это только минимальные из симптомов.

В развитии излишней боязни высоты у маленьких детей также можно обвинить родителей, которые регулярно ее поощряют. Слишком высокие горки, деревья и лестницы – большинство мам и пап категорически убеждены, что детям на них не место. Более того, акрофобия постоянно усугубляется запугиванием всевозможными травмами.

С другой стороны, детская акрофобия может быть связана с тем, что малыш получил травму при падении с высоты по собственной вине или по вине взрослых. Тогда у такого страха есть крепкие корни, от которых нужно избавляться постепенно.

После этого испугать могут большие объекты и высокие здания, а некоторые боятся даже подняться на стульчик.

Если малышу страшно упасть, он может испытывать почти предобморочные состояния, затруднение дыхания и тошноту. Но самое негативное последствие этой фобии – риск утраты контроля. Ребенок плохо ощущает собственное тело и не знает, как правильно и безопасно спуститься.

Способы предотвращения и преодоления акрофобии кроются в физической активности, ведь таким образом дети приучают свое тело свободно ориентироваться в пространстве и укрепляют вестибулярный аппарат. Со стороны родителей не должно исходить запретов на велосипеды и самокаты, канаты и спортивные лестницы, а также нежелательно постоянное внушение детям, что такие занятия несут опасность.

Современные детки нередко находят поддержку в среде мультипликационных или книжных друзей. Подберите для вашего малютки такие книги или мультфильмы, где герои будут учить его преодолевать препятствия – благо, выбор видеоматериалов сегодня огромен.

Помимо подвижных игр и вымышленных героев, вы можете поощрять проявления смелости у деток в простых бытовых ситуациях. Так, можно просить его достать те или иные необходимые ему вещи, постепенно перемещая их повыше.

Темноты боятся почти все дети и даже некоторые взрослые. Как правило, подобными страхами руководит иррациональное беспокойство и ощущение, что во мраке может таиться опасность.

Никтофобия занимает почетное первое место по степени распространенности среди детского населения.

Большинство родителей кое-как справляются с нежеланием малышей оставаться одному в затемненном помещении, но часто фобия перерастает в паническое состояние, с которым трудно бороться.

Как избавиться от страха темноты?

Когда речь идет о маленьких детях, то самым эффективным способом могут стать коррекционные игры.

Они направлены на то, чтобы ребенок воспринимал темноту не как источник опасности, а как элемент игрового пространства, где ему предстоит преодолеть те или иные препятствия. Психологи советуют бороться со страхами у ребенка как можно более незаметно.

Читайте также:  Психологические расстройства: что это такое, виды отклонений у человека, все симптомы, какие существуют признаки у женщин, причины, лечение

Поэтому если понятие «страх» перестанет фигурировать, а на первый план выйдет игра, то малыш сам не поймет, в какой именно момент его фобия отступит.

Среди действенных корректирующих игр можно выделить следующие:

  • «Бобры«. Игра подходит для малышей 3-6 лет. Суть в том, чтобы охотник (взрослый) пытался найти бобра, спрятавшегося под накрытым скатертью столом. Задача бобра – выждать время, пока взрослый не ушел из комнаты, сидя в затемненном пространстве. Постепенно можно побуждать малыша к тому, чтобы он еще больше укреплял жилище бобра, затемняя его одеялами и пледами;
  • «Кукольные прятки«. Играть можно с детками 4-6 лет, но в этом действе прячутся не малыши, а игрушки. Некоторые из них нужно запрятать в освещенных комнатах, а другие – в темных. Дети должны отыскать как можно больше игрушек, причем за найденные в темноте они поощряются больше;
  • «Разведчики«. В такую игру можно играть как в компании, так и взрослому вдвоем с малышом 5-8 лет. У такой игры может быть целая предыстория об отважном разведчике с недюжинными боевыми подвигами. И вот он получает задание отправиться на ночную разведывательную миссию. В темном помещении расположены вражеские орудия. Задача разведчика – пересчитать все предметы и доложить об этом генералу, за что он получает вознаграждение.

Любые детские фобии, не вылеченные вовремя, кочуют вместе с нами во взрослую жизнь. Мало кто из совершеннолетних людей может уверенно сказать о том, что часть страхов из детства все еще не живет вместе с ними.

Проявив родительскую заботу и внимание, вы сможете предупредить многие взрослые проблемы ваших детей, вырастив их смелыми и оптимистичными.

Источник: https://mjusli.ru/ja_mama/vospitanie_rebenka/borotsya-so-straxami-u-rebenka

Как помочь ребенку преодолеть страхи

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. При чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до эмоционального паралича.
Устойчивые страхи – это такие страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый, они приводят к появлению нежелательных черт характера.

Подавляющее большинство страхов обусловлено возрастными особенностями и имеет временный характер. Если страхи имеют заостренное течение или сохраняются длительное время, то это служит сигналом неблагополучия, говорит о нервной и физической осдаоленности ребенка, неправильном поведении родителей, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.

Возникновение страхов в большинстве случаев – это вина самих родителей, и наш долг – предупредить возможность их проявления, оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или просто родительской невнимательностью. С возрастом у детей меняются мотивы поведения, их отношение к миру, ко взрослым, сверстникам.

И от того, смогут ли родители уловить эти перемены, понять изменения, связанные с сыном или дочерью, и в соответствии с этим менять свои отношения с ребенком, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка. Что такое страх, как предупредить его у детей – это повод для разговора.

СТРАХ основан на инстинкте самосохранения. Страх – это эмоция, которая возникает в ответ на действие угрожающего стимула, сопровождается определенными физиологическими изменениями: отражается на частоте пульса, дыхания, показателях артериального давления.

ТРЕВОГА также имеет эмоциональный компонент в виде чувства беспокойства и волнения. Часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно спрогнозировать. На возникновение опасности каждый человек реагирует по-своему. Выделим несколько типичных ответных реакций.

Предупреждающей страх реакцией является агрессия на физическом, словесном и воображаемом уровне. В ряде случаев агрессивный ответ не представляет собой отклонения от нормы и имеет целью защиту себя от агрессии со стороны обидчика. Агрессивный ответ на словесном уровне представлен в виде брани.

На воображаемом уровне – в проявлении ненависти, злобы, либо неприязни, раздражении. Страх можно не осознавать, быть к нему безразличным. Подобное восприятие страха встречается как при высоком уровне саморегуляции и развития волевых качеств, так и при эмоциональном или интеллектуальном недоразвитии.

Кроме того, страх может не возникать потому, что не имеет аналогов в жизненном опыте человека. Вам, наверное, приходилось сталкиваться с детьми, которые ничего не боятся. Это полная противоположность детям, испытывающим страх.

Но почему же тогда они становятся пациентами психотерапевтов? И у тех, и у других детей есть одна общая черта – у них нарушен инстинкт самосохранения. У детей со страхами он преувеличен, у «бесстрашных» снижен или отсутствует вовсе.

Самым распространенным способом реагирования на опасность является бегство, то есть не всегда осознаваемое стремление избежать соприкосновения с источником угрозы, самоизоляции от нее. Последствия страха. Ларошфуко сказал: «Мы обещаем согласно своим надеждам, а поступаем согласно своим страхам».

Нет ни одной психической функции, которая бы под воздействием страха не претерпела бы изменений. Положительные эмоции исчезают. Вместо них развивается хроническое эмоциональное напряжение (общая заторможенность, слабость, усталость, но вместе с тем -импульсивность, внезапно возникающие, труднопредсказуемые действия).

Например, один тихий послушный мальчик 6 лет, находясь в больнице, случайно разбил градусник. Ребята сказали, что медсестра накажет его. Страх перед этим у исполнительного, а фактически боящегося мальчика был настолько велик, что он, не задумываясь, разжевал градусник вместе с ртутью и проглотил.

Страх, как мина замедленного действия, подрывает уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, настойчивость и упорство в достижении цели. Без веры в свои силы человек не может эффективно бороться, отстаивать овои права, он заранее готовит себе поражение, настраивает себя на неудачу, убеждаясь все больше и больше в своей никчемности, неспособности ни к чему.

Но самое главное, взрослый человек, который в свое время не избавился от страхов, став мужем-женой, отцом-матерью, испытывает трудности в установлении нормальных семейных отношений и, скорее всего, передаст свои тревоги, страхи ребенку.

Страх уродует и мышление. Оно становится скованным бесконечными опасениями, предчувствиями, сомнениями, теряет свою гибкость. Из-за боязни показаться смешным, сделать не то, не так, как требуют, уменьшается познавательная активность. Все новое воспринимается с настороженностью, все поведение носит пассивный, излишне осторожный характер.

При длительно действующем страхе, искажающем эмоционально-волевую сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается все более неадекватным образом. Кажется, что они не относятся, как раньше, не понимают, осуждают. А это уже говорит о мнительности.

Почему в детстве страх – одна из самых распространенных реакций? Потому что инстинкт самосохранения выражен очень активно, а жизненного опыта нет. Для того чтобы помочь ребенку избавиться от страхов, родители должны принимать причины их появления. Страхи, возникающие в процессе общения с родителями и сверстниками, отличаются от страхов, рожденных воображением ребенка (или в результате испуга).

В первом случае речь идет о внушенных страхах, во втором – личностно обусловленных, в третьем -о ситуационно возникших страхах. Страхи, возникающие в результате заражения страхом или внушения, устраняются не только воздействием на ребенка, но и в результате изменения к нему отношения родителей. Во всех случаях смотреть на страхи надо не столько глазами взрослых, сколько глазами детей.

Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, положительный пример родителей, самокритичное признание ими своих недостатков и их преодоление, перестройка отношений с ребенком, гибкость и непосредственность, уменьшение тревожности и строгости создают предпосылки для успешного устранения страхов.

Нельзя винить, ругать, а тем более наказывать ребенка за то, что он боится, как и за то, что он стал таким беззащитным и несчастным, поскольку ребенок во всем зависит от родителей, и они несут ответственность за его будущее. Любовь к детям – лучшее лекарство, условие их спокойствия.

Если ребенок чувствует, что он защищен от любой опасности вашей разумной любовью, то оснований для развития страхов становится значительно меньше. Не стесняйтесь проявлять нежность, участие, понимание, принимайте ребенка таким, как он есть, не сравнивайте его с другими детьми. Никакого насилия, угроз, физических наказаний, Когда вы пользуетесь силой, ребенок подчиняется вам из страха.

Потом вы, конечно, помиритесь, но страх останется в сознании маленького человека и может проявиться по любому другому поводу. Объяснять, что страх – нелепость, бессмысленно. Разговоры только усугубят ожидание страшного. Лучше разрешить ребенку побольше бегать, приглашать в гости его друзей, помочь ему научиться общаться с ними, полезно использовать игру, в которой ребенок проявит себя как сильный, смелый защитник.

Родителям важно понять, что страх – не каприз, не слабость (как иногда думают отцы), а серьезная проблема. Это беда, с которой надо сражаться, и иногда в первую очередь с собой.

Начать надо с того хотя бы, чтобы изменить отношение к ребенку, дать ему больше свободы, а мешать этому может ваша негибкость, предвзятость в восприятии детей, непроизвольный перенос своих тревог, страхов и проблем.

Родители должны понимать, как их отношение к ребенку влияет на него.

Так, если оба родителя все разрешают ребенку, мягки, нерешительны, то число страхов может быть максимальным (нет опоры у ребенка в ближайшем окружении).

Достаточное число страхов наблюдается, когда оба родителя очень строги. В этом случае одновременно со страхами нарастает и возбудимость детей.

Если родители без конца дают советы, проверяют, делают замечания, это рождает у детей боязнь не соответствовать родительским требованиям.

Есть родители, которые требуют обещания исправиться, стыдят, Всё это – непосильное физическое и психическое закаливание, игнорирующее реальные возможности детей, их психофизическое развитие, темперамент, особенности формирования характера.

Такие требования неприемлемы, бесполезны, а в худшем случае – только способствуют усилению страхов. С возрастом происходит интеллектуальная переработка страхов, они теряют наивно-детский характер. Упоминание о Бабе Яге вызовет дрожь у 4-летнего, а подросток рассмеется.

Однако этот же подросток может бояться родителей, насмешек со стороны сверстников, стихийных бедствий. Преодолевая страхи, мы должны возвратить ребенку детство, из которого он ушел раньше времени.

Достигается это разнообразными эмоционально насыщенными играми, детскими спектаклями, праздничными представлениями, где много веселья и музыки, посещениями парков, систематическим чтением сказок, рисованием, походами.

Крайне желательно участие во всех этих мероприятиях взрослых, которые сами, попадая в детство, становятся непосредственными в отношениях с детьми. Любая возня с родителями, сверстниками, смех, разыгрывание сказок способны создать условия для детства, не омраченного страхами, с которыми не может справиться ребенок,

Ребенок идет в школу, и начинается новая угрожающая ситуация. Главная трудность в это время состоит в умении соединить требовательность с уважением к детям и сохранить при этом с ними эмоциональный контакт.

Утрированное чувство долга, чрезмерная принципиальность, моральное давление оборачиваются страхом «быть не тем», страхом несостоятельности, а также тревожным предчувствием возможных неудач и поражений, неуверенностью в себе.

Тогда полное устранение страхов, пропитанных тревожностью, становится непростой задачей и подразумевает активную перестройку многих аспектов семейных отношений и обязательное участие сверстников в жизни ребенка.

Существует много «невидимых страхов», остающихся тлеть в душе ребенка и готовых вспыхнуть в любой подходящий для этого момент.

Это такие  страхи, которые часто отрицаются детьми, но определяются матерями. Другими словами, это страхи, в которых не любят признаваться.

Нелегок путь самопознания и самовоспитания, но это единственный путь для того, чтобы помочь детям справиться со своими проблемами.

Наша беседа подошла к концу. Она поможет вам не только преодолеть страхи у детей, но также заставит задуматься о себе, о ваших взаимоотношениях в семье, проанализировать свои поступки, методы воспитания (что само по себе является лучшей профилактикой появления страхов). Это необходимо потому, что здоровье ваших детей, а значит, и будущее всех нас в ваших руках, родители.

Источник: Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации / авт.-сост. Н. Ф. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.

Источник: http://www.vseodetishkax.ru/konsultaczii-psixologa/47-detskie-straxi/1024-kak-pomoch-rebenku-preodolet-straxi

Ссылка на основную публикацию